Линки доступности

На Валдае Путин повторил старую ложь про «Крым наш»


Президент Владимир Путин на заседании Валдайского форума в Сочи. 18 октября 2018.г.
Президент Владимир Путин на заседании Валдайского форума в Сочи. 18 октября 2018.г.

Кто сказал: Владимир Путин, Президент РФ

Что сказал: «Крым – это наше. Мы никуда не забираемся. А наше почему? Не потому, что мы пришли и что-то схапали. Даже те, кто будет со мной спорить, – спор-то заходит моментально в тупик. Здесь же все демократы. Что такое демократия? Это власть народа. Она как проверяется, эта власть народа? С помощью референдумов, выборов и так далее. Люди пришли в Крыму на референдум и проголосовали: хотим быть независимыми, следующий шаг – хотим быть в составе Российской Федерации. …мы исходим из волеизъявления людей, живущих на этой территории».

Вердикт:

Обоснование: Выступая на заседании клуба Валдай в Сочи на прошлой неделе Владимир Путин вернулся к извечному спору по поводу статуса Крыма. Перед тем как прозвучал вопрос о Крыме, Путин рассуждал о том, что России нет надобности «забираться куда-то», и «ничего ни от кого не нужно», потому что «у нас огромная территория».

На что ведущий – директор Фонда развития и поддержки клуба Валдай Федор Лукьянов заметил: «Насчёт того, что мы никуда не забираемся и нам ничего не нужно, с Вами явно кто-то поспорит». «Само собой», – ответил Путин. Лукьянов продолжил: «И спросят: «А Крым?»

Российский президент повторил свои прежние аргументы о том, что «Крым наш», не потому, что «мы пришли и что-то схапали», а благодаря демократии, в соответствии с буквой которой в Крыму был референдум, и люди «волеизъявили» присоседиться к России.

В репортаже, цитировавшем слова Путина о Крыме, ТАСС привел российские официальные данные о результатах референдума 16 марта 2014, согласно которым 96.77% крымчан и 95.6% севастопольцев проголосовали за отделение от Украины и присоединение к Российской Федерации.

Однако и заявления Путина о том, что Крым не был «схапан», и российские данные о результатах референдума были многократно опровергнуты фактами.

Так, Polygraph.info писал ранее, что захват Россией Крыма начался, когда российский спецназ, оперировавший без знаков отличия, захватил здание парламента Крыма и поднял над ним российский флаг. Бескровное вторжение «маленьких зеленых человечков» привело к переходу контроля над республикой к российским военным.

Ведущий командир «сил самообороны» в Крыму, а позже командир сепаратистов в восточной Украине Игорь «Стрелков» Гиркин, признал в интервью в 2015 году, что депутаты Парламента Крыма были загнаны в палату под дулами автоматов и принуждены к поддержке аннексии.

Референдум, проведенный второпях в условиях военной оккупации, не предоставил возможности для публичных дебатов или для приезда лидеров Украины в Крым. Кроме того, согласно конституции Украины, всем гражданам страны должно было быть предоставлено право голоса на референдуме по отделению Крыма – не только жителям самого полуострова.

Еще больше подрывали законность референдума сами бюллетени, на которых было два вопроса, каждый из них исключал возможность сохранения Крымом статуса кво:

— Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?

— Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?

Вторая опция, хотя на первый взгляд предлагала иной выбор, имела продолжение: «предоставляя Крыму все качества независимого объекта в составе Украины, но с широким правом самоопределения и выбора отношений с кем угодно, включая Россию».

Но с парламентариями, голосующими под дулами автоматов и обществом, поставленным перед фактом референдума сразу же после вторжения, мнимые результаты опроса были поставлены под сомнение.

В мае 2014 украинское агентство TSN.ua сообщило, что Совет по правам человека при президенте Путине случайно опубликовал настоящие данные о результатах референдума, которые были вскоре удалены с вебсайта. Согласно репортажу, в Крыму проголосовало только 30% от общего числа избирателей, и только половина из них – 15% проголосовала за присоединение в России. Мы не можем независимо подтвердить репортаж украинского агентства.

Полная версия в оригинале на английском языке

«Полиграф» – это отдел «Голоса Америки» по проверке фактов и журналистским расследованиям. Читайте нас на английском на сайте Polygraph.info и следите за новыми материалами на наших страницах в «Твиттере» и в «Фейсбуке»

XS
SM
MD
LG