Линки доступности

Военные учения НАТО в Центральной Европе - «рутинные» и экстраординарные


Европейские военные эксперты полагают, что манёвры «Защитник Европы», «Быстрый ответ», «Железный волк» и «Открытый дух» должны предостеречь Москву от необдуманных действий

В странах Восточной и Центральной Европы проходят военные учения стран НАТО. 1 мая начались маневры Defender Europe («Защитник Европы») и Swift Response («Быстрый ответ»), в них которых принимают участие 18 тысяч военнослужащих более чем из 20 стран , в том числе около 7 тысяч военных и 3 тысяч единиц техники на территории Польши. Помимо польских военнослужащих, в них будут участвовать военные из США, Франции, Швеции, Германии, Дании и Великобритании. Учения Defender Europe будут проходить под управлением командования 5-го корпуса Армии США. В Министерстве обороны Польши подчёркивают, что Defender Europe и Swift Response — оборонительные учения, которые «не направлены против какой-либо страны и не связаны с текущей геополитической ситуацией в регионе».

Литва также стала местом проведения манёвров в рамках Swift Response 2022. Учения, в частности, проходят на полигоне Гайжюнай в Йонавском районе и на прилегающих территориях. Там же 5 мая начались учения "Iron Wolf", где в течение двух недель будет задействовано около 1000 единиц боевой техники – танков, БМП, БТР, артиллерийских орудий, машин снабжения и управления, а также более 3000 солдат из Литвы и других стран НАТО.

Наконец, в территориальных водах и исключительной экономической зоне Литвы с 6 по 20 мая одновременно с международными учениями водолазов-саперов проходят учения Open Spirit 2022 («Открытый дух»), целью которых является разведка и обезвреживание неразорвавшихся боеприпасов. В операции по разминированию примут участие 13 боевых кораблей, 9 групп по разминированию и другие специалисты из 13 стран НАТО.

«Учения проходят в тех воеводствах, которые могут быть наиболее уязвимыми, если возникнет война с Россией»

Депутат Европарламента, бывший министр обороны Литовской Республики Раса Юкнявичене (Rasa Juknevičienė) обращает внимание, что подобные учения проводятся каждый год. «Это - рутина, но с 2014 года такие учения проходят в соответствии с текущей ситуацией. Они имеют оборонительный характер, поэтому все учения, как чисто литовские, так и проводимые совместно с союзниками по НАТО, направлены на то, чтобы научить наших солдат защищать свою территорию. И они никогда не бывают нацелены на нападение - это принцип учений в рамках НАТО», - подчеркнула евродепутат в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Независимый военный эксперт Юрий Фёдоров отметил, что проводимые сейчас учения носят комплексный характер. «Быстрый ответ» ставит целью отработать оперативную переброску по воздуху солдат на восточный фланг НАТО. «Тот же характер у учений "Защитник Европы", когда через Северный полюс и Норвегию перебрасывается несколько достаточно крупных американский соединений. Как я понимаю, особой разницы между ними нет, их главная задача - переброска живой силы из континентальных Соединённых Штатов, для того, чтобы в случае необходимости их можно было быстро перевезти самолётами. А второй момент - отработка совместных действий союзных армий. Это очень важно, потому что если начинаются какие-то безобразия с российской стороны, НАТО должна выступать как единая организация, то есть необходимо скоординировать действия авиации, сухопутных войск и военно-морских сил. Это - стандартная программа любого крупного военного учения, где участвуют несколько государств», - пояснил он.

Что же касается политической стороны начавшихся учений, то, по мнению собеседника «Голоса Америки», это демонстрация решимости не оставить без ответа возможный российский удар по конвоям, которые доставляют с территории Польши в Украину вооружение, предоставляемое Соединёнными Штатами и другими странами Запада. «Со стороны Москвы неоднократно высказывались намёки - как косвенные, так и открытые - что поскольку эти конвои помогают "врагу" российского народа и государства, значит, они являются законной целью. А это означает, что по территории Польши будет нанесён ракетный или авиационный удар. А это уже casus belli (повод для объявления войны), и необходимость вводить в действие 5-ю статью Североатлантического договора и всем Альянсом выступать против России. А для того, чтобы это выступление было эффективным, нужно отработать эти самые элементы взаимодействия, что и происходит. И, кстати, в Польше учения проходят в тех воеводствах, которые могут быть наиболее уязвимыми, если возникнет война с Россией. То есть, как и любые другие военные учения, это - демонстрация решимости дать отпор агрессору», - добавляет эксперт.

