Линки доступности

Санкции против России и принцип верховенства закона в Европе


Здания Суда Европейского Союза в Люксембурге.
Здания Суда Европейского Союза в Люксембурге.

В Принстонском университете, в рамках программы изучения европейской политики, обсуждались правовые аспекты реализации последних санкций ЕС

25 февраля Европейский Союз ввел очередной - 10-й пакет санкций против России, против физических и юридических лиц, в том или ином виде причастных к продолжающейся войне России в Украине. По всей видимости, он - далеко не последний.

С комментариями относительно санкционной политики ЕС в Принстонском университете на днях выступил профессор публичного, европейского и международного публичного права Саарского университета Германии - Марк Бунгенберг (Marc Bungenberg, Professor of Public Law, European Law, and Public International Law, Saarland University).

Верховенство закона это - принципиальное условие

Профессор Бунгенберг выразил уверенность, что, несмотря на то, что экономические санкции против России как страны-агрессора являются одним из ключевых механизмов воздействия международного сообщества на Кремль, Европейский Союз «всегда должен действовать в соответствии критериям главенства закона, даже когда речь идет о государстве, грубейшим и циничнейшим образом нарушающем международное право».

«Мы должны строго следовать принципам верховенства права, даже если это усложняет нам жизнь, потому что мы сообщество, основанное на законе», - подчеркнул профессор.

Бунгенберг напомнил, что в «истории международного права широкие санкции - далеко не новость, и что сегодняшние санкции против России не являются максимальным средством давления». Ранее, со времен Наполеона, страны и международные союзы «применяли к агрессорам и захватчикам эмбарго», которое, «к сожалению, часто приводило к негативным последствиям для населения виновной страны и к сотням тысяч смертей ее граждан».

Евросоюз последовательно проводит политику целевых или «умных» санкций, которые нацелены на отдельных лиц и на конкретные компании, а не на всю торговлю с государством-агрессором. ЕС не переходит к эмбарго, по словам профессора, с единственной целью: «оставить пространство для переговоров».

Деление санкций по юрисдикциям

«Санкции ЕС - эффективны», - считает профессор, а главное, что мешает сегодня их усилению, это - «невозможность их универсального распространения».

Профессор Саарского университета обратил внимание на то, что Евросоюз специально придумал свою систему санкций, поскольку «не существует возможности добиться глобального решения»: у США есть свои санкционные пакеты, у Великобритании и Японии - свои, и даже в Европе, «особняком» в этом вопросе выступает Швейцария.

Европейский Союз несет ответственность за четкую проверку субъекта при принятии санкций, потому что государства-члены ЕС передали эти полномочия на уровень Евросоюза и «не могут вводить санкции самостоятельно».

При этом, общие правила, которые каждая страна может использовать, когда применяет санкции, достаточно широки и это заложено в качестве принципов на уровне EC. Профессор объяснил, что, таким образом, «за выбор фигуранта санкций и их правомерность несет ответственность ЕС», а за правоприменение - конкретные страны.

Марк Бунгенберг пристально изучает проблему сочетания принципа верховенства закона и сложной системы согласования санкций в Евросоюзе, исследуя тему под названием «Конституционные рамки ЕС для урегулирования международных споров и верховенства права».

Для принятия всех аспектов очередного пакета санкций каждый раз необходимо единогласие 27 стран, некоторые из которых, по словам профессора, в «чем-то зависимы от России: либо по причинам энергоснабжения, либо из-за финансового влияния на те или иные активы».

«Германия, например, зависит и зависела от российской энергии. Мы действительно получали 75% поставок газа из России, но мы справились с этим и мы справимся в течение этого года, изменяя цепочки поставок, и создавая высокоскоростную новую инфраструктуру терминалов СПГ (сжиженного газа - прим. «Г.А»)», - подчеркнул немецкий профессор.

Почему первые, после начала вторжения, санкции ввели быстрее последующих?

По мнению Бунгенберга, российский режим ожидал, что окажется практически невозможным объединить 27 государств, и вне зависимости от влияния России ввести жесткие обязательные санкции против разных видов импорта из РФ.

Вероятно, одним из самых больших сюрпризов прошлого года стало то, как быстро отреагировал Евросоюз и его общественное мнение.

