Линки доступности

Восстановление послевоенной Украины: путь к процветанию через трансформацию страны


Активисты Гринпис поднимают ветряную турбину на берегу озера Лугано во время демонстрации, призывающей к восстановлению Украины, и созданию в этой стране экономики нового технологического уклада (архивное фото) 
Активисты Гринпис поднимают ветряную турбину на берегу озера Лугано во время демонстрации, призывающей к восстановлению Украины, и созданию в этой стране экономики нового технологического уклада (архивное фото) 

В «Атлантическом совете» состоялось обсуждение новой книги, в которой впервые описана схема масштабной реконструкции Украины после окончания войны

Почти за год полномасштабного вторжения в Украину Россия разрушила важнейшую гражданскую инфраструктуру, разбомбила города и поселки по всей стране, вызвала крупнейшую со времен Второй мировой войны миграцию беженцев в Европу.

Война продолжается, но уже сегодня становится понятным, что необходимо заблаговременное планирование обеспечения выживания, подготовка к восстановлению Украины после разрушений, вызванных жестокостью России.

В новой книге Центра исследований экономической политики «Восстановление Украины: принципы и политика» эксперты изложили основу будущих усилий по возрождению Украины: от интеграции в Европейский Союз, до воссоздания энергетической инфраструктуры и построения системы надзора за международной помощью.

Обложка книги «Восстановление Украины: принципы и политика»
Обложка книги «Восстановление Украины: принципы и политика»

В книге представлен секторальный анализ, дающий политикам и общественности информацию об экспертных подходах к преобразованию и модернизации Украины.

Эксперты «Атлантического совета» обсуждали презентацию этой книги-схемы «реконструкции Украины», которую представила Илона Сологуб, директор политических и экономических исследований Киевской школы экономики (Ilona Sologub, Director of Political and Economic Research, Kyiv School of Economics).

Илона Сологуб
Илона Сологуб

Предложения, высказанные в книге, основаны на том, что территориальная целостность Украины будет восстановлена, и что Украина обретет достаточную безопасность и будет находится на пути к вступлению в ЕС. При этом допускается вероятность, что Россия еще какое-то время остается угрозой.

Принципы реформ

Реформы в Украине авторы предлагает проводить, руководствуясь следующими принципами:

  • Интеграция в ЕС: помощь должна создать для Украины стимулы для приведения своей нормативно-правовой базы в соответствие со стандартами ЕС (включая антикоррупционные меры), содействия свободной торговле и привлечения прямых иностранных инвестиций.
  • Модернизация: реконструкция дает уникальную возможность радикально обновить производственный потенциал Украины, чтобы приблизить ее к новому технологическому рубежу, заложить основы для долгосрочного роста и еще более тесно интегрировать Украину в мировую экономику.
  • Украина должна «владеть» реконструкцией: Украина будет использовать помощь наиболее эффективно, когда помощь будет соответствовать интересам Украины. Децентрализация страны.
  • Помощь должна быть быстрой, но «с условиями»: скорость имеет решающее значение для предотвращения гуманитарной катастрофы в Украине. Разумные условия гарантируют, что международная помощь будет потрачена правильно, а Украина добьется прогресса в борьбе с коррупцией. Необходимы 15 из 18 млрд евро от ЕС при условии судебной, антикоррупционной реформы и реформы «регулирования».
  • Гранты, а не кредиты. Разрушенная войной страна вряд ли сможет в краткосрочной перспективе обслуживать и погашать дополнительные долги. Сосредоточение внимания на кредитах повысит риск долгового кризиса в будущем (план Маршалла для Европы после Второй мировой войны предусматривал гранты на 90%).
  • Координация: Учитывая множество источников помощи, тесная координация между источниками финансирования и получателя сведет к минимуму потери и задержки.
  • Администрирование. Помощь должна осуществляться самостоятельным аффилированным с ЕС или уполномоченным агентством, независимым от многосторонних, двусторонних и неправительственных доноров, но быть подотчётной.

