Линки доступности

Новая «волна эмиграции» в истории России: Центральная Азия и Южный Кавказ


Шота Какабадзе
Шота Какабадзе

Эксперты - о массовом отъезде россиян из страны в последние месяцы года и о политических, экономических и социальных последствиях этого нового «исхода»

Колесо российской истории уже в который раз за более чем сто лет «прокатывается» по судьбам миллионов людей, оставляя после себя волны эмиграции, «расходящиеся кругами» по земному шару. Война России в Украине так же породила массовый отъезд из РФ.

По разным причинам страны Центральной Азии и Южного Кавказа стали в этот раз основными направлениями нового «исхода русских».

В Институте европейских, российских и евразийских исследований (Institute for European, Russian, and Eurasian Studies, The George Washington University) состоялся вебинар, на котором эксперты из Грузии, Кыргызстана и Казахстана рассказали о том, как повлиял приток российских «беженцев» на политическую, экономическую и социальную жизнь этих стран.

«Грузинская мечта» и тбилисская реальность

Грузию часто использовали в качестве «транзитной зоны». По некоторым данным, и в этом году около половины из приехавших из России, не остались в Грузии, а проследовали дальше. Причина в том, что в первые недели войны билеты на самолет в Турцию, Армению из России взлетели до небес.

Грузия граничит с Турцией и Арменией, и она обеспечивает дорогу в страны Ближнего Востока.

Ранее Армения была популярным местом среди тех, кто активно выступал против Путина. Многие россияне сначала интегрировались в Армению, а потом перебрались в Грузию. Причина в том, что попав в Армению, они подчас столкивались с таким «отношением к Путину», которое не отличалось российского. «Эти люди сказали себе: “Мы не за этим уехали из России”, и эмигрировали в Грузию. В результате Грузия становится пристанищем для российской, а также белорусской оппозиции (потому что в 2020 году произошли известные события в Беларуси)», - отметил Шота Какабадзе, младший политический аналитик Института политики Грузии (Shota Kakabadze, Junior Policy Analyst, Georgian Institute of Politics, GIP)

«Россияне пересекли границу Грузии, убегая от мобилизации, из-за того, что не хотели становиться убийцами или просто не хотели идти на войну. Это не гуманитарная проблема, это проблема людей, пытающихся, “бежать” через вашу страну. Согласно международному гуманитарному праву, Грузия несет ответственность за их прием, потому что они - “ее беженцы”», - пояснил грузинский политический аналитик.

Политическая жизнь в Грузии очень поляризована. Предложение о введении визового режима для россиян, выдвинутое оппозицией, было тут же отвергнуто правящей партией «Грузинская мечта», потому, что оно исходило «от (грузинской) оппозиции».

Многим в Грузии эмоционально непросто видеть на улицах россиян, наслаждающихся жизнью, счастливых, в то время, как в Украине ежедневно погибают украинцы, а часть Грузии все еще оккупирована Россией, и у России с Грузией нет мирного договора.

«Когда люди видят на улице множество россиян, то многим кажется что “что-то не так”. Правящая партия делает вид, что их вообще не существует: мол, это - “просто туристы, и ничего особенного” не происходит», - объяснил Шота Какабадзе.

Экономические показатели «гостеприимства»

Несмотря на это, во всех странах наблюдается значительное давление на местный рынок аренды недвижимости в результате наплыва россиян, а также на рынок труда и на уровень цен.

Россияне, которые имигрировали в Грузию, как правило, принадлежат к среднему классу, имеющему относительно высокий доход. Они работают удаленно и могут позволить себе платить высокую аренду.

При этом ВВП Грузии с сентября прошлого года увеличился на 8,8%. А в Армении и того выше – на 13%. Правительство Грузии сообщает, что цифры не сильно отличаются от традиционного туристического сезона, хотя он давно закончился. За последние девять месяцев в Грузию было переведено из России в общей сложности около одного миллиарда долларов. Российские инвестиции в стратегические отрасли, такие как электроэнергетика и финансовый сектор Грузии, уже значительны.

В центре Тбилиси россияне открыли книжный магазин, в котором продаются книги из России. Появились бары, рестораны, где россияне собираются и обсуждают политику. Поднялись цены и на продукты и товары повседневного спроса. Дороговизна питания уже стала проблемой для многих грузинских граждан.

Это вызывает антипатию к приезжим, способствует развитию чувства раздражения в отношении «русских туристов» в Грузии.

