Линки доступности

Владимир Зеленский в Давосе предложил новый формат гарантий безопасности


Президент Украины Владимир Зеленский (архивное фото)
Президент Украины Владимир Зеленский (архивное фото)

Совет Безопасности ООН не отражает реального расклада сил в мире, заявил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба

КИЕВ – Президент Украины Владимир Зеленский предложил создать глобальную структуру, которая сможет в течение 24 часов предоставить достаточную поддержку любой стране, подвергшейся военному нападению, стихийному бедствию или, например, пандемии.

«Мы предлагаем новый формат гарантий безопасности. На основе того, через что мы сами прошли. Через что мы сейчас проходим. Должно быть то, что обеспечивает прецедент абсолютно своевременной помощи. Каждому, кто в ней нуждается. Чтобы сохранить мир, чтобы сохранить жизнь, чтобы сохранить социальную устойчивость. То есть все необходимые элементы для нормальной экономики. Как, например, есть служба 911, так должен быть United24, что в глобальном масштабе гарантирует безопасность», – сказал президент Украины Владимир Зеленский, выступая в формате видеоконференции 23 мая на Всемирном экономическом форуме в Давосе.

Он отметил необходимость создания новых прецедентов, трансформации устоявшихся принципов безопасности и отношений в мире, а также задал вопросы о том, способны ли Устав ООН, ОБСЕ, МАГАТЭ, ВТО «реагировать на то, с чем мы столкнулись сегодня?».

«И можно ли сейчас обойтись попыткой адаптировать эти институции под современные вызовы? Точно нет. Нужно изменять подход. Не реагировать, а действовать. И превентивно. И не только адаптировать под новые реалии то, что есть, но и создавать новые инструменты. Новые прецеденты», – подчеркнул Владимир Зеленский.

Лидер Украины отметил, что за время российской агрессии с 24 февраля страна создала «прецедент невиданного единения демократического мира вокруг эмоции настоящего восхищения украинской смелостью и вокруг понимания, что за свободу нужно бороться».

Он также сказал, что санкции против России и любого другого потенциального агрессора должны быть максимальными: «И таких санкций против России, я считаю, до сих пор нет. А они должны быть. Эмбарго на российскую нефть. Полное блокирование всех банков без исключения. Всех. Полный отказ от российского IT-сектора. Полное прекращение торговли с агрессором. Необходимо создать прецедент полного выхода всех иностранных бизнесов с российского рынка».

Как сообщает пресс-служба президента Украины, Владимир Зеленский призвал страны Запада при принять участие в восстановлении страны, отметив, что «объем работ – колоссальный», на более чем полтриллиона долларов убытков. Он также отметил, что для поддержки Украины необходимо минимум пять миллиардов долларов в месяц.

В свою очередь, министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, заявил, что Совет безопасности ООН не справляется со своими функциями: «Войны все равно проходят, как мы видим даже на примере нашей войны. ООН ее остановить не способна. И Совет Безопасности ООН не отражает реального расклада сил в мире. Например, там нет таких государств как Индия, как Германия, как та же Япония, которые являются мощными игроками и определяют баланс сил в мире».

Реформы для глобальной системы безопасности

Политтехнолог, директор компании GMT Group Анатолий Луценко отмечает, что война России против Украины в очередной раз поднимает вопрос о реформировании таких институтов, как например, ООН.

«Генсек ООН Антониу Гутерриш приезжал в Бучу и делал там заявления, но это не привело ни к каким реформам. Совбез ООН, фактически, не выполняет свою функцию, и первое, что нужно сделать с ООН – поменять положение в отношении вето. Нужно, чтобы Совет Безопасности принимал решение большинством голосов», – говорит Анатолий Луценко корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

В практической сфере, по его словам, некоторые прецеденты, о которых говорил Владимир Зеленский во время выступления в Давосе, уже решаются.

«Большинство стран на фоне украинско-российской войны, партнеры из ЕС, США и Великобритания уже переходят на схемы, которые позволяют отказаться от российской нефти и газа. По вопросу эмбарго мы видим, что есть решения как в отношении российской нефти, так и газа. Например, Финляндия взяла в аренду у США терминал для сжиженного газа и договорились с поставками из Африки. Но есть так называемый “фактор Орбана”, который пока что в целом дестабилизирует этот процессы в ЕС», – отмечает Анатолий Луценко.

Он также считает, что инициатива арестов российских капиталов за рубежом в пользу Украины могла бы дать больший эффект, чем некоторые экономические решения: «Глобально реформы в разных секторах экономики и безопасности организовать можно. Мир уже показывает, что действует более решительно – на начало агрессии Европейский Союз, как институция, не реагировал адекватно на войну России, но постепенно, и при помощи наших ближайших партнеров – таких, как Польша – Брюссель начинает меняться».

Общественное мнение в странах Запада на стороне Украины

Представитель Национальной платформы стойкости и социальной сплоченности, политолог Владимир Лупаций считает, что война России против Украины – это прецедент для всего мирового сообщества, на который невозможно не отреагировать.

«Мы видим структурную инерцию, медленный «разворот» международных институтов, и то, как политическое лидерство Украины отвоевывает себе пространство у глобальной бюрократии и глобальных институтов, которые не в состоянии были моментально среагировать на риски войны», – говорит Владимир Лупаций корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он отмечает, что общественное мнение в странах Запада, к которым обращался президент Зеленский, на стороне Украины и оно не воспринимает «тот беспредел», за который несет ответственность действующее руководство России: «Да, это возможно – отказ от российской нефти в принципе. Даже с трудом, может, не сегодня на завтра, но это стратегическое решение для группы стран – Соединенных Штатов, Германии, других стран "Большой семерки"».

Политолог говорит, что выступление президента Украины в Давосе – это попытка предложить миру посмотреть по-новому на ситуацию с позиции парадигмы стойкости. «Это новая философия оценки рисков, то, о чем говорил Зеленский: в мире начинают реагировать только когда наступают какие-то кризисы. Но на ситуацию нужно посмотреть шире, и в этом плане выступление украинского лидера прошло в русле подхода, который нащупывают многие страны демократий, как в военно-политическом, так и экономическом плане», – подчеркивает Владимир Лупаций.

В экономическом плане, он считает, что страны Запада могли бы откликнуться на предложение украинского лидера в сфере поддержки экономики страны в период войны.

XS
SM
MD
LG