Линки доступности

Бутафорские «референдумы» на оккупированных территориях: чего добивается Кремль?


Демонстрация против российской агрессии в Херсоне, Украина, 5 марта 2022 г.
Демонстрация против российской агрессии в Херсоне, Украина, 5 марта 2022 г.

По мнению экспертов в США, проведение Москвой так называемых «референдумов» в захваченных украинских областях существенно усложнит возможный переговорный процесс между Украиной и Россией

О планах провести так называемый «референдум» о вхождении частично захваченной Запорожской области в состав России заявил представитель оккупационных сил Кремля Евгений Балицкий. С подобными инициативами ранее выступали коллаборационные власти и в оккупированном российскими войсками Херсоне. При этом, возможные даты проведения псевдоголосования несколько раз смещались. Как считают в Киеве, это прямое свидетельство проблем, с которыми оккупанты столкнулись на временно захваченных территориях.

«РФ не хватает коллаборантов. На временно оккупированных территориях назначенные гауляйтеры не могут сформировать органы управления. Проведение каких-либо “референдумов” возможно только в режиме фейковых новостей», - написал в Твиттере Алексей Данилов, глава Совета по национальной безопасности и обороне Украины.

При этом, Данилов призвал не терять бдительности, отметив, что ФСБ активно осуществляет попытки вместо неудавшейся «пятой колонны» сформировать «шестую». Президент Владимир Зеленский на выходных, комментируя намерения о проведении так называемых референдумов, также отметил, что это приведет к закрытию возможностей для переговорного процесса.

Тактику проведения незаконных референдумов Россия использовала неоднократно. В частности, в марте 2014 года был проведен так называемый «референдум» об аннексии Крыма, непризнанный международным сообществом. Также при поддержке Кремля были организованы псевдо-референдумы о создании так называемых «ДНР» и «ЛНР». При этом, эксперт «Атлантического совета» Джон Хербст отмечает, что есть существенная разница между событиями 2014 и нынешними:

«В данном случае речь идет о полномасштабной войне и, хотя Москва оккупировала Херсон еще в марте, так же, как и большие части Запорожской области, ее контроль над этими территориями вызывает вопросы. Мы видим эффективное контрнаступление украинских войск в пригородах Херсона и сопротивление внутри самого города. Поэтому неясно, способна ли Москва провести этот референдум… Мы наблюдали провалы российских действий с начала вторжения в феврале, и это может быть еще одним примером того, как босс дает команды, которые попросту невыполнимы», - отметил Джон Хербст (John Herbst).

При этом, отмечает эксперт «Германского фонда Маршалла» Джонатан Кац (Jonathan Katz), продвигая идею так называемых «референдумов», Путин, среди прочего, пытается получить поддержку населения России.

«Есть предположения, что речь идет о тактических целях, включая желание Путина продемонстрировать обществу, что он консолидирует свои победы. Конечно, россияне не видят, что происходит на местах в Украине, поскольку СМИ и политическое поле подконтрольно Кремлю и Путину, - отметил Кац в интервью «Голосу Америки», - Еще большая опасность заключается в том, что Путин может использовать проведение этих недемократических и бутафорских “референдумов” для того, чтобы заявить, что Украина атакует теперь уже российскую территорию. И это может отразиться на его мышлении относительно целого ряда вопросов: от ядерного зонтика до необходимости призыва дополнительных военнослужащих».

По мнению эксперта, проведение так называемых «референдумов» существенно усложнит возможный переговорный процесс и скорее всего вызовет новые санкции против России, а также усиление поддержки Украины со стороны Запада.

XS
SM
MD
LG