Линки доступности

В Беларуси проходят суды над независимыми журналистами


Акция в поддержку журналистов Беларуси с участием исп. директора организации "Репортеры без границ" Кристофа Делуара (2-й слева) в Литве, 27 мая 2021 г. (фото PETRAS MALUKAS / AFP)
Акция в поддержку журналистов Беларуси с участием исп. директора организации "Репортеры без границ" Кристофа Делуара (2-й слева) в Литве, 27 мая 2021 г. (фото PETRAS MALUKAS / AFP)

Собеседники «Голоса Америки» предупреждают, что западные страны не должны оставлять без внимания факты нарушения режимом Лукашенко гражданских свобод

В Беларуси продолжаются преследования независимых журналистов.
Внештатный сотрудник белорусской службы «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» Андрей Кузенчик был обвинен по формулировке «создание экстремистского формирования» и приговорен судом РБ к шести годам лишения свободы.

Ранее в Беларуси объявили «экстремистскими» поддерживаемую США новостную организацию «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» и другие независимые средства массовой информации, а некоторые даже были причислены к «террористическим организациям» только за то, что публиковали репортажи о том, как режим Александра Лукашенко расправляется с оппозиционерами.

По данным правозащитных организаций, таких, как «Весна-96», в настоящее время в Беларуси под стражей находятся более 1200 политзаключенных, в том числе – порядка 30 журналистов.

В ноябре 2021 года в Беларуси было признано «экстремистским сообществом» и старейшее в стране независимое информационное агентство «БелаПАН». Главный редактор Ирина Левшина и бывший директор Дмитрий Новожилов с лета 2021 года находятся в следственном изоляторе, а 6 июня в Минске начался суд над сотрудниками этого информагентства, которых обвиняют в создании экстремистского формирования, финансировании противозаконной деятельности, неуплате налогов и измене родине. Кроме Левшина и Новожиловой на скамье подсудимых медиаменеджер Андрей Александров и флорист Ирина Злобина – невеста Александрова.

«Пока не будет изменена общая ситуация в Беларуси, вряд ли мы можем надеяться, что изменится участь наших коллег»

Председатель Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец, комментируя для Русской службы «Голоса Америки» происходящее в стране, отмечает: «К сожалению, про окончание репрессий говорить не приходится, потому что мы видим, что до сих происходят задержания журналистов. А к тем журналистам, которые уже были под стражей, применяются другие меры, против них возбуждаются другие обвинения, например, как против журналиста-расследователя Сергея Сацука или журналистки Екатерины Андреевой. Поэтому я склонен думать, что это просто продолжение того, что происходило раньше. Это даже не подведение итогов, это началось еще задолго до выборов 2020 года».

По мнению Бастунца, международное сообщество, гражданские активисты, журналистские организации, правительства и межправительственные структуры разных стран должны продолжать оказывать воздействие, давить на белорусские власти, требовать изменения подхода к журналистам и освобождения тех, кто находится за решеткой. «Санкционная политика тоже связана с этим, – продолжает председатель БАЖ. – Но я хочу обратить внимание, что нельзя изменить ситуацию только в отношении журналистов. Пока не будет изменена общая ситуация в Беларуси, политическая ситуация с правами человека, вряд ли мы можем надеяться на то, что изменится участь наших коллег, которые являются сегментом этого общества».

«Международное сообщество недостаточно сильно давит на режим Лукашенко»

Собственный корреспондент «Новой газеты» в Беларуси Ирина Халип считает, что оценивать продолжающиеся в Беларуси репрессии против журналистов – все равно, что давать оценку человеку, больному шизофренией. «Можно просто наблюдать за этим с ужасом и думать, что делать, как помочь нашим коллегам, которые сейчас находятся за решеткой и которых обвиняют по каким-то совершенно дурацким статьям», – сказала она в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки». И пояснила, что под словом «дурацкие» она имеет в виду абсурдность происходящего в Беларуси, но на самом деле статьи, вменяемые ее коллегам, очень страшные по своим последствиям.

«Раньше белорусских журналистов арестовывали и сажали, и, как бывшая политзаключенная, я могу это подтвердить. Но такого разнообразия статей Уголовного кодекса к нам не применяли. Сейчас Ирину Левшину судят за создание "экстремистского формирования", Кате Андреевой – журналистке телеканала Belsat, которая уже отбывает срок по статье "организация действий, грубо нарушающих общественный порядок", а на самом деле это был ее прямой эфир, трансляция происходящего – теперь, когда оставалось несколько месяцев до выхода на свободу, ей предъявляют обвинение в измене государству. А по этой статье [грозит] от 8 до 15 лет лишения свободы», – подчеркивает Ирина Халип.

