Линки доступности

Украинские «чюрленцы» говорят: «Спасибо, Литва!»


Школa искусств им. М. К. Чюрлениса
Школa искусств им. М. К. Чюрлениса

В Национальную школу искусств в Вильнюсе приехали восемнадцать юных граждан Украины – продолжить учебу в безопасной обстановке

Проявления солидарности с Украиной ощущаются в Вильнюсе на каждом шагу: в городе немало желто-синих флагов, проезд в муниципальном транспорте для граждан Украины бесплатный. Большинство украинских беженцев размещено не в спортзалах и ангарах, как в некоторых городах Евросоюза, а на частных квартирах.

Среди тех, кто приютил у себя украинскую семью, – известный литовский актер Регимантас Адомайтис.

(Напомним, что еще в 1998 году он был удостоен украинского ордена «За заслуги» III степени «За весомый личный вклад в развитие украинско-литовского сотрудничества»).

Литовские деятели культуры молодого поколения участвуют в гуманитарных проектах, поддерживающих Украину, сражающуюся с российскими оккупантами.

Расположенная в Вильнюсе Национальная школа искусств имени Чюрлениса весной этого года приняла восемнадцать украинских учеников, предоставив им возможность бесплатно продолжить образование.

Директор школы Дайнюс Нумгаудис (Dainius Numgaudis) рассказывает: «Когда мы увидели, что начинается поток беженцев из Украины, мы поняли, что будут обращения и к нам, как к специализированной школе. И мы решили, что нам нужно ориентироваться на друзей в Украине, в том числе на тех, которыми у нас связи были и раньше. А также на хореографические колледжи в Киеве и Харькове».

Директор Школы искусств им М. К. Чюрлениса Дайнюс Нумгаудис
Директор Школы искусств им М. К. Чюрлениса Дайнюс Нумгаудис

К школе обратилось министерство культуры Украины. Посредником вызвалась стать прима-балерина Литовского национального театра оперы и балета (Lietuvos nacionalinis operos ir baleto teatras) Олеся Шайтанова. «Это был просто зов сердца, и в результате сейчас у нас восемнадцать "украинских чюрленцев", как мы их называем. Из них пятнадцать учатся на балетном отделении, трое – на музыкальном.

Четверо живут с родителями в городе, а четырнадцать – в нашем общежитии», – продолжает директор школы имени Чюрлениса.

С учебой по общеобразовательным предметам у юных украинцев есть проблемы, поскольку уроки идут на литовском языке. Поэтому ребята сейчас проходят интенсивный курс языка – по 20 часов в неделю. «Должен сказать, что литовский язык им дается очень хорошо, кроме того, они восстановились психологически. Мы стараемся не акцентировать, что они находятся на каком-то особом положении, чтобы они чувствовали себя как дома, и это получается», – подчеркивает Нумгаудис.

Пять украинских учеников школы имени Чюрлениса уже участвуют в спектаклях Национального театра оперы и балета, а на следующий день после победы Украины на «Евровидении 2022», в спектакле «Золушка» в роли Принца впервые на сцену вышел украинец Никита Потапчук.

«И, конечно, нам было очень приятно, что уже через месяц после начала учебы у нас ребята сами предложили сделать концерт под названием "Дякую, Литва!", в котором благодарили и страну, и нашу школу и всех наших знакомых. Это был прекрасный полуторачасовой концерт на очень высокой эмоциональной ноте», – свидетельствует он.

Сразу после приезда украинских детей в Вильнюс было необходимо ряд юридических формальностей. По литовским законам, если несовершеннолетний ребенок приезжает в страну без родителей, то над ним должна быть оформлена опека. Литовское государство взяло на себя полное обеспечение восемнадцати «украинских чюрленцев»: они бесплатно учатся, обеспечены жильем и питанием. А перед Пасхой ребята получили небольшие социальные пособия. Сама Украина, несмотря на развязанную против нее войну и большие материальные потери, также выплачивает уехавшим в Литву ученикам стипендии. «И я думаю, что для этих детей очень важно, что государство о них не забывает, и эти стипендии помогают им поддерживать связь со своей родиной. А на пасхальные каникулы некоторые из них поехали к своим родителям, которые сейчас находятся в разных странах: в Польше, Германии, Румынии, Молдове. Те, у кого такой возможности не было, во время этих каникул жили здесь в семьях», – поясняет собеседник Русской службы «Голоса Америки».

Конечно, в психологическом плане после переезда детям было очень сложно, через несколько дней у них начались проблемы со здоровьем, связанные выходом из стресса.

