Линки доступности

Соглашение по «Северному потоку-2»: реакция


Конгресс США, Вашингтон (архивное фото)
Конгресс США, Вашингтон (архивное фото)

Американские и европейские политики комментируют договоренность между Вашингтоном и Берлином

Сенатор-республиканец Тед Круз, который отказывался утверждать кандидатов Джо Байдена на высокие позиции в Госдепартаменте из-за опасений по поводу «Северного потока-2», заявил, что заключенное США и Германией соглашение станет «знаковой геополитической победой для Путина и катастрофой для Соединенных Штатов и наших союзников».

По словам источников в Конгрессе, Круз и еще несколько законодателей от обеих партий «пришли в ярость» из-за того, что президент Байден отказался от введения санкций, ранее утвержденных Конгрессом в отношении российского газопровода. Сенаторы, как сообщили источники, «работают над тем, чтобы заставить администрацию принять санкции».

Сенатор-демократ Джин Шахин, входящая в состав сенатского Комитета по международным отношениям, заявила, что она не уверена в том, что соглашение позволит смягчить негативные последствия введения «Северного потока-2» в строй.

Трубопровод, как заявила Шахин, «дает Кремлю возможность распространить свое пагубное влияние на всю Восточную Европу».

«Я скептически отношусь к тому, что этого будет достаточно, если ключевой игрок – Россия – откажется играть по правилам», – подчеркнула Шахин.

Президент Джо Байден в среду заявил: «Строительство «Северного потока» завершено на 99 процентов. Мысль о том, что это можно было остановить какими-то словам или действиями, нереалистична. Но, как вы знаете, я провел очень плодотворные дискуссии с Ангелой Меркель, и она работает с правительством Германии над обязательством, которое предполагает, что, если Россия действительно попытается умышленно причинить вред Украине и другим странам, то они примут ответные меры».

Выступая в среду в сенатском Комитете по международным отношениям, замгоссекретаря США Виктория Нуланд отметила, что Германия обязалась предпринять шаги, призванные ограничить возможности России в сфере экспорта энергоресурсов, если Москва продолжит агрессивные действия против Украины или будет использовать энергоносители в качестве оружия.

«Среди прочего, в рамках этого соглашения с нами Германия дала обязательство, согласно которому, если Россия попытается использовать энергию в качестве оружия или предпримет дальнейшие агрессивные действия против Украины, то Германия предпримет действия на национальном уровне и потребует эффективных мер на европейском уровне, включая санкции, чтобы ограничить экспортные возможности России в энергетическом секторе», – подчеркнула Нуланд.

Она также заявила, что Германия поддержит продление соглашения о транзите газа через Украину, срок действия которого истекает в 2024 году: «Мы будем искать и использовать все рычаги, чтобы попытаться добиться продления на 10 лет для Украины, но в более широком плане нам нужно работать вместе, чтобы уменьшить зависимость Украины – как ее экономическую зависимость от транзита, так и ее собственную зависимости от российского газа».

Отвечая на вопрос Теда Круза о том, оказывала ли администрация Байдена давление на Украину, чтобы та приглушила свою негативную реакцию, Нуланд заверила, что это «категорически неверно».

«Никто из нас не давил на Украину, – сказала она. – Мы проводили активные консультации с украинцами по каждому аспекту этой договоренности. Я предоставлю Украине возможность говорить за себя о том, как она на это отреагирует. Хочет ли она остановить строительство этого трубопровода, как и все мы? Конечно. Дает ли ей эта договоренность больше, чем у нее было вчера? Я считаю, что да».

Тем временем Евросоюз вновь подтвердил в четверг, что трубопровод «Северный поток-2» между Россией и Германией идет вразрез с общими интересами ЕС, и заявил о намерении обсудить американо-германское соглашение на этой неделе.

«Мы обсудим этот (вопрос) со странами-членами ЕС и с нашими соседями, включая Украину», – заявил в ходе брифинга пресс-секретарь Еврокомиссии.