Илона Сологуб подчеркнула, что первоначально, для «старта возрождения» Украины необходимо около $38 млрд. Эта цифра, по словам Илоны, основана на том, «чтобы покрыть сегодняшний текущий дефицит бюджета страны, вызванный тем, что производство и инфраструктура в стране сильно повреждены, и в связи с этим безработица очень высока».

Известно, что «план Маршалла» обошелся Соединенным Штатам в конце 1940-х годов примерно в $13 млрд, что сегодня примерно соответствует $150 млрд.

Сологуб пояснила, что на сегодняшний день очень трудно оценить ущерб от войны, поскольку она продолжается каждый день. Она привела в пример оценку Всемирного банка, данную летом прошлого года, которая составляла $350 млрд, пояснив, что «это была оценка ущерба».

«Были и другие оценки, более $1 трлн, - заявила Илона Сологуб, - Возможно, затраты на реконструкцию будут между этими двумя оценками. Конечно, существенный вклад в реконструкцию внесет и сама Украина. Мы не думаем, что все это должно быть пустой тратой денег».

Трансформация, а не просто реконструкция

О том, откуда могут быть взяты эти огромные средства, рассказал Андерс Ослунд, старший научный сотрудник Стокгольмского форума свободного мира (Anders Åslund, Senior Fellow, Stockholm Free World Forum), который, как известно, участвовал в преобразовании экономики Восточной Европы в 1990-х годах. При том, что тогда речь не шла о восстановлении стран из руин войны, этот процесс имел высочайший успех.

Андерс Ослунд
Андерс Ослунд

Андерс Ослунд подчеркнул, что «хотя сегодня речь идет о восстановлении разрушенной страны», как и сказано в книге - это «не должна быть простая реконструкция, это должна быть трансформация, а не реконструкция».

Ослунд убежден, что основным источником финансирования должны стать замороженные активы ЦБ России, которые составляют свыше $300 млрд.

В этой связи, участник реформ экономик стран Восточной Европы считает неправильным, что до сих пор крупнейшие центральные банки мира «не подтвердили, что у них есть российские деньги…и не объявили, чьи деньги у них есть».

«К сожалению, мировая банковская система изо всех сил борется против конфискации российских денег, потому что они считают, что это плохо для их репутации. Это катастрофа, а ведь это единственный доступный надежный источник финансирования!», - восклицает Ослунд.

Ослунд при этом считает позитивным, что «Большая семерка» постановила «начать решать этот вопрос».

«И если до репараций от России еще далеко, то существенными могут быть только резервы Центрального банка РФ. Поэтому я бы предложил, чтобы мы все “давили”, насколько возможно, на наших политиков для конфискации резервов ЦБ России, которые заморожены», - заявил Андерс Ослунд.

Ричард Грин, профессор Школы государственной политики Сола Прайса Университета Южной Калифорнии (Richard Green, Professor, Sol Price School of Public Policy, University of Southern California) считает, что уже сегодня надо уделить большое внимание многим технологическим вопросам, таким, как, например, градостроительная политика, которая должна радикально измениться в новой Украине.

Ричард Грин
Ричард Грин

«По сравнению с Европой в Украине больше людей живет в многоквартирных домах, блоках “советского типа”, однако Украина является одной из стран с наименьшей плотностью населения в Европе. В то же время, в Украине есть города, которые неизбежно станут меньше, чем были на пике своего развития до войны, и, вероятно, будут продолжать уменьшаться. А это значит, что украинцам нужно начать думать о том, какими здоровыми и динамичными городами с меньшим населением они могут стать. И примеры этого есть в Западном Манчестере, Великобритании или в Питтсбурге, у нас в Пенсильвании в США. То есть, вместо того, чтобы правительство восстанавливало жилье, к чему мы очень скептически относимся, лучше выдавать людям ваучеры на основе стоимости того, что они потеряли в результате российского вторжения. А затем они используют эти ваучеры, чтобы построить для себя дома на одну семью или дуплексы, а не тот вид массивных многоквартирных домов, к которым мы привыкли, когда думаем о городах бывшего Советского Союза. И поскольку они менее сложны, процесс разработки будет более прозрачным и подрядчикам будет сложнее “использовать деньги людей в своих интересах”», - описал схему реформы жилья в Украине Ричард Грин.