Некоторые из ребят в родных городах сидели в подвалах под артобстрелами, потом две недели добирались до Литвы. И они не сразу здесь приступили к учебе. «А когда они узнают о новых бомбежках Киева или Одессы, им очень тяжело, но мы пытаемся создать им такие условия, чтобы они меньше об этом думали. И они сами понимают, что им нужно забыться и с головой уйти в учебу. Это такая "фига в кармане", когда назло врагам они еще больше работают на собой и совершенствуют свои навыки. И нас это очень радует», – рассказывает Нумгаудис.

Ученики Киевского государственного хореографического училища, приехавшие в Вильнюс
Ученики Киевского государственного хореографического училища, приехавшие в Вильнюс

Для добровольных пожертвований своим украинским ученикам школа имени Чюрлениса открыла специальный счет, и за две недели на него поступило более шести тысяч евро.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовала с несколькими «украинскими чюрленцами».

Тринадцатилетняя киевлянка Аня говорит, что чувствует себя здесь как дома и благодарна за предоставленную возможность продолжать свое обучение и развивать свои способности.

Вместе с тем она признает, что поначалу ей было очень тяжело и страшно. «Новая жизнь, новые друзья, новая страна, язык, который не знаешь, все новое. Но оказалось, что это прекрасная школа, меня замечательно принял класс, есть прекрасные возможности заниматься в полную силу.

Другой киевлянке – Элине – пятнадцать лет. В родном городе она училась в Хореографическом колледже. Временному переезду в Вильнюс она очень рада: «Здесь у нас есть все условия для занятий». И, вздохнув, добавляет: «Одновременно тяжело, когда смотришь новости и видишь, что происходит в Украине, дома. Потому что каждый день всё меняется, и ты не понимаешь, что будет завтра. Но когда ты в зале, в учебном классе, можно немного отвлечься, работать, совершенствоваться».

При благоприятном стечении обстоятельств Элина рассчитывает вернуться домой, но, если война затянется, будет заканчивать образование в Литве.

Восемнадцатилетняя Эвелина родилась в Одессе, но училась также в Государственном хореографическом колледже в Киеве.

«Здесь нас встретили очень тепло, мы окунулись в дружескую атмосферу, нам все помогали, обеспечили всем, чего нам не хватало. Мы действительно сейчас себя чувствуем как дома», – говорит она. – Конечно, непросто дается литовский язык, он достаточно сложный. Но мы начали его изучать с первых дней и сейчас результат уже заметен – мы уже многое понимаем, многое можем сказать».

О планах на будущее Эвелина говорит сдержанно: «Это сложный вопрос, потому что никому не известно, как все поменяется. Я получу диплом нашего киевского училища. В планах, конечно, поступить в театр и работать, развиваться дальше – это предел мечтаний. Надеюсь, что так все и получится!».

Все «украинские чюрленцы», с которыми беседовала корреспондент Русской службы «Голоса Америки», с большим уважением отзывались об Олесе Шайтановой, называя ее своим «ангелом-хранителем». Окончив с отличием Киевское хореографическое училище, Шайтанова сразу же стала ведущей солисткой в Национальном академическом театре оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко а спустя 3 года – прима-балериной в Литовском национальном театре оперы и балета. На ее счету – несколько главных премий престижных балетных конкурсов.

Олеся Шайтанова, прима-балерина Национального театра оперы и балета Литвы
Олеся Шайтанова, прима-балерина Национального театра оперы и балета Литвы

Во время разговора с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» она рассказала: «Я родилась в Севастополе, но потом мы всей семьей переехали в Харьков, где и сейчас находятся мои родители. Но большую часть своей жизни я прожила в Киеве, потому что там училась, и вообще считаю себя киевлянкой!».

Сразу после 24 февраля, когда началось вторжение российской армии на территорию Украины, Шайтанова решила, что она должна чем-то помогать своей стране: «Так как в военной области я ничего не смыслю, то мне надо действовать там, где я профессионал, – в культурной сфере. Мы созвонились с моим другом Элигиюсом Буткусом (EligijusButkus) заместителем директора школы имени Чюрлениса по балетному отделению и подумали, что хорошо было бы детей из Киевского государственного хореографического училища, моей альма-матер, где я сама обучалась 8 лет, перевезти сюда на обучение – тех, кого сможем взять».

Первоначальный расчет был на двенадцать учеников, но потом это число выросло до восемнадцати.