Центральная Азия привыкла к миграции

Главное отличие государств Центральной Азии от Грузии в вопросе миграции заключается в том, что жители стран этого региона недавно сами активно уезжали в Россию.

Это были и этнические русские, которые «возвращались» в Россию, и центрально-азиатские трудовые мигранты, которые отправлялись в Россию на заработки, чтобы содержать свои семьи.

Наргис Касенова
Наргис Касенова

«На этом фоне миграционное движение в противоположном направлении кажется несколько сюрреалистичным, как и сама война, которую Россия ведет в Украине, как и многие события внутри России», - подчеркнула Наргис Касенова, старший научный сотрудник и директор программы Центра российских и евразийских исследований имени Дэвиса Гарвардского университета (Nargis Kassenova, Harvard University).

«Волны» эмиграции россиян в 2022 году

В этом году было целых две «волны эмиграции» россиян. Первая «волна» накатила 24 февраля и продолжалась до середины марта.

В Казахстан тогда приехало около 60 000 россиян, и еще, по некоторым оценкам - миллионы - проехали через Казахстан «транзитом». Вторая «волна», последовашая за объявлением в России мобилизации на войну в Украине, пришлась на период с 21 сентября по конец октября. Она была больше - около 300 000 человек. Таковы данные пограничной службы Казахстана.

Интересно, что «казахских» налоговых номеров (ИНН), необходимых для трудоустройства и получения социальных услуг, было выдано около 198 000. Большинство из них были выпущены для граждан Узбекистана, но значительная часть - для выходцев из РФ.

Шота Какабадзе также попытался обобщить статистические данные об иммиграции россиян в Грузию:

«По разным подсчетам, в этом году въехало или пересекло грузинскую границу около 200 тысяч человек. Но из этих 200 000 по крайней мере половина уехала, потому что, после путинского объявления о мобилизации Германия почти сразу заявила, что если “россияне хотят получить статус беженца”, они могут обратиться в Посольство Германии в Тбилиси. Они приезжали в Грузию и шли в посольство подавать заявление», - объяснил Шота.

Ян Матусевич
Ян Матусевич

Ян Матусевич, кандидат наук в области антропологии культуры Городского университета Нью-Йорка (Yan Matusevich, PhD candidate in cultural anthropology, City University of New York), докторская диссертация которого посвящена анализу опыта российских «изгнанников», перебравшихся в Центральную Азию после вторжения России в Украину, уверен: «есть проблема со статистикой мигрантов на большей части постсоветского пространства».

«Причина в том, что вы смотрите на пограничные переходы, а затем пытаетесь увидеть, сколько людей на самом деле остается. Это - широкий диапазон чисел. Я думаю, что некоторые из них, возможно, были немного сенсационными. И то, сколько людей на самом деле остается в стране, намного ниже, чем некоторые цифры, которые видны», - объяснял Ян Матусевич.

«В целом в Центральной Азии сегодня находится несколько сотен тысяч россиян, если взять Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан суммарно», - полагает эксперт.

«На улицах [Алма-Аты] можно увидеть молодых русских, в основном мужчин, но также и женщин, целые семьи. Я часто езжу за рулем, вижу российские номера и “играю”, пытаясь угадать регион России. Для многих людей Казахстан был единственным и последним выбором, чтобы избежать мобилизации и подумать о том, что делать со своей жизнью. При этом Казахстан не антироссийский, но это и не Россия», - рассказала Алима Бисенова, доцент кафедры антропологии Университета имени Назарбаева (Alima Bissenova, Associate Professor of Anthropology, Nazarbayev University).

Алима Бисенова
Алима Бисенова

Казахстан предоставил россиянам большое количество возможностей: работать удаленно, иметь банковский счет, отчислять средства в пенсионный фонд, устраивать детей в школы и многое другое. При этом, приток людей и их средств в страну не так драматичен, как в Грузии. Цены на аренду возросли, но в основном в Алма-Ате и Астане, хотя конкуренция в поиске работы все-таки появилась.

«Предприятия и компании перемещаются в Казахстан, например, автомобильная промышленность из России. Так что, Казахстан использует и некоторые, скажем так, положительные дя него стороны [войны в Украине], но не так, как говорят русские: “Кому война, а кому мать родна”, а в деловой сфере, где мы видим хорошие признаки, для развития нашей экономики», - сