Линки доступности

На границе с Беларусью Украина проводит операцию «Полесье»


Украинские пограничники на границе с Беларусью (архивное фото)
Украинские пограничники на границе с Беларусью (архивное фото)

По данным украинских пограничников, сохраняется перенаправления потоков мигрантов из Беларуси в Украину

КИЕВ – В Украине на границе с Беларусью началась совместная специальная операция «Полесье». Как сообщает 24 ноября Государственная пограничная служба Украины (ГПСУ), операция координируется и проводится совместно с силами Национальной гвардии, Национальной полиции, Вооруженными силами и другими резервами.

«Это дальнейшие меры по наращиванию охраны и защите украинской границы с целью недопущения миграционного кризиса и противодействия противоправной деятельности», – подчеркивается в сообщении.

Первый заместитель председателя ГПСУ Владимир Никифоренко отметил, что на сегодняшний день на украинско-белорусской границе сохраняется угроза распространения миграционного кризиса и вероятность перенаправления потоков мигрантов в Украину.

«Для дальнейшего реагирования на возможное усложнение ситуации совместно с взаимодействующими государственными структурами согласовано проведение совместной специальной пограничной операции и проработан соответствующий план. И вчера вечером она официально началась», – заявил Владимир Никифоренко.

Для патрулирования и мониторинга будет активно применяться авиация, беспилотные авиационные комплексы, а также технические средства наблюдения.

В связи с миграционным кризисом между Польшей и Беларусью для усиления северных границ Украина привлекла около 8,5 тысячами военнослужащих и полицейских.

Министр внутренних дел Денис Монастырский 11 ноября заявил о том, что «эта мощная группировка будет состоять из: трех тысяч военнослужащих госпогранслужбы, 3,5 тысяч – Национальной гвардии, двух тысяч – Нацполиции».

В случае агрессии Верховная Рада соберется за пару часов

В случае российской агрессии против Украины Верховная Рада готова срочно собраться, чтобы ввести военное или чрезвычайное положение. Об этом в эфире «Радио Свобода» 23 ноября заявил первый заместитель председателя парламента, представитель правящей партии «Слуга народа» Александр Корниенко.

«Если это не неделя работы в округах, я думаю, там потенциал за пару часов собраться есть. […] У Верховной Рады может будет только один план, если есть задача ввести военное, или чрезвычайное положение. Сделать соответствующее голосование со стороны Верховной Рады она должна за несколько часов», – указал вице-спикер.

Россия сосредоточила более 92 тысяч военнослужащих у границ Украины и готовится к нападению в конце января или начале февраля 2022 года.

Об этом 21 ноября заявил в интервью изданию Military Times глава Главного управления разведки (ГУР) Министерства обороны Украины Кирилл Буданов.

«Наши оценки почти такие же, как у наших американских коллег», – отметил Буданов на страницах издания 21 ноября.

Помощь США: патрульные катера и оборудование

Тем временем Соединенные Штаты передали Украине два катера типа «Island», получившие названия «Фастов» и «Сумы». Министерство обороны сообщает, что они прибыли в Одессу 23 ноября. Передача катеров состоялась в рамках предоставления Украине материально-технической помощи со стороны Соединенных Штатов, которая продолжается с 2014 года и является вкладом американского общества в укрепление морской безопасности государства, подчеркивается на сайте оборонного ведомства республики.

Администрация Джо Байдена рассматривает возможность отправки в Украину военных советников и нового оборудования, включая вооружение, на фоне наращивания Россией военной группировки на украинской границе.

Источники в сюжете CNN сообщают о том, что в пакет помощи Украине могут входить новые противотанковые ракеты Javelin, минометы, системы противовоздушной обороны, такие как ракеты «Стингер».

«Министерство обороны настаивает на отправке в Украину некоторого оборудования, которое должно было быть отправлено в Афганистан», – подчеркивается 23 ноября в сюжете CNN. Речь может идти о вертолетах «Ми-17», которые должны были поставляться в Афганистан.

Как следует из открытых источников, вертолеты «Ми-17» – являются экспортным вариантом советско/российской разработки Ми-8МТ и могут стоить до 17,5 миллионов долларов за единицу.

В Пентагоне отказались комментировать это сообщение. Отвечая на просьбу корреспондента Русской службы «Голоса Америки», официальный представитель Министерства обороны США Антон Семелрот (Anton Semelroth) заявил, что «в настоящий момент» Пентагон не может анонсировать факт оказания военной помощи Украине.