«Государства-члены ЕС не сделали тогда ничего невероятного, однако, на уровне Еврокомиссии, уже в конце 2021 года были подготовлены первые пакеты санкций на тот случай, если за странным войсковым маневром России с более чем 100 000 солдат последует настоящее вторжение. Что и произошло в последствии», - объяснил профессор.

С тех пор санкции введены против более чем 1400 человек и 200 компаний РФ. Среди фигурантов: многие члены Государственной думы РФ, сам Путин, часть путинской семьи, крупные российские бизнесмены, «олигархи» и их семьи.

Что означает, что их активы «заморожены»?

Активы перечисленных в санкционных списках лиц - «заморожены». По сведениям профессора, эта формулировка оказалась недостаточной для правоприменения в отдельных стран ЕС.

Некоторые государства-члены Евросоюза истолковывают «заморозку», как полное отсутствие доступа к активам. Другие считают, что «заморозка активов» означает их конфискацию . Иные, напротив, рассматривают «замораживание активов», как только то, что компании, бизнесмену, физическому лицу не будет разрешено работать с личным банковским счетом или счетом компании.

Отсюда, по мнению профессора, проистекает возможность дальнейших споров и разбирательств. Если просто «не разрешается использовать свою собственность в экономических целях», то это означает, что она однажды может вернуться к владельцу. Если речь идет о конфискации, то активы должны будут выставлены на аукцион. Но если «заморозка» - всего лишь «приостановка пользования» , то и «трогать их нельзя» и, как только закончится эта агрессия, их придется вернуть владельцу. Все эти разночтения, по мнению немецкого профессора, еще предстоит преодолеть.

Какова цель таких санкций?

Марк Бунгенберг убежден, что «санкции нацелены» на тех, кто несет ответственность за политику или действия Кремля, на которые хочет повлиять Европейский Союз.

Профессор подчеркнул, что это не «санкции уголовного характера», а «скорее - административного, направленные на то, чтобы российские бизнесмены пытались убедить окружение Путина, что война в Украине - ужасная идея».

Иными словами, эти бизнесмены должны были стать инструментом для изменения политики России. Профессор отметил, что «трудно оценить болезненность этих санкций», потому что это не юридический, а экономический вопрос, но он крайне важен, поскольку прямо сейчас «Китай также понемногу вкладывает деньги в Россию, а это может подорвать экономический эффект санкционной политики всего Запада».

Суд - обоюдоострый механизм в санкционной политике ЕС

Европейский Союз - международная организация, которая отличается от любой другой тем, что государства-члены ЕС могут самостоятельно принимать меры в отношении санкций, после того, как они были одобрены большинством. И эти меры должны приниматься через суд.

«Европейский Союз - это то, что мы называем сообществом стран, основанным на верховенстве закона, где ключевую роль исполняет суд», - отметил немецкий профессор.

Любой из российских олигархов, чьи активы заморожены, имеет возможность, сразу же после обнародования очередного пакета санкций, подать в Суд Европейского Союза, который находится в Люксембурге. По данным профессора, в настоящее время эта высшая инстанция в правовом поле ЕС рассматривает около 40 дел, в каждом из которых есть «русская фамилия».

Профессор считает, что это «крайне важно понимать любым инициативным группам, НКО, государственным учреждениям и физическим лицам, которые направляют свои петиции на внесение того или иного лица или организации в санкционный список ЕС». Аргументы против наказуемого должны быть подкреплены самыми разнообразными и четкими свидетельствами, для того, чтобы потом «не быть дезавуированными судом в Люксембурге». При этом, ответственность за достоверность предоставленных данных на внесение в список санкций несут Европейский совет и Европейская внешнеполитическая служба.

До сих пор, по данным профессора, сложными вопросами остаются решения тех дел, где активы фигурантов были «записаны» на родственников или друзей, потому что для того, чтобы «заморозить» активы необходимы доказательства права собственности или осуществление контроля над активами.

Вопреки расхожему мнению, наличие паспортов европейской или какой-либо другой юрисдикции, включая, так называемые «золотые визы», (ВНЖ или ПМЖ за инвестиции - прим. «Г.А.») никак не влияют.

С другой стороны, по мнению профессора, опасность представляет из себя случайное присвоение статуса «под санкциями», а также присвоение этого статуса только потому, что фигурант - гражданин России.

«Эта проблема прямо сейчас широко дискутируется в Евросоюзе», - добавил в заключении Марк Бунгенберг, профессор Саарского университета Германии.

Форум

Читайте также

XS
SM
MD
LG