«Я думаю, что Путин уже проиграл»

Юрий Фёдоров живёт в Чехии - стране, которая оказывает Украине большую помощь - и военную, и в плане приёма беженцев. А ещё несколько лет назад Чехия проводила по отношению к России более сдержанную, если не сказать миролюбивую политику, особенно в сравнении с Польшей и странами Балтии.

На вопрос, чем он объясняет такой разворот во внешней политике Чехии, Фёдоров ответил, что по его опыту разговоров с политическими и общественными деятелями страны, на «втором уровне» чешского истеблишмента всегда было понимание, что Россия - исторический враг этой страны, и угроза с Востока никуда не делась. «При этом мои собеседники продолжали, что они вынуждены учитывать общее мнение Европейского Союза и строить общую политику в рамках НАТО. Плюс к тому, чувствуется немецкое влияние, потому что в экономической сфере Чехия очень сильно зависит от Германии. И вообще до Первой мировой войны Прага была немецкоязычным городом. Всё это сказывается, и когда начал меняться общий настрой в Европе, тогда Чехия выступила в первых рядах (трезвой оценки политики Москвы - А.П.)».

Были и другие моменты, среди которых Юрий Фёдоров называет произошедшую год назад в результате парламентских выборов смену руководства МИД Чехии. А также рост реалистических настроений в высшем руководстве республики. «Тогда же произошла история с выравниванием количества дипломатов с той и другой стороны», - напоминает он. И резюмирует: «Раздражение по отношению к России было очень сильным, накапливалось и дало вспышку ещё до войны. И плюс исторические события, которые здесь не забывают: 1968 год был травмой в национальном сознании».

Литва также оказывает большую военную и гуманитарную помощь Украине, подвергшейся агрессии со стороны России. И это объяснимо, поскольку Литва сама была долгие годы оккупирована «большим восточным соседом».

Раса Юкнявичене по просьбе корреспондента Русской службы «Голоса Америки» так оценивает уровень этой поддержки: «Алексей Арестович, выступая на днях по литовскому радио, сказал, что Литва помогает Украине даже выше своих возможностей. И украинцы очень благодарны, они понимают, что наша помощь очень важна для их страны, потому что Литва была в первых рядах ещё до того, как Путин 24 февраля начал широкомасштабную войну. Мы передали украинцам "Стингеры", а это не каски для солдат и не медицинское оборудование. Конечно, это им тоже очень нужно, но "Стингеры" - оружие, с помощью которого можно останавливать оккупантов».

По словам госпожи Юкнявичене, большинство литовцев понимает, что фронт, который сейчас держат украинцы, защищает и их страну. «Если мы не будем помогать Украине и сохраним всё оружие у себя, то этот фронт может и до нас дойти. Поэтому мы считаем борьбу украинцев своей борьбой, своей войной».

Евродепутат добавляет, что это понимает и всё большее количество стран ЕС. «Нельзя сравнивать то что было до и после (24 февраля). Например, Евросоюз никогда не принимал решения о поставке оружия другим государствам. А сейчас Евросоюз выделяет деньги для покупки оружия Украине. Конечно, этого ещё недостаточно, но всё-таки, это - прорыв.

Или возьмём Германию. В первые дни для немецкого народа и политиков было несовместимо с их ценностями, чтобы они передавали летальное оружие другим государствам, а сейчас они это делают. Есть большой прорыв и в плане санкций (против российской экономики). Сейчас идут большие дискуссии, потому что у Европейского Союза нет единого правительства, которое бы быстро приняло решение. Здесь 27 национальных правительств, и, скажем, у Венгрии есть особое мнение. Но до сих пор единство ЕС в вопросе санкций было впечатляющим. И Путин, наверно, думал, что всё для него обойдётся так же, как после атаки на Грузию или в 2014 году. Но сейчас объединились США, Великобритания, Европейский Союз, Япония, Австралия, Канада. И я думаю, что Путин уже проиграл. Конечно, война ещё будет идти, и Украина пока что не победила, но то, что сплотились все самые мощные государства, которые говорят, что они должны помочь Украине победить - это очень много», - убеждена Раса Юкнявичене.

XS
SM
MD
LG