Линки доступности

Российская политэмиграция ищет пути примирения позиций в своей среде


Возможно ли сосуществование условных «Партии победы Украины» и «Антивоенной партии» среди тех, кто был вынужден покинуть России под угрозой политических репрессий?

23 февраля в Вильнюсе открылся XII Форум свободной России, который считается одной из крупнейших и самых представительных дискуссионных площадок с участием представителей российской оппозиции. В первые годы в столицу Литвы для участия в ФСР приезжали делегаты из многих российских регионов, но с началом пандемии коронавируса дискуссии стали проходить в формате online.

XI Форум свободной России проходил в декабре 2021 года. Тогда главным событием стало неожиданное участие Михаила Ходорковского в очном формате. Потом было 5 Антивоенных конференций, которые оргкомитет ФСР проводил в Вильнюсе, Риге и Таллинне. А XII Форум, приуроченный к второй годовщины полномасштабного вторжения российской армии в Украину, начался с объявления минуты молчания в память о погибших украинцах, сопровождавшейся документальными кадрами обстрела Харькова.

Приветственное слово участникам форума прислала в записи из Киева Александра Матвийчук, глава Центра гражданских свобод, награжденного осенью 2022 года Нобелевской премией мира. Ее речь транслировалась на украинском языке с русскими субтитрами. Александра Матвийчук упомянула убийство Бориса Немцова и Алексея Навального. Она также сказала, что украинцам нужна помощь российской политэмиграции, чтобы передать западным политикам послание о том, что Украина нуждается в оружии, что нужно заморозить российские счета, что нужно усиливать санкции против Путина, Лукашенко и их окружения.

«Россия продолжает удерживать десятки тысяч гражданских и военных украинцев!»

Первый день XII Форума свободной России открыла секция «Правозащита. Традиционный подход и вызовы военного времени».

Модератор дискуссии Даниил Константинов объявил минуту молчания в память об Алексее Навальном, сказав, что последние события, к сожалению, дают немало поводов для поминальных церемоний.

А затем участники панели обсуждали, насколько традиционные понятия о правозащитниках соответствуют новым тенденциям, которые возникли после начала большой войны. И нуждаются ли политзаключенные, арестованные после 24 февраля 2022 года, партизаны, поджигающие военкоматы в российских городах и российские добровольцы в рядах ВСУ, которые попали в российский плен, в защите международных правозащитных организаций.

Руководитель проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал» Сергей Давидис убежден, что необходимо защищать права людей, которые разными способами выражают своей протест по поводу российской агрессии. И что можно считать политзаключенными всех, кто арестован за антивоенную позицию.

Представитель проекта Through the wall («Сквозь стену») Ростислав Павлищев полагает: неважно, какие термины нужно применять по отношению к жертвам режима. Важно называть их имена. Проект «Сквозь стену» занимается информационным обеспечением политзаключенных, и с этой целью всем неравнодушным россиянам можно писать заключенным в тюрьма и колонии письма и открытки. Подобные акции регулярно проходят как за рубежом, так и в самой России. «Для этого не обязательно быть правозащитником, достаточно быть просто добрым, порядочным человеком», – считает Павлищев.

Живущий и работающий сейчас в Украине адвокат, правозащитник, основатель гуманитарной инициативы «Пошук. Полон», член Совета Форума свободной России Николай Полозов убежден, что для политзаключенных важна не только амнистия, но и полная реабилитация. В своем выступлении на сессии он упомянул, что десятки тысяч людей удерживаются российским режимом в бесчеловечных условиях без судебных решений. Российские власти скрывают этих людей, их содержат в изоляторах на зонах, систематически избивают, пытают и морят голодом. И об этом нужно говорить, используя ФСР, как площадку для обращения к Западу, поскольку это – тоже политзаключенные, которых охраняют не сотрудники ФСИН, а военная полиция.

Николай Полозов
Николай Полозов

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» спросила у Николая Полозова, какие есть контакты с западными политиками в рамках инициативы «Пошук. Полон»? И что удалось сделать для освобождения захваченных украинцев?

Адвокат поясняет, что инициатива направлена на защиту украинских военнопленных и гражданских заложников, и как украинская организация она работает в тесной координации прежде всего с властями Украины. Это – координационный штаб по вопросам обращения с военнопленными и основную часть коммуникативной работы они берут на себя. «То есть в данном случае мы это делегируем государству, выполняя полевую работу. Контакты с западными политиками мы безусловно стараемся поддерживать, но главное здесь – украинское государство», – продолжает Полозов.

