Линки доступности

Эндшпиль в войне: от контрнаступления до полной победы над Кремлем


Украинский военнослужащий показывает знак "Победа!" в танке возле прифронтового города Бахмут (архивное фото)
Украинский военнослужащий показывает знак "Победа!" в танке возле прифронтового города Бахмут (архивное фото)

Эксперты из Украины, США и Европы обсуждали условия окончания войны

Ожидаемое всеми контрнаступление Вооруженных Сил Украины должно стать переходом к последней стадии развязанной Россией войны и привести к победе Киева. Однако, для того чтобы эта победа состоялась и оказалась устойчивой и долговечной, не только Украине, но и всему Западу придется сделать еще много шагов, которые будут иметь решающее значение для всего мира.

На дискуссии в Гудзоновском институте в Вашингтоне (Hudson Institute) эксперты попытались описать условия окончания войны и обрисовать контуры будущей системы безопасности в Европе.

Климкин: «Переговоры с Россией возможны только с позиции силы»

«Конечно, мы уверены, что добьемся решающих успехов на поле боя, - сказал Павел Климкин, соучредитель Центра национальной устойчивости и развития Украины (Pavlo Klimkin, Co-Founder, of the Center for National Resilience and Development and former Ukrainian Foreign Minister), сообщив о том, что «по опросам общественного мнения в настоящий момент 9 из 10 украинцев не хотят идти ни на какие компромиссы с Москвой и готовы сражаться за это».

Бывший министр иностранных дел Украины, бывший посол Украины в Германии, посвятивший два десятилетия дипломатической карьеры процессу евроинтеграции страны, убежден, что настоящую «победу можно будет объявить только тогда, когда путинская Россия будет сломлена».

Павел Климкин
Павел Климкин

«Переговоры с Россией возможны только с позиции силы. Помимо военных достижений, такая позиция силы может и должна быть создана в результате экономического давления и изоляции России. Одними только санкциями мы не сможем, к сожалению, изменить поведение Путина: нам нужно отрезать реальные возможности России снова развязать эту войну. Для всего этого необходима солидарность Запада и твердое лидерство со стороны США», - объяснил дипломат.

Павел Климкин обрисовал три сценария обеспечения безопасности Украины. Один из них, по словам бывшего главы внешнеполитического ведомства, это «украинское сдерживание» - когда предоставив Украине необходимые вооружения и подкрепив ее финансово и технологически, Запад заморозит конфликт и предложит Москве подписать международные соглашения.

«Однако, - отметил Климкин, - у украинцев уже есть драматический опыт Будапештского меморандума и других соглашений, которые Россия легко нарушила».

«Россия уничтожила множество международных договоров и соглашений, начиная с того, что даже Хельсинкские соглашения 1975 года уже фактически не действуют», - напомнил Павел Климкин.

Второй сценарий для Украины, бывший чиновник, назвал «украинской крепостью». Это действия, при которых закрепляются международные гарантии НАТО.

«Однако для прочности гарантий это должно стать своего рода переходным решением к членству Украины в НАТО. Кроме того, опять же встает вопрос доверия этим гарантиям», - заметил Климкин.

Поэтому, по мнению украинского дипломата, «альтернативы вступлению Украины в НАТО по сути не существует».

Иначе, считает, Климкин, всех ждет «порочный круг», или, другими словами: «своеобразная спираль неопределенности и дестабилизации», связанная с вечной проблемой «защиты от угрозы России, например, ядерной».

Люк Коффи: «На Западе никто до сих пор не дал четкого определения “победы” Украины»

Павел Климкин выразил разочарование тем, что «Запад существенно утратил компетенцию в отношении России».

«Многие делают вид, что понимают Россию, но не способны почувствовать, что происходит, - констатировал украинский дипломат, - всякими “нажатиями на кнопку перезагрузки отношений», проблем с Россией не решить».

Люк Коффи, старший научный сотрудник Гудзоновского института. (Luke Coffey, Senior Fellow, Luke Coffey is a senior fellow at Hudson Institute), согласился с этим, пояснив, что видит проблему нарратива:

«Никто на Западе не дал официального определения понятию “победа Украины”, - заявил эксперт, - Что такое эта победа? Равнозначна ли она какому-то урегулированию путем переговоров?»

Коффи подчеркнул, что «президент Зеленский четко дал понять», что он считает победой «полное восстановление территориальной целостности Украины на основе границ 1991 года».

Люк Коффи
Люк Коффи

В этой связи, - уверен исследователь, - у Запада должен быть четкий план, как осуществлять помощь и поддержку Украине, исходя из того, что Киев попытается восстановить свою полную территориальную целостность, включая Крым».

