Линки доступности

Россияне просят политическое убежище в США


Иммигранты из России на пограничном КПП Сан-Исидро, Мексика (архивное фото, 2022 г.)
Иммигранты из России на пограничном КПП Сан-Исидро, Мексика (архивное фото, 2022 г.)

С момента начала войны в Украине рекордное число граждан РФ различными путями попали в США и попросили политическое убежище

Антивоенный протест русскоязычной общины в Лос-Анджелесе, пожалуй, ещё никогда не был настолько массовым. Участвующие в протесте иммигранты ещё недавно жили в России и уезжать не собирались. Но зима 2022-го, говорит петербурженка Жанна Калашникова, изменила ее жизнь, как и жизнь сотен тысяч других россиян, решивших уезжать.

«Мы были противниками той власти и тех решений, которые она принимает, активно стояли за Украину, мой муж из Мариуполя, я из Санкт-Петербурга. И подвергались все время осуждениям, оскорблениям», – рассказывает Жанна Калашникова.

Россияне разъезжались кто куда. Жанна вместе с семьей улетела в Мексику, и, добравшись до границы с США, они попросили политическое убежище в Америке.

«Имея опыт задержаний в России, там это страшно, тут тоже была опаска. Но когда нас встретили офицеры, они были настолько дружелюбные, улыбались, поддерживали, один даже шутил, вспоминал русские слова: привет, Матрешка. Я плакала, они меня успокаивали и говорили, что я в безопасности. В нашей камере было 28 человек, из них только две девушки из Гватемалы, остальные – все наши», – говорит Жанна. Сейчас семья живет в Калифорнии.

Газета New York Times публикует данные американской Иммиграционной службы США, согласно которым с конца февраля по ноябрь 2022 года более 32 тысяч россиян пересекли границу из Мексики в США в поисках политического убежища. Только за ноябрь 2022 года таким образом в Калифорнию попали около 6 тысяч россиян. Для сравнения: за весь 2020 год просителей убежища в США из России было порядка четырёхсот человек.

«Резкий скачок произошёл к середине лета, июль-август. Все, что связано было с преддверием мобилизации, которую объявили 21 сентября, и сразу после мобилизации, это был сумасшедший скачок, буквально на 300-400-500 процентов. Я не видела за 22 года своей практики такого числа людей, бегущих из России и других русскоговорящих стран СНГ, – рассказывает Татьяна Эдвардс-Бехар, иммиграционный адвокат из Сан-Диего.

Артём уехал из России 21 сентября.

«Я – лейтенант запаса вооруженных сил, меня могли бы призвать, и я понял, что это не мое. Я – не убийца, я не хочу убивать людей!», – говорит Артём. Отстояв много дней в пробке на российско-грузинской границе, он выехал с женой и маленькими детьми в Армению, оттуда семья улетела в Мексику через Египет.

«Те, кто из стран СНГ летит, они видят друг друга, переглядываются, никто не афиширует, конечно, зачем он летит. Я был очень удивлён, когда я увидел в тюрьме огромное количество людей из Армении: россияне, армяне, из Казахстана очень много», – вспоминает Артём. Благодаря тому, что границу он переходил с маленькими детьми, в иммиграционном приемнике семья провела всего сутки.

В целом же, путь в Америку, как правило, недешёвый, долгий и порой небезопасный – из-за того, что в районе орудуют наркокартели. Чтобы добраться до приграничной Тихуаны, россиянам нужно проехать не одну страну.

Иммиграционный адвокат Татьяна Эдвардс-Бехар ведёт популярный среди просителей политического убежища Телеграм-канал «Better Call Tatyana», в котором рассказывает, как выступающим против войны получить убежище в Америке. Все эти месяцы, говорит Татьяна, просители убежища из России попадали в США, либо подъехав к границе на машине, где они сдавались американским властям и оказывались в иммиграционной тюрьме – так приехал, к примеру, Артём. Либо через гуманитарные фонды, которые помогали беззащитным слоям населения избежать тюрьмы: это женщины с детьми, люди с проблемами со здоровьем и представители ЛГБТ-сообщества. Фонды, по сути, взяли на себя бумажную волокиту и проверки потенциальных просителей убежища, брали плату за свои услуги – порядка двух с половиной тысяч долларов за человека.

«Если вы, как мигрант или семья, подпадали под один из критериев и вас можно было считать особо уязвимой группой, то фонд мог вас провести, фонды заключили контракты с нашими иммиграционными ведомствами. Фонды стали поднимать цены, расценки поднимались, это была политика, связанная с взаимодействием спроса и предложения», – говорит адвокат.

Благодаря одному из гуманитарных фондов перешли из Мексики в США несколько недель назад преподаватели из Москвы – Анна и Алексей.

«Мы не то что думали ехать, мы хотели сначала бороться. Мы начали вести оппозиционный блог, потом поняли, что это бессмысленно», – рассказывает просительница политубежища Анна Машинская.

Анна и Алексей говорят, что все эти месяцы они слышали разные истории от россиян, пытающихся перейти границу: кого-то арестовывали, кого-то разворачивали в аэропорту. Были и те, кто наживался на чужой беде.

«Мы знаем людей, которые платили 6-7 тысяч долларов и за день-два переходили границу», – говорит Алексей Лещенко.

Чтобы как-то урегулировать ситуацию на границе, в середине января власти США объявили о запуске приложения CBP One, по которому теперь можно записаться на переход американской границы. Но желающих отправиться за своей американской мечтой так много, что система не выдерживает и «зависает». А вместе с ней – и тысячи людей на южной границе Соединенных Штатов.

Форум

XS
SM
MD
LG