Если же говорить о количестве людей, которых удалось найти в этой «серой зоне», то речь идет о сотнях человек за полтора года, захват которых Россия официально подтвердила. «Примерно треть из них регулярно попадает в обмены, которые мы видим. Но, к сожалению, этого недостаточно, потому что Россия продолжает удерживать десятки тысяч гражданских и военных украинцев! И пока мы не видим эффективных рычагов воздействия на российскую власть, которые позволили бы решить эту проблему кардинально. Собственно, сами последние обмены происходят при помощи третьих стран, например, ОАЭ. Какого-то налаженного механизма возвращения захваченных украинцев в настоящее время нет», – с сожалением констатирует Николай Полозов.

«С Путиным не может быть ухода от войны, потому что война и есть этот политический режим»

Следующую сессию – «Два года большой войны: что дальше?» – открыл сооснователь Форума свободной России Гарри Каспаров, который считает, что ответа на этот вопрос не знает никто. Ведь война России с Украиной на самом деле идет уже десять лет, а война Путина с Западом и того больше – с 2007 года, то есть «Мюнхенской речи Путина», когда он сказал, что НАТО должно вернуться к своим границам 1997 года.

И, по мнению Каспарова, эта война будет идти, пока Путин жив, поскольку Запад не готов к жесткому противостоянию с Россией. Сам же Путин не может остановить войну, даже если бы этого хотел, потому что вся экономика сегодня России работает на нее.

На Западе нет четкого понимания, как эта война может быть закончена на поле боя. Теоретически война может быть приостановлена к концу года.

Приехавшая в Вильнюс из Киева политолог, кандидат политических наук Олеся Яхно констатировала, что сейчас в глобальном масштабе не работает международное право, а потому война быстро не закончится. По ее данным, даже в украинском обществе нет единого понимания, что такое победа и к каким границам должна вернуться Украина.

Олеся Яхно
Олеся Яхно

Политолог, эксперт по вопросам международной безопасности и разоружения Юрий Федоров, считает, что на Западе начинают осознавать, какую угрозу несет Россия и что уничтожение Украины будет означать, что через некоторое время, когда Россия восстановит свою военную мощь, она пойдет дальше.

Но за этим осознанием должны следовать практические шаги: оказание Украине той помощи, которая поможет ей нанести поражение России. Однако, по мнению Федорова, Запад боится поражения России, хотя и не хочет поражения Украины.

Политтехнолог и писатель Михаил Шейтельман, который вышел по видеосвязи из Киева, заметил, что существуют всего два варианта завершения нынешней войны: либо Украина будет уничтожена (что автоматически означает победу России по путинскому сценарию). Либо уничтожение путинской России и построение на ее месте чего-то другого. Перерыв в войне возможен, как и перемирие на какое-то время, но глобальных исхода всего два – подчеркивает Михаил Шейтельман.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» поинтересовалась у кандидата политических наук Олеси Яхно, согласна ли она с формулировкой Михаила Шейтельмана?

«Я согласна, но все-таки я бы формулировала это в других терминах, потому что я не считаю, что стоит такой выбор – или Украина будет полностью разрушена, как государство, а это уже не удалось, даже если Путин хотел это сделать. Да и Запад подобного не допустит», – считает участница XII Форума свободной России.

По мнению политолога, распада России тоже не следует ожидать, потому что Запад считает этот вариант нежелательным из-за его непрогнозируемости.

«Мне бы очень хотелось, чтобы не был растянут период "длинной войны", когда Запад долго самоопределяется, понимая, что кроме как победой Украины война не закончится. Но, к сожалению, мы живем в этих реалиях, когда промежуточный вариант растянутый во времени есть», – отмечает Яхно.

Собеседница «Голоса Америки» считает, что во многом это связано с выборами в США, и с тем, что Европа – понимая, что должна взять лидерство в предоставлении помощи Украине, – медленно к этому идет. И поэтому, по ее словам, победит тот, чей формат государства будет сильнее, перспективнее и устойчивее. «И в итоге действительно будет два варианта – Украина и Запад могут перестроить Россию, либо Россия будет дальше пытаться ломать Запад и уничтожать Украину. И если мы говорим – что такое поражение России? – то здесь тоже две составляющие. Первое – другой лидер, потому что мы помним эту формулу "есть Путин – есть Россия", когда было создано консервативное большинство, дальше появился "глубинный народ" и затем просто физическая привязка конкретного человека к России. С Путиным не может быть ухода от войны, потому что война и есть этот политический режим», – поясняет Олеся Яхно.

Что же касается «переформатирования», о котором говорит Кремль, то он должен касаться не Запада и Украины, а самой России. «И украинцы, и те россияне, которые против войны, должны очень четко сформулировать – какой должна быть Россия, чтобы она была приемлема в XXI веке в современном мире. И это точно не страна-империя, которая претендует на реваншизм», – убеждена кандидат политических наук.

«Настроения ненависти к Москве, как к центру империи достаточно серьезные»

Участники дискуссионной панели «Партия победы Украины» и «Антивоенная партия» обсуждали, может ли быть единая стратегия у российской оппозиции?