«Проблема, с которой мы сталкиваемся здесь, в Вашингтоне, заключается в том, что правительство четко не объяснило американскому народу, почему ситуация в Украине имеет большое значение, - заметил Коффи, - Мы должны начать рассматривать войну в Украине, как “непрерывную кампанию”, в которой, пока США готовят Украину к контрнаступлению, планируется помощь Украине следующей зимой».

Рика Семеркени: «Точка зрения на Россию в Европе радикально изменилась»

Кроме того, Люк Коффи уверен, что «в Европе США должны продолжать работать с союзниками и партнерами над улучшением их военного потенциала».

«У США много интересов в сфере безопасности и в экономике на европейском континенте, и мы должны принять все это во внимание», - отметил Коффи, - в обозримом будущем, а может и всегда, Соединенным Штатам придется поддерживать расширенное военное присутствие в Европе».

Рика Семеркени, старший советник Международного республиканского института (Reka Szemerkenyi, Senior Advisor, Transatlantic Strategy, International Republican Institute), заявила, что «Европа пережила невероятные изменения» в своем отношении к РФ.

«Это был крах нескольких больших теорий, на которых были основаны ее отношения с Россией. Например, идея о том, что взаимная торговля и расширение торговых отношений создадут стабильность и безопасность, или что сотрудничество в территориальных секторах может привести к стратегическому сотрудничеству. Реакция европейских стран на войну России в Украине - это больше, чем просто реакция на новую геополитическую реальность. Это осознание неизбежности противостояния», - подчеркнула эксперт.

Рика Семеркени
Рика Семеркени

Семеркени убеждена, что «в настоящий момент произошел радикальный сдвиг центров принятия решений на европейском континенте», как в ЕС, так и в НАТО: «теперь пункты повестки дня генерируются центральноевропейцами».

«Геополитика породила у них геостратегическое мышление”, - заметила аналитик, - возникли устойчивые ментальные связи в понимании безопасности - с НАТО, с США, а гарантии безопасности стали четко ассоциироваться еще и с членством в ЕС. Западным европейцам следует больше прислушиваться к центральноевропейцам».

«Большие надежды»: предстоящий саммит НАТО в Вильнюсе

Украина, по мнению Люка Коффи, «может стать первой, кто получит индивидуальный план действий».

Эксперт предложил создать некий «трастовый фонд, в котором НАТО собрало бы ресурсы и финансирование для обучения украинских солдат на передовой военной технике, которую, возможно, нет планов предоставить Украине в данный момент, но которая может быть передана альянсом Украине в будущем».

Например, считает аналитик, уже пришла пора принять решение о передаче Украине истребителей четвертого поколения, таких как F-16.

«НАТО должно спросить Украину, хочет ли она активно участвовать в Силах быстрого реагирования альянса (СБР - воинские формирования НАТО, имеющих высокую техническую оснащенность и находящихся в высокой степени боевой готовности - прим. «Г.А.»)», - пояснил Коффи.

Аналитик предложил также создать «сертифицированный центр передового опыта НАТО по проблемам современной войны».

Дискуссия в Гудзоновском институте
Дискуссия в Гудзоновском институте

По мнению эксперта, «в течение последних двух десятилетий НАТО сосредоточила внимание на конфликтах низкой интенсивности, на операциях по борьбе с повстанцами и региональными вооруженными формированиями. А Украина ведет современную войну с другим большим государством. Это не только помогло бы НАТО усвоить уроки ВСУ, но и стало бы символическим началом вхождения Украины в НАТО».

«Центральная и Восточная Европа с надеждой смотрит на июльскую встречу альянса», - заявила Рика Семеркени.

«Украина рассматривается этими странами в качестве нового партнера. Я считаю, что сейчас подходящий момент, чтобы ухватиться за возможность стать “творцами истории” и сформировать будущую структуру стабильности», - подтвердила эксперт.

Павел Климкин предостерег от повторения постоянной фундаментальной ошибки Запада: «пережидать и придумывать разные “красные линии”».

«Нам в Вильнюсе на саммите НАТО необходимо получить мощное послание от Запада, без навязывания каких-либо ограничений, ориентиров или каких-либо условий, потому что наша цель – победить Россию. Вместе с Западом», - настаивает Климкин.

«Мы имеем дело с “Россией 21-го века” но с “амбициями 19-го века”. Россия может быть решительно побеждена в Украине. Однако история учит нас, что они могут попытаться “вернуться”. Идея о том, что наступает некий вечный мир, как мы думали в 1990-х годах, так и не материализовалась. Россия всегда будет отдавать приоритет в своей внешней политике и геополитике Центральной и Восточной Европе, потому что без контроля или влияния на такие страны, как Украина или Беларусь, Россия - просто азиатская, а не европейская держава», - сказал в заключении беседы Люк Коффи.

Форум

Читайте также

XS
SM
MD
LG