«Как мы всегда говорили, мы постоянно оцениваем конкретные требования к [усилению обороноспособности] украинских Вооруженных сил», – добавил подполковник Семелрот. Представитель Пентагона напомнил, что, начиная с 2014 года США оказали Украине помощь в сфере безопасности на общую сумму свыше 2,5 млрд долларов, причем. только в этом году на данные цели были выделены 400 млн долларов.

В ноябре британское издание The Mirror со ссылкой на свои источники сообщило, что Великобритания готова оперативно направить шестьсот своих военнослужащих в Украину из-за опасений агрессивных планов России.

Эксперимент в рамках гибридных действий

Заместитель директора Агентства моделирования ситуаций, политтехнолог Алексей Голобуцкий не исключает, что Россия может быть заинтересована в создаваемом миграционном кризисе на границах Украины и Беларуси.

«Граница может проверяться на прочность в ситуации с мигрантами, и это, по сути, эксперимент в рамках гибридных действий. Они проверяют реакцию Украины на развитие кризиса, возможно, попробуют провести провокации», – говорит Алексей Голобуцкий корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он отмечает, что в Беларуси мигрантов используют для создания напряженности на западных границах республики, однако они должны адекватно оценивать свои возможности в случае прорыва на территорию Украины.

«Им ведь нужно не просто попасть в Украину, а дальше прорываться в страны Евросоюза. А здесь их никто не будет подвозить на машинах к границам Польши или Словакии. Без этих условий, очевидно, им нет большого смысла двигаться в Украину», – считает Алексей Голобуцкий.

По его словам, усилением группировки войск на востоке Украины Кремль пытается психологически давить на Запад, чтобы он склонил официальный Киев к выполнению Минских соглашений на российских условиях.

Между двух очагов напряжения

Директор Центра внешнеполитических исследований «OPAD» имени Александра Никонорова Сергей Пархоменко считает, что Украина, фактически, оказалась между двух очагов давления: миграционного кризиса – со стороны Беларуси, накопления сил на восточных границах – со стороны России.

«Граница с Беларусью охраняется теми силами, которые нужны для сдерживания невоенной агрессии. И пока мы видим, что все проходит в рамках запланированных мероприятий. Когда речь идет о полномасштабном вторжении со стороны России, то, думаю, что Кремль, может это делать, используя приграничные провокации, активизируя пророссийские сети в Украине, или создавая отдельные участки напряжения, гибридно используя диверсантов, агентуру или коллаборантов из так называемых "республик "», – говорит профессор Сергей Пархоменко корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

По его словам, когда речь идет о вторжении России в январе-феврале 2022 года, скорее всего, следует понимать «гибридность» этой угрозы, в том числе и со стороны Беларуси, под видом «белорусской армии».

«Своими действиями Кремль пытается шантажировать Украину, склонить ее к политической капитуляции», – подчеркивает Сергей Пархоменко.

С 2014 года угрозы активизировались

Политолог «Украинского клуба» Виталий Литвиненко считает, что кризис и угроза на границах с Беларусью рассматривались еще в 2014–15 годах.

«В активной фазе конфликта Украина понимала, что Беларусь условно нейтральное государство. Тогда была высока вероятность нападения со стороны Беларуси. Если взять карту, то самый короткий путь на Киев – через Чернобыль и Полесье. И именно в 2014 году одной из проблем было то, что нужно было держать оборону Киева, а на Донецк и на Крым сил не хватало», – говорит Виталий Литвиненко корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

На восточных границах накапливание российских сил, по его словам, больше напоминает «виртуальную угрозу», игру Кремля на повышение ставок с коллективным Западом.

«Российский потенциал в 92 тысячи солдат на границах недостаточный для выполнения наступательных задач. Путину нужна эта тема для того, чтобы ускорить встречу с Джо Байденом», – отмечает Виталий Литвиненко.

Сегодня, происходящее в Беларуси, по его словам, следует рассматривать также и в рамках взаимоотношений Варшавы и Минска с Евросоюзом.

«Мы видим очень непростые отношения Польши и Брюсселя. Потому нельзя исключать, что миграционный кризис выгоден Варшаве для давления на Евросоюз и выгоден Лукашенко – он хочет быть рукопожатым, легитимным», – отмечает Виталий Литвиненко.

XS
SM
MD
LG