Сооснователь Форума свободной России Иван Тютрин рассказал о своей недавней поездке в Украину, когда он, в частности, побывал в военном госпитале, где лечатся после ранений как бойцы ВСУ, так и участники военных формирований из числа россиян, сражающихся на стороне Украины. И по его наблюдениям, значительная большая часть украинцев вообще никак не воспринимает россиян. Такова реальность, и по мнению Тютрина, поддержка ВСУ – долг и задача российской политэмиграции.

Политолог, политический географ, публицист и профессор Свободного университета в Латвии Дмитрий Орешкин считает, что необходимо разделять два понятия. А именно – логика комбатанта проста и справедлива: враг должен быть убит. Поэтому нужно поддерживать украинских бойцов, которые защищают не только свою страну, но и европейский образ жизни.

Однако, большинство российского так называемого «глубинного народа» не готово поддержать поражение своей страны, а потому в разговоре с этими людьми нужно использовать именно антивоенную риторику.

«Не надо друг друга клеймить, потому что и там, и здесь речь идет о борьбе с античеловеческим путинским режимом. Оппозиция может быть только в демократических странах, а в авторитарных возможен протест», – считает Орешкин.

Психолог и общественный деятель Леонид Гозман неоднократно повторял, что в стане российской оппозиции нет никакого раскола, а есть лишь некоторые тактические расхождения. Гозман выступает за победу Украины, за полное поражение российской армии, за выплату Россией репараций, за выдачу военных преступников. «Но мы – российские изгнанники – должны помогать не Украине, а своей стране...», – считает он. И поясняет, что такая позиция – не прагматичный расчет, а моральный долг, чем, по его мнению, руководствовался и Алексей Навальный, возвращаясь в Россию. «Победа Украины – необходимое, но не единственное условие демонтажа путинской системы», – считает Леонид Гозман.

Социолог и медиаэксперт Игорь Яковенко уверен, что у российской оппозиции есть вина перед Россией в том, что она допустила установление путинского режима. «Идет мировая война: России против Украины, ХАМАС против Израиля. Идет война против евроатлантического мира», – развил свою мысль Яковенко.

Игорь Яковенко
Игорь Яковенко

Он напомнил, что в годы Второй мировой войны была международная антигитлеровская коалиция, но никакой антивоенной партии в тех условиях не было, и не могло быть.

Резюмируя свое выступление, Игорь Яковенко подчеркнул, что для российской оппозиции в нынешней ситуации могут быть всего две объединительные идеи: поддержка воюющей Украины, включающая создание внутри ВСУ российского военного корпуса, и условий для создания новой России.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» в беседе с Игорем Яковенко напомнила, что падение гитлеровского режима произошла весной 1945 года не в результате восстания немецкого народа, вдохновляемого движением сопротивления, а исключительно из-за вторжения армий союзников по антигитлеровской коалиции.

По мнению эксперта, в отношении России такие параллели неуместны. У антигитлеровской коалиции в сороковые года была задача уничтожения гитлеровского рейха, а сегодня ни у украинских войск, ни у союзников Украины – стран НАТО, нет задачи идти на Москву, и никто этого делать не будет – считает он.

И продолжает: «Однако, возможен такой механизм – через победу Украину, а здесь будет достаточно, чтобы удалось деоккупировать Крым. И это скорее всего будет настолько сильное потрясение в сознании значительной части в том числе силовиков, что в конечном итоге, я не исключаю, что начнется ослабление поддержки режима. И в этот момент возможно повторение "Марша справедливости" Пригожина».

По мнению Яковенко, пример с этим маршем показал, что Россия не защищена от вооруженного переворота, и если бы у Пригожина была задача взять Кремль, то он бы ее осуществил.

«Проблема заключается в том, что сегодня необходимо параллельно усиливать те вооруженные формирования российских добровольцев, которые сейчас борются с путинским фашизмом в составе украинской армии, и я думаю, что такая возможность есть. А второе – необходимо продвигать идею самостоятельного развития регионов. Как известно, идея, овладевшая массами, становится материальной силой и это действительно так. Наличие образа будущего это будущее приближает. И если не просто выдвинуть идею, а обосновать – экономически, социально, политически образы независимых регионов, не просто лозунг, а серьезный проект, то мне кажется, что под ним могут подписаться те национально-освободительные силы, которые сегодня борются с режимом, а потом и часть национальных элит», – считает участник XII Форума свободной России.

И подытоживает: «Настроения ненависти к Москве, как к центру империи, достаточно серьезные. Просто люди, которые говорят от имени России, об этом не знают и не чувствуют этой ненависти к Москве – имперскому центру, который высасывает все соки из регионов. Я думаю, что надо прочувствовать эти настроения и взять на вооружение».

Форум

Читайте также

XS
SM
MD
LG