Линки доступности

Запад дал ответ: дело за Россией


Посол США Джон Салливан входит в подъезд МИД России на Смоленской площади в Москве с письменным ответом США на российские требования по безопасности. 26 января 2022 г.
Посол США Джон Салливан входит в подъезд МИД России на Смоленской площади в Москве с письменным ответом США на российские требования по безопасности. 26 января 2022 г.

Продолжение конфликта или диалог с Западом? – эксперты ожидают решения российского лидера по поводу ответа США и Запада

В Москве считают, что США и НАТО в своих письменных ответах не пошли навстречу России в том, что касается ее основных требований относительно гарантий безопасности, сообщают в четверг СМИ со ссылкой на комментарии российских официальных лиц.

Так, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, заявил, что ответ Запада хоть и позволяет приступить к серьезному разговору, но по второстепенным, на взгляд Москвы, проблемам. Вместе с тем Лавров отметил, что по главному для России вопросу, связанному с нерасширением НАТО на восток, позитивной реакции нет.

И в Кремле, и в МИД также подчеркнули, что решение о дальнейших шагах России остаётся за президентом Владимиром Путиным. При этом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что российский лидер ознакомился с содержанием документа.

Как пишет газета The New York Times США в документе, переданном накануне Москве, есть предложения, позволяющие, в частности, договориться об ограничении ядерных вооружений, что может стать прологом к восстановлению Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (его действие прекращено в 2019 году).

В свою очередь заместитель госсекретаря США Венди Шерман подтвердила, что США отвергли требование Москвы о возвращении НАТО к конфигурации 1997 года.

«Я совершенно ясно заявила российской стороне: вы не будете принимать решение о членстве в НАТО, – продолжила высокопоставленный американский дипломат, выступая на виртуальном форуме по европейской безопасности. – Это не вам решать. Это решать членам НАТО. И вы не будете принимать решение о выводе всех наступательных вооружений из Европы».

При этом она отметила, что если Россия хочет обсудить реальные вопросы взаимной безопасности, такие как контроль над вооружениями, предотвращение конфликтных ситуаций, транспарентность, то США готовы к таким дискуссиям.

«Есть много способов обеспечить взаимную безопасность, без ультиматумов, без угроз Украине, без принуждения, подрывной деятельности и вторжений», – указала заместитель госсекретаря.

Ранее госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что Соединенные Штаты передали России письменные ответы на ее требования о гарантиях безопасности в рамках переговоров по предотвращению военной эскалации в отношении Украины.

По словам Блинкена, американская позиция предусматривает дипломатический путь вперед на случай, если Россия готова пойти по этому пути, и содержит принципиальную и прагматичную оценку высказанных российской стороной опасений. Кроме того, в документе излагаются опасения, высказанные США и их союзниками.

«Оставлен люфт для маневра»

Руководитель Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Евгения Примакова, академик Алексей Арбатов в начале беседы с Русской службой «Голоса Америки» оговорился, что с текстом ответа США он не знаком, поскольку тот не будет публиковаться по просьбе американской стороны. Комментировать же утечки в СМИ, по мнению академика, «дело неблагодарное».

«Думаю, Госдеп попросил не обнародовать документ, во-первых, чтобы не обострять отношения сейчас еще больше, а во-вторых – чтобы оставить дипломатам некое поле для компромисса. Потому что иначе, если стороны проявят излишнюю категоричность, на этом разговор может и закончиться. Например, если Москва будет настаивать на публикации документа или вновь скажет, что это (наши требования – В.В.) «не меню»: или принимайте всё, или ничего».

Так что американская просьба не афишировать содержание письменного ответа для меня означает прежде всего, что там оставлен люфт для маневра, констатировал Алексей Арбатов.

В то же время, по его оценке, ответ был абсолютно предсказуемый с самого начала. «Было ясно, что на первые два (российских) условия согласия (Запада) не будет, – уточнил он. – Имею ввиду гарантии нерасширения НАТО на восток, и в частности, отказ принимать в альянс Украину, а также выведение всех военных объектов, войск и средств с территории стран, которые вступили в НАТО после 1997 года. Все остальное – предмет переговоров. Полагаю, что предложения по ракетам средней и меньшей дальности, мерам доверия и транспарентности, ограничению маневров и военной активности, предотвращению инцидентов, – вполне практические с точки зрения обсуждения вещи».

Дальнейшие шаги, естественно, будут зависеть от решения президента РФ, уверен эксперт. «Если в Кремле решат, что уже достигнут большой успех, потому что по всем этим политическим пунктам Запад раньше не хотел даже разговаривать, а теперь, пожалуйста, то можно будет сказать: произошел важный прорыв, и начать деловой разговор. Если решат, что это всё второстепенно, как «приправа к салату», а самое главное – те самые два пункта, тогда на этом диалог и завершится», – резюмировал Алексей Арбатов.

Дело за Россией?

В Кремле изначально завышали ставки, чтобы выйти на переговорный процесс, считает руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги Андрей Колесников. На его взгляд, теперь уже можно продолжить диалог без сверхъестественных требований и артиллерийской словесной артподготовки. «Пора просто начать деловые разговоры о разоружении, снятии напряженности, прозрачности военных замыслов, – подчеркнул собеседник «Голоса Америки». – Может быть, в этом и была своя логика. Иначе трудно понять, для чего в действительности так повышались ставки вплоть до обещания серьезного ответа, если не будут приняты самые главные требования Москвы. Получалось, что Кремль сам напрашивался на конфликт для каких-то внутренних целей – возможно, для повышения рейтингов президента и власти в целом, чего добиться, кажется, уже невозможно. В любом случае сейчас ясно, что Запад готов к серьезным переговорам. Дело за Россией».

При этом для российского руководства сейчас также важно не потерять лицо, раз ставки были настолько завышены, утверждает Андрей Колесников. «Поэтому нужно будет изображать расстройство в связи с тем, что никто не пошел навстречу заведомо невыполнимым условиям, не отменил политику открытых дверей НАТО, не стал договариваться о разделении сфер влияния, – пояснил он. – Но если стороны все же сядут за стол переговоров, допустим, на тему не размещения ракет средней и меньшей дальности в Европе, это будет очевидным успехом. Прорыв не прорыв, но, по крайней мере, хороший повод заняться делом. Естественно, все это будет сопровождаться дымом рассуждений о том, что наши основные требования не приняты, и мы должны по-прежнему настаивать на их выполнении».

Как бы то ни было, сейчас все в руках Путина, полагает эксперт. В России выстроена такая вертикаль власти, когда все на самом деле зависит от рациональности или иррациональности первого лица государства, от его настроения, в том числе, заключил он.

XS
SM
MD
LG