Отвечая на вопрос о том, чем могут помочь в данной ситуации международные структуры, собкор «НГ» в Беларуси замечает, что журналисты – не те люди, которые могут отправить спецназ на штурм тюрем. «Но и журналистские организации, и политики, и все мировое сообщество могут не оставлять их (находящихся в белорусских тюрьмах сотрудников независимых СМИ - А.П.) без внимания ни на день. Я представляю себе это так: если Катя Андреева – журналистка польского телеканала, то почему ее портрет до сих пор не висит в кабинете Анджея Дуды, президента Польши? Почему на сайте Belsat висит только скромная плашка, но не идет каждодневный рассказ о судьбе Кати? На мой взгляд, это – просто выражение журналистской солидарности, которое вообще не стоит никаких усилий!» – продолжает она, и заключает:

«По-моему, международное сообщество недостаточно сильно давит на режим Лукашенко. Ведь добиваться [освобождения белорусских политзаключенных] можно и нужно. Но сейчас речь идет о снятии санкций [с Беларуси] в обмен на транзит украинского зерна по территории Беларуси. Простите, а освобождение политзаключенных – уже все, уже не на повестке, об этом как-то уже забыли? Давайте, мы накормим голодающих африканцев и ради этого снимем санкции? Нет, конечно! Можно было бы выставить два условия: освобождение политзаключенных и транзит зерна. Мне кажется, необходимо давить, требовать, возможно, даже торговаться. Я всегда против этого, но жизнь и свобода моих соотечественников, моих коллег, тех кто сидит в тюрьмах, и кого можно исчислять уже тысячами, нельзя вычеркивать из повестки. Я понимаю, что идет война и ситуация чудовищная во всем регионе, но на этом фоне, к сожалению, забытые нами белорусы могут гнить в тюрьмах еще очень долго. Особенно, если учесть, что приговоры всем дают уже не по два года, а по десять лет и больше».

«Режим Лукашенко взял в заложники 9 миллионов граждан Республики Беларусь»

Независимая пресса представляет собой непосредственную угрозу для действующего белорусского режима, поэтому Лукашенко и его окружение прекратят преследовать сотрудников неподконтрольных им СМИ только со своим уходом с политической сцены. Таково мнение пресс-секретаря Светланы Тихановской – Анны Красулиной, которое она высказала в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

«Сейчас уже совершенно очевидно, что борьба между белорусским народом и Лукашенко будет продолжаться до победы. Хотя, конечно, со стороны народа это – мирная борьба, которая ведется ненасильственными методами, но наше основное требование не снимается: Лукашенко должен уйти. Белорусский народ больше не желает его выносить, а это означает, что все, в том числе и независимая пресса, больше не смогут с этим режимом мирно сосуществовать. Поэтому этот режим так бесится и вытаптывает все, что может, и в первую очередь – независимую прессу», – считает Красулина.

В свою очередь, международное сообщество, по мнению пресс-секретаря Тихановской, должно «перестать рубить хвост по частям», то есть не идти на компромиссы с официальным Минском. «Когда он (Лукашенко), выпускает часть политзаключенных, Запад ослабляет санкции. А так делать не надо, потому что это уже происходило несколько раз в политической жизни Беларуси. И мы понимаем, что этот режим невозможно трансформировать, изменить, заставить быть более либеральным, у него сохраняется советская картина мира, и она никуда не денется. И не нужно думать, что режим изменится от того, что он отпустил пятьсот человек из пяти тысяч заключенных. Нет, на самом деле, все девять миллионов белорусских граждан находятся во власти этого режима, и являются его заложниками. Потому что в любой момент без суда и следствия к ним могут ворваться, схватить, избить, пытать, насиловать, а некоторых убивать», – убеждена собеседница «Голоса Америки».

Анна Красулина добавляет, что принципиальный подход со стороны международного сообщества должен быть применен также к путинскому режиму, который является союзником и покровителем Александра Лукашенко. «Оба эти режима должны быть наказаны за то, что они развязали войну в XXI веке и ведут ее варварскими способами», – считает она.

Что же касается офиса Светланы Тихановской, расположенного теперь в Вильнюсе, то, по словам Анны Красулиной, одной из главных его функций и является донести до международного сообщества и мировых политиков сведения о том, что на самом деле представляет собой режим Лукашенко, взявший в заложники 9 миллионов граждан Республики Беларусь. Поэтому необходимо не ослаблять санкции, а добиваться того, чтобы в Беларуси как можно скорее были проведены честные и конкурентные выборы.

«Второе, чего мы добиваемся – непризнание (легитимности) Лукашенко, и на этом пути есть значительные успехи. И третье – мы добились принятия всеобъемлющего пакета помощи Беларуси и реанимации ее экономики после того, как режим уйдёт. И, наконец, сумма денег, которую Запад выделяет для поддержки гражданского общества Беларуси, будет увеличена примерно в три раза», – замечает Красулина и подчеркивает, что все эти деньги распределяют фонды, с которыми работают европейские страны. И эти деньги идут на нужды образования, неправительственным организациям, правозащитникам и медиа.

«А правозащитные организации занимаются всеми политзаключенными и помощью их семьям. Кроме того, есть такие фонды, как BYSOL и "Страна для жизни", которые тоже помогают семьям политзаключенных, и в том числе – журналистов. Кроме того, они ищут и оплачивают адвокатов, что сейчас особенно трудно, потому что огромное количество независимых адвокатов лишены лицензии.

Так что солидарность белорусского народа не исчезла, она крепнет, и помощь семьям политзаключенных продолжает поступать», – подытоживает пресс-секретарь Светланы Тихановской.

XS
SM
MD
LG