Линки доступности

Могут ли российские оппозиционеры составить широкую коалицию?


Широкомасштабная агрессия России против Украины поставила противников кремлевского режима перед новыми вызовами

30 ноября в Вильнюсе открылась III Антивоенная конференция, организатором которой является Форум свободной России.

Началась она с открытого заседания рабочей группы ФСР по документу под названием «Список Путина».

Данный проект был запущен 4 года назад и сейчас о его существовании знают многие западные политики. Этому помогает то, что соответствующий сайт функционирует не только на русском, но и на английском языке. Утверждение кандидатур на внесение в список определяется решением Форума свободной России, а перед этим обсуждается в рабочей группе

Инициаторы составления «Списка Путина» поставили 2 основные цели - зафиксировать и унифицировать данные о тех, на ком держится нынешняя российская власть. На данный момент в этом списке 1711 фигурантов и на каждого из них уже составлено подробное досье. Еще несколько сотен персон находятся в разработке данные на них собираются и уточняются.

Участники рабочей группы ФСР подчеркивают, что только за последний год половина фигурантов была них в санкционные списки стран Запада.

При этом, по мнению составителей «Списка Путина» все его фигуранты в будущем должны попасть под люстрацию, а те, кто совершил конкретные преступления, будут отданы под суд.

Прозвучало также предложение внести в данный список всех депутатов нынешней Государственной думы, поскольку все они ответственны за начало полномасштабной агрессии против Украины.

«Я считаю, что национальные регионы имеют право свободного выхода из состава России»

Один из участников дискуссии - Даниил Константинов упомянул о существовании брошюры «1500 поджигателей войны». Позже в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» он пояснил: «Это - продукт Форума свободной России, и он был создан после начала войны в Украине. Мы подумали, что хорошо было бы сделать отдельную работу именно о военных преступниках и о тех, кто всячески эту войну поддерживает. В результате и получился список из полутора тысяч человек, куда вошли как военные, участвующие в агрессии, так и чиновники, и даже представители культурного и спортивного сообществ, которые активно продвигали в сетях военные нарративы».

Даниил Константинов
Даниил Константинов

Даниил Константинов добавил, что брошюра уже издана, и представители ФСР во время поездок, например, в Брюссель, знакомят с ее содержанием западных политиков.

Еще одной собеседницей стала приехавшая из Мюнхена представительница германской НКО «Free Russians e. V.» Янина Сартисон. «Мы занимаемся различного рода волонтерской работой, и я сейчас пытаюсь объединить подобные инициативы по всему миру. После 24 февраля очень многие организации и частные лица занялись антивоенной деятельностью, но мы также работаем с организациями, осуществляющими образовательные и гуманитарные проекты, в том числе, и в России», - рассказала она.

В настоящее время с «Free Russians» активно взаимодействуют волонтеры из сорока стран. «У нас в проекте четкое распределение ролей: кто-то занимается общественной деятельностью, кто-то - юридическими вопросами, а кто-то, как я - развитием внешних связей. Сейчас мы решили активно сотрудничать с проектом "Список Путина". У нас, на Западе очень открытые политики и представители различных партий. Мы им пишем письма, назначаем встречи и обсуждаем различные проблемы, будь то трудности релокации (переезда из России в страны Запада), или акции пропутинских активистов. Они нас внимательно выслушивают, и таким образом нам удается вначале завоевать репутацию в их глазах, а потом - помощь и поддержку», - добавила Янина Сартисон.

Янина Сартисон
Янина Сартисон

Тема транзита власти в России после окончания нынешнего режима также активно обсуждалась участниками III Антивоенной конференции в литовской столице. В этой связи упоминалась и книга Михаила Ходорковского «Как убить дракона?», и статья Алексея Навального «Вот как должна выглядеть постпутинская Россия», опубликованная в Washington Post и Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» спросила участника многих мероприятий ФСР Григория Амнуэля, каким он видит оптимальный вариант транзита власти в России, и можно ли там построить демократию западного типа без внешнего вмешательства?

«Боюсь, что будет сложно обойтись без внешнего управления, - начал он свой ответ. - Я вижу большую проблему в том, что в России может возникнуть гражданская война. И я считаю, что национальные регионы имеют право свободного выхода из состава России, и это должно быть оформлено специальным декретом. Другого транзитного варианта нет, это нужно огласить. Конечно, это не означает, что все будут добиваться свободы и независимости от Москвы — это не такая простая вещь и с экономической, и с политической точки зрения. Но это - единственный способ, чтобы это (транзит власти) не перерос в междоусобную гражданскую войну, как в Югославии. Только в России это будет серьезнее, поскольку и регионов больше, и народностей, и конфессий».

Григорий Амнуэль
Григорий Амнуэль

«Широкая коалиция невозможна без взаимных компромиссов»

В предыдущие годы на мероприятиях ФСР присутствовало много участников из различных регионов РФ, но после начала полномасштабной агрессии России против Украины ситуация резко изменилась - лично на подобных мероприятиях присутствуют, в основном, те, кто уехал из страны, а те, кто по разным причинам остался, выступают в формате онлайн. Тому, как должна действовать оппозиция в новых условиях, была посвящена дискуссия «По законам военного времени».

