Линки доступности

Соглашение по «Северному потоку-2»: компромисс или катастрофа?


Германия и США договорились об условиях завершения строительства трубопровода «Северный поток-2», который угрожает Украине потерей транзита российского газа в Европу 

Газопровод «Северный поток-2» был завершен на 99 процентов и остановить его реализацию было невозможно - так во время эфира на телеканале CNN президент США Джо Байден прокомментировал достигнутое соглашение между Вашингтоном и Берлином. Этому заявлению предшествовал телефонный разговор высокопоставленных чиновников из Госдепартамента с журналистами в среду после обеда, в ходе которого были озвучены детали договорённостей по «Северному потоку-2».

При этом в Белом доме отмечают, что по-прежнему, выступают против проекта газопровода, однако в сложившихся обстоятельствах, уверены в администрации, сделка и обязательства, взятые на себя Германией это, все же, лучше, чем ничего. Заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд, выступая на слушаниях в Сенате, отметила, что данной сделкой Вашингтону удалось продвинуться вперед с точки зрения защиты интересов Украины.

Впрочем, на Капитолийском холме считают иначе. И демократы, и республиканцы выступают против решения Белого дома. В частности, сенатор Тед Круз, один из самых известных противников этого проекта, назвал шаг администрации США геополитической победой Путина и катастрофой для США и союзников.

«Президент Байден пренебрегает законами США и полностью сдался Путину. Спустя десятилетия российские диктаторы будут по-прежнему получать прибыль от подарка Байдена, а Европа останется мишенью российского шантажа», - отметил сенатор Круз в официальном заявлении.

Республиканец Майкл Маккол из комитета по иностранным делам Палаты представителей раскритиковал суть договорённостей, отметив, что обещания инвестиций в будущие энергетические проекты в Украине никак не меняют тот факт, что «Северный поток-2» будет использоваться, как инструмент воздействия на Украину.

Критикуют договоренность с Берлином, впрочем, не только республиканцы, но и демократы. Сенатор Джин Шахин из Комитета по иностранным делам напомнила, что долгое время является оппонентом этого проекта и нынешняя договорённость ее не переубедила:

«Пока что я не убедилась в том, что это соглашение - или любое другое двустороннее соглашение - может в достаточной степени обеспечить гарантии нашим европейским партнерам и минимизировать экономические риски и угрозы в сфере безопасности, связанные с этим проектом», - отметила сенатор Шахин в официальном заявлении.

При этом многие эксперты в Вашингтоне отмечают, что данное соглашение не стоит рассматривать исключительно через призму политики в отношении России или Украины.

«Это соглашение, в первую очередь, касается отношений США и Германии. Восстановление отношений с Германией - было ключевым приоритетом для администрации Байдена. Да, у этого соглашения есть оппоненты в обеих партиях. Но это вопрос не касается напрямую интересов США, и я не думаю, что Конгресс предпримет какие-либо шаги, чтобы заставить Байдена пересмотреть свое решение или отозвать соглашение», - рассказал в интервью «Голосу Америки» сотрудник корпорации Rand Уильям Кортни ( William Courtney).

В тоже же время, Бенджамин Шмитт ( Benjamin Schmitt) из Гарвардского университета отметил, что данное соглашение с политической точки зрения не простое, как для Вашингтона, так и Берлина.

«Думаю, одновременно и содержание объявленной сделки, и то, как развивались события на этой неделе, представляют серьезную дилемму, с которой столкнулись администрация Байдена и правительство Меркель. У этого соглашения в США было много противников среди законодателей от обеих партий, включая наиболее высокопоставленных республиканцев и демократов в Конгрессе. Но и в Берлине многие влиятельные политики выступали против подобной сделки... Но ни от Берлина, ни от Вашингтона не последовало никаких конкретных заявлений о механизмах относительно того, как Россия будет нести ответственность в случае либо крайне вероятных враждебных действий с использованием «Северного потока-2», либо даже просто за отказ Москвы изменить свое поведение. За исключением предупреждений о возможности новых санкций в том случае, если Москва пойдет на какие-то существенные нарушения, как говорится в документе», - рассказал Шмитт.

XS
SM
MD
LG