Линки доступности

«Индекс восприятия коррупции»: Грузия в региональном контексте


Transparency International: хотя Грузия имеет самый низкий показатель коррупции в регионе, перед страной стоят серьёзные вызовы

Грузия сохранила первенство в регионе Восточной Европы и Центральной Азии заняв 45 место в «Индексе восприятия коррупции» (ИВК), который, начиная с 1995 года ежегодно публикует Transparency International (TI) – неправительственная международная организация по исследованию уровня коррупции по всему миру. При этом за 2021 год показатель коррупции Грузии все же ухудшился на один пункт.

В этом году помимо Грузии (55 баллов) из исследуемых 180 стран только Армения (49 баллов, 48 место) и Черногория (46 баллов, 64 место) набрали балл выше глобального среднего показателя ИВК (43).

Худшие результаты в регионе у Туркменистана (19 баллов, 169 место), Таджикистана (25 баллов, 150 место) и Кыргызстана (27 баллов, т.е. на 4 балла меньше по сравнению с прошлым годом, 144 место).

Что касается Беларуси (41 балл, 82 место), за прошедший год страна потеряла в рейтинге организации «Международная прозрачность» 6 баллов.

Россия с 29 баллами заняла 136 место, Украина с 32 баллами – 122 место.

На постсоветском пространстве ощутимый прогресс в 2021 году наблюдался в Молдове (105 место), получившей в ИВК 36 баллов, что на 5 баллов выше по сравнению с 2017 годом. Это отчасти связано с результатами парламентских выборов, состоявшихся в июле 2021 года, по итогам которых во власть пришла «проевропейская партия, построившая свою кампанию на антикоррупционной платформе». При этом теперь, как заявляют в Transparency International, новому правительству предстоит выполнить свои обещания по деполитизации органов по борьбе с коррупцией и реальному реформированию системы правосудия в стране.

Примечательно, что в рейтинге TI коррумпированность стран оценивается по шкале от 0 (наиболее высокий уровень коррупции) до 100 (наименьший уровень коррупции) баллов. Индекс составляется на основе экспертных оценок уровня коррупции в государственном секторе.

Пандемия и свобода слова

Авторы исследования утверждают, что власти стран использовали пандемию COVID-19 в качестве предлога «для глушения критики, принятия ограничительных законов, подавления свободы слова и доступа к информации, а также снижения независимости судебной власти».

В качестве примера приводится Азербайджан (30 баллов, 128 место), где власти, под предлогом нарушения карантинных мер, осуществили преследования критически настроенных к правящей силе журналистов и активистов.

В данном контексте также упоминается Кыргызстан (27 баллов, 144 место), руководство которого ссылаясь на меры по борьбе с COVID-19 чинило препятствия работе журналистов и ограничивало свободу собраний. Также, ввиду снижения уровня прозрачности и госконтроля, в Кыргызстане за время пандемии было сложно отследить как были распределены суммы из резервных фондов, выделяемых на нужды граждан и организаций пострадавших от последствий COVID-19, также как и на борьбу против распространения коронавируса.

Грузия в фокусе

Что касается Грузии, то в этой стране, согласно авторам исследования, главную проблему представляет избыточная концентрация власти в одних руках.

«Влияние основателя правящей партии Бидзины Иванишвили, формально отошедшего от дел, на ключевые институты соответствует определению узурпации власти. Его партия «Грузинская мечта» в последние годы усилила контроль над судебными и правоохранительными органами, успешно погасив политический импульс, необходимый для борьбы с коррупцией», – утверждают авторы ИВК.

При этом автора исследования подчеркивают, что показатель Грузии в ИВК существенно не изменялся с 2012 года, а это указывает на «стагнацию антикоррупционных реформ в стране». В частности, правозащитники считают, что на фоне тенденции усиления роли государства, борьба с коррупцией больше не является приоритетом, и что за последние годы не осуществлялись реформы, масштабность которых оказала бы осязаемое влияние на улучшение антикоррупционного климата в стране.

«Подобный подход крайне опасен, так как в отсутствие постоянного и активного противостояния, ожидается лишь усугубление проблемы коррупции», – заявляют в организации.

Правозащитники объясняют региональное лидерство Грузии в ИВК тем фактом, что в стране низкий показатель мелкого взяточничества, при этом, согласно их мнению, существующие вызовы способствуют созданию «идеальных условий для усугубления коррупции».

Вызовы перед которыми, как считают в организации, оказалась в настоящее время Грузия, следующие: неофициальное правление - т.е. контроль власти миллиардером Бидзиной Иванишвили; концентрация власти в руках правящей партии; ослабление демократической системы баланса и сдерживания, т. е. политическое подчинение независимых институтов, включая суд и прокуратуру; слабый процесс парламентского надзора в процессе сдерживания коррупции; коррупция на высоком уровне т.е. элитарная коррупция и приостановленная антикоррупционная реформа.

В качестве возможности исправить ухудшение показателей в регионе, в Transparency International рассматривают перспективу присоединения ряда стран к ЕС. Хотя при этом, правозащитники подчеркивают полную ответственность правительств стран региона за борьбу с коррупцией и проведение необходимых реформ.

В случае Грузии рекомендации организации включают искоренение неформального управления страной; создание независимого антикоррупционного агентства по расследованию дел, связанных с коррупцией на высоком уровне; освобождение прокуратуры от политического влияния правящей силы, проведение «реальной» реформы системы правосудия; усиление парламентской функции контроля; а также обновление антикоррупционной политики государства.

XS
SM
MD
LG