А перед ее началом Гарри Каспаров напомнил, что во время второго ФСР была открыта формула: «Чем меньше свобод будет в самой России, тем активнее будет обсуждение на таких площадках, как эта в Вильнюсе. Западные политики тоже начали обсуждать будущее России, и они от нас ждут не только советов и рекомендаций, но и надежды на то, что у России есть будущее».

Бывший депутат Государственной думы Дмитрий Гудков начал с того, что участники Антивоенной конференции больше похожи не на оппозицию в классическом понимании, а на диссидентов советских времен, поскольку у них нет возможности полноценно участвовать в политической жизни своей страны, в том числе - в выборах. Он также упомянул, что недавно в Брюсселе были активисты Антивоенного комитета и Free Russia Foundation.

«Нас в изгнании уже довольно много. Мы не эмигрировали, нас выдавили. Мы встречаемся с политиками Европы и Америки, наша работа - создание постоянно действующих механизмов и форматов. Нужно лоббировать создание международного трибунала для Путина, а для этого необходимы постоянные контакты с западными политиками, потому что европейская бюрократия работает очень медленно», - подчеркнул Гудков.

И добавил, что в разговорах в западными политиками приходится рассказывать им, что в России идет усиление репрессий, про пытки в тюрьмах, но что, по данным «Левада-центра», после начала мобилизации антивоенные настроения усиливаются. По его словам, все это нужно для чтобы на Западе не победила линия о необходимости отгородиться от России, «опоясать ее рвом с крокодилами» и так далее.

Сооснователь ФСР Иван Тютрин напомнил, что еще в 2016 году перед первым Форумом свободной России были сформулированы принципы, которые сейчас стали доминирующими в среде российской оппозиции: «Мы всегда выступали с антиимперских позиций, говорили, что Крым - неотъемлемая часть Украины. Тогда многие считали нас маргиналами, но оказалось, что мы были правы».

Сейчас, по оценке Тютрина, появилась база для идеологического сближения различных частей российской оппозиции. В качестве примера Тютрин упомянул о своем участии в команде противников кремлевского режима, где также были участники команды Алексея Навального.

Бывший депутат городского Законодательного собрания Санкт-Петербурга Максим Резник констатировал, что в России оппозиция может работать только в индивидуальном порядке. «Огромным подспорьем для нас являются люди, которые пошли на риск в России и стали заложниками путинского режима, такие, как Илья Яшин и Алексей Горинов», - продолжил он.

Максим Резник убежден, что оппозиции нужно определить свое отношение к войне: «Это - агрессия России против Украины. Я считаю, что мы должны рассматривать нынешние события в контексте других эпизодов: аннексия Крыма, десятилетнее заключение Михаила Ходорковского, отравление Алексея Навального и Владимира Кара-Мурзы, протесты в Беларуси 2020 года. Все это - война добра со злом».

Целью российской оппозиции, по мнению Резника, должна стать победа Украины, победа над фашистской диктатурой в России. «Мы - сторонники смены парадигмы политического развития России. Запад нам не враг, а наш ближайший союзник. В России у нас огромная аудитория, это - очень разная страна, и там далеко не все поддерживают войну», - подчеркнул участник дискуссии. И в конце выступления сказал, что еще до войны с Украиной Путин начал войну с российскими гражданами, а жертвами этой войны стали Борис Немцов, Анна Политковская, Юрий Щекочихин и многие другие.

В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» Максим Резник отметил, что, на его взгляд, далеко не все представители различных частей оппозиции воспринимают себя, как союзники. «Хотя, по-моему, это неразумно. Я лично уже двадцать лет занимаюсь попытками создания широкой коалиции, правда, пока не очень успешно. Тем не менее, я считаю, что даже если у тебя не все получается, но ты уверен в правильности подхода, то необходимо продолжать. А широкая коалиция невозможна без взаимных компромиссов. Если мы понимаем, в чем главная задача, то эти компромиссы необходимы с обеих сторон», - убежден политик.

Максим Резник
Максим Резник

Резник приехал в Литву из Санкт-Петербурга относительно недавно, и по его признанию, он не думал, что разногласия между различными частями оппозиции настолько глубоки. «Все-таки, мы представляем людей, в том числе и в России, которые сегодня живут в страхе, под угрозой постоянных арестов и репрессий. Они не могут высказать свою позицию и ждут от нас каких-то внятных и общих решений, а получается, что мы тратим больше времени на выяснение отношений, чем на борьбу с режимом. Мне казалось, что после 24 февраля это точно должно исчезнуть. Иван Тютрин говорил, что какие-то подвижки в этом направлении есть. Но, по-видимому, они пока недостаточны для того, чтобы убедить и российское общество, и наших европейских союзников в общей борьбе со злом, что мы - та сила, которая способна взять на себя переустройство взаимоотношений власти и общества от Калининграда до Владивостока после падения путинского режима», - резюмировал Максим Резник.

Во второй день нынешней антивоенной конференции пройдут дискуссионные панели «Варваризация России. На пороге нового Средневековья», «Последняя война российской империи: политические и социально-экономические последствия российской военной агрессии», «Мир и война: фактор Запада в российско-украинской войне». А также будет принята итоговая резолюция.

Форум

XS
SM
MD
LG