Владислав Рашкован, альтернативный исполнительный директор Международного Валютного Фонд (Vladyslav Rashkovan, Alternative Executive Director, International Monetary Fund) рассказал о реализации идеи создания главного независимого агентства, которое бы двигало, развивало и следило бы за процессом реконструкции Украины.

Владислав Рашкован
Владислав Рашкован

«Мы считаем, - рассказал Рашкован, - что это агентство должно быть менее зависимым от кабинета министров Украины. Только так оно будет способствовать плавному “прохождению политических циклов” в стране. В то же время, правительство должно разработать приоритеты строительства. Руководство этого агентства должно быть выбрано на конкурсной основе. Агентство должно иметь возможность нанимать специалистов из других стран G7: не ограничиваться только украинцами, но ясно, что украинцы должны составлять основную часть этой группы. Агентство должно иметь возможность платить им “рыночное” вознаграждение. Должен быть наблюдательный совет, а персонал агентства должен базироваться, как можно ближе к районам реконструкции, а не быть “суперцентрализованным” в Киеве. Реконструкция должна быть под постоянным надзором за расходованием средств».

Мировой опыт и проблемы трансформации Украины

Ричард Грин обратил внимание на мировой опыт восстановления стран, приведя в пример Южную Корею.

«Украина не была богатой страной и до оккупации Крыма. И Южная Корея не была богатой страной до 1950 года. Но что произошло в Южной Корее, была ли трансформация в управлении? В пятидесятые годы это была одна из самых коррумпированных стран мира. Если вы посмотрите на данные Transparency International, в плане коррупции сегодня она, конечно, не самая лучшая, но довольно хорошая. В Южной Корее количество прямых иностранных инвестиций от людей, владеющих акциями и ее фондовым рынком, сегодня составляет около половины. Это “гостеприимное место” для любых инвестиций».

По словам профессора «предлагаемая трансформация должна привести к уверенности в правах собственности и верховенстве закона, что имеет решающее значение для поощрения свободы».

«Кроме того, важна и макроэкономическая стабильность. Трудно заставить людей инвестировать в страну, если процентные ставки выше 10%, или если ставки по государственным облигациям выше 10%, потому что будет сложно сделать так, чтобы инвестиции частного сектора выглядели успешными. Таким образом, обеспечение того, чтобы макроэкономическая политика не была чрезмерно инфляционной, что очень сложно сделать в нынешних условиях, будет иметь решающее значение для достижения цели, особенно с точки зрения возврата долгов», - отметил профессор Грин.

Влад Рашкован из Международного валютного фонда считает все вопросы трансформации непростыми.

«Сочетание децентрализованного управления экономикой, которое по сути “в ДНК Украины”, с “централизованной реконструкцией” будет одной из самых больших проблем. На центральном уровне есть много общенациональных проектов, которые потребуют государственной координации, например, приведение аэропортов в соответствие с новыми стандартами ЕС, а также железных и общеукраинских автомобильных дорог. Но, когда мы говорим о жилье, о школах, больницах, культурных, спортивных объектах и местных дорогах, то, согласно украинскому законодательству, эти инвестиции и затраты ложатся на плечи местного бюджета, мэров и муниципалитетов. Поэтому я считаю, что нам необходимо создать потенциал и на местном уровне. В противном случае, реконструкция убьет еще одну успешную реформу - децентрализацию. Вместе с хорошо созданным центральным исполнительным агентством нам не нужно забывать о региональных правительствах и муниципалитетах», - отметил Рашкован.

В то же самое время Рашкован очень оптимистичен в части устойчивости демократии в украинском обществе.

«Я бы не стал недооценивать роль украинского гражданского общества. В Украине существует Коалиция “Rise”из более чем 40 НПО (Неправительственных организаций - прим. “Г.А.”), многие из которых участвовали в борьбе с коррупцией, в наблюдении за различными политиками в условиях демократии. Украина проделала огромную работу в борьбе с коррупцией за последние годы и готова к созданию системы управления с использованием цифровых методов, чтобы сделать трансформацию страны прозрачным процессом», - добавил он.

Форум

Читайте также

XS
SM
MD
LG