Еврокомиссия приветствовала приверженность Германии «букве и духу энергетического законодательства Евросоюза в контексте усилий ЕС, направленных на достижение энергетической независимости от России.

Между тем министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил накануне, что Киев начал официальные консультации с Евросоюзом и Германией по поводу «Северного потока – 2».

По словам Кулебы, официальные ноты Брюсселю и Берлину уже отправлены.

«Это решение создало политические, военные и энергетические угрозы для Украины и Центральной Европы, одновременно расширяя возможности России по дестабилизации ситуации с безопасностью в Европе и усугубляя разногласия между странами-членами НАТО и Европейского союза», – сказал Кулеба.

В совместном заявлении Кулебы и его польского коллеги Збигнева Рау отмечается: «К сожалению, ранее выдвинутые предложения по компенсации образовавшегося дефицита в плане безопасности не могут считаться достаточными для эффективного ограничения угроз, создаваемых проектом "Северный поток – 2"».

«Существует фундаментальная проблема, – сказал Кулеба на брифинге для прессы. – Это связано с тем, что нам до сих пор неясно, готова ли Россия должным образом выполнять свои обязательства, когда речь идет об энергетической безопасности Украины и сохранении роли Украины как транзитного государства».

«Это связано с тем, что нам до сих пор неясно, готова ли Россия выполнять свои обязательства и свою часть должным образом, когда речь идет об энергетической безопасности Украины и сохранении роли Украины как транзитного государства».

Кулеба также сказал: «Мы бы хотели, чтобы американо-германское заявление о безопасности звучало более решительно».

Напомним, что Вашингтон направил советника Госдепартамента Дерека Чолле в Киев, чтобы обсудить озабоченность Украины по поводу трубопровода, а ранее в среду анонсировал дату встречи президента Владимира Зеленского и президента Джо Байдена, которой давно добивалась Украина.

Американо-германское соглашение включает обязательство помочь Украине продолжать получать транзитные сборы после того, как «Северный поток – 2» вступит в строй.

Однако глава украинской государственной энергетической компании «Нафтогаз» Юрий Витренко в интервью Reuters высказал предположение, что Россия не будет продолжать транзит газа через Украину после того, как в 2024 году истечет срок действующего соглашения.

Витренко добавил, что Украине необходимо членство в НАТО, чтобы компенсировать угрозу безопасности, создаваемую «Северным потоком – 2».

Предшественник Кулебы Павел Климкин выразил опасения, что Украину отодвигают на второй план.

«К нам не прислушиваются, мы не ищем решений за одним столом с США, ЕС и Германией, как следовало бы. Мы даже не участвуем в этом процессе», – сказал он.

Ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Россия принципиально никогда не использовала энергоресурсы для политического воздействия на иные страны, и отверг все обвинения Запада в подобных грехах. В Кремле последовательно называют проект исключительно экономическим.

Российский аналитик нефтегазового сектора Михаил Крутихин подчеркивает реальность исходящей от Кремля угрозы: «Все утверждение Кремля об обратном – вранье. Давление (Кремля) с помощью газа всегда чувствовалось и всегда подразумевалось. Когда Украины попыталась закупать газ на Западе, «Газпром» резко сократил поставки газа в Европу в 2014-2015 году. Это было прямое политическое давление... До этого Москва неоднократно действовала в том же ключе. Это привычное орудие политического нажима в руках Владимира Путина».

«Коммерческого смысла в очередном газопроводе изначально не было никакого. Экономической выгоды – ноль, сплошные убытки. Свыше ста миллиардов долларов ухлопали на строительство газотранспортного никому не нужного коридора с Ямальского полуострова до Балтики. Да, деньги государственной компании «Газпром» перешли в карманы частных подрядчиков, больших друзей президента Путина – Ротенбергов, Тимченко и других. Здесь экономический смысл налицо, но на этом все и заканчивается», – констатирует российский эксперт.

XS
SM
MD
LG