«Потом мы начали перевозить детей из Украины в Литву, – продолжает Шайтанова. – Я очень благодарна, что мою инициативу поддержали Элигиюс Буткус и директор школы имени Чюрлениса Дайнюс Нумгаудис, который сразу пришел на первую встречу с детьми после из приезда, поговорил с ними. Он – очень открытый и сердечный человек, сразу спросил, какие есть у ребят вопросы, охотно отвечал.

Почему я за это взялась? Я – балерина и знаю, что наш танцевальный век – короткий. И дети теряют возможность обучения и занятий в стационарных больших залах, где они проходят профессиональные дисциплины – такие, как классический танец, сценический или характерный танец. А еще есть история балета, история театра, история музыки – наши профилирующие предметы. И сейчас у них нет такой возможности, потому что они сидят в подвалах и бомбоубежищах, и они могут потерять профессию, еще даже не приобретя ее. И мне было очень важно, что хоть кого-то из детей мы можем забрать сюда, чтобы спасти будущих Нижинских, Павловых, Леньяни, чтобы они продолжили свое обучение».

Конечно, сразу же возникли организационные трудности. Прежде всего нужно было купить билеты, встретить приезжающих учеников. А затем – встречи с органами опеки, потому что только четверо ребят приехали с мамами. И почти все приехавшие – несовершеннолетние.

«Поэтому, – поясняет Олеся Шайтанова, – лично я являюсь опекуном четырех ребят, а Элигиюс является опекуном шести девочек, и органы опеки ведут с тобой разговоры по каждому конкретному ребенку. Я постоянно хожу в школу имени Чюрлениса и проверяю какие условия в общежитии, (узнаю), как ребята учатся».

«Конечно, – продолжает артистка, – все они думают о возвращении домой, им тяжело было принять такое решение. Школа предложила им остаться еще на один год на полноценную учебу, потому что непонятно, как ситуация будет развиваться дальше. Если сейчас они вернутся в Киев, то их жизни будут в опасности. Но большинству здесь так нравится, что они очень хотят остаться и продолжать свое обучение в Литве. Профессиональный уровень в школе – высочайший».

Еще одной собеседницей «Голоса Америки» стала преподаватель классического танца Киевского государственного хореографического училища Маргарита Душакова.

Маргарита Душакова, педагог классического танца
Маргарита Душакова, педагог классического танца

Вместе со своей дочерью и ученицей она выехала из Украины почти сразу после начала войны. Вначале они попали в Польшу, где их очень тепло приняли. Но через несколько дней Маргарита и ее дочь задумались о том, что делать дальше. «Моя дочь написала Олесе Шайтановой, которая тут же откликнулась и все сомнения отпали сами собой – наш путь лежит в Вильнюс. Олеся – человек с огромным сердцем», – говорит Душакова.

В школе имени Чюрлениса Маргарита занимается с учениками и дает через zoom уроки тем ребятам, что остались в Киеве. Кроме того, она помогала подготовить концерт «Дякую, Литва!». «…Чем мы можем отблагодарить? Только своим искусством! Для ребят сделано все возможное и невозможное. И прекрасное общежитие, и питание, и балетная форма (а она недешевая) – все бесплатно. Репетиционные классы – на табло в холле видно – свободен или нет, и если свободен, то можно идти тренироваться, работать – у всех есть ключи доступа. Мы чувствуем себя как дома», – поясняет она.

Разумеется, повторяет Душакова, юные украинцы очень тоскуют по дому и своим родным, оставшимся там: «Хорошо, что наша профессия позволяет полностью переключиться. Ты входишь в класс или на эту сцену, и все внешние проблемы и мысли исчезают. Ты оказываешься в своем мире и тебе легко и хорошо – ты занят своим делом! Конечно, когда мы выходим из школы, включаешь новости, конечно, расстраиваешься. Здесь есть педагог-психолог, но здешний уют, теплое отношение, забота сводят до минимума необходимость к нему обращаться».

Дайнюс Нумгаудис возвращается к теме солидарности с Украиной.

«Мы пытаемся не акцентировать, что оказываем украинцам какую-то помощь, – подчеркивает он. – Для литовцев это очень естественно, у нас это на генетическом уровне, потому что после войны, когда треть населения Литвы были сослана в Сибирь, а часть людей ушла на Запад – вначале в Германию, а затем переселялись – кто в Америку, кто в Австралию – мы были в тех же условиях. У всех нас есть родственники (среди пострадавших и эмигрировавших), и мы знаем, что им всем миром помогали пережить то время».

Так и теперь, подчеркивает директор школы имени Чюрлениса: «Все помогают, чем могут, и это не ради позы. Просто мы понимаем, что украинцы сейчас борются, в том числе, и за нас».

XS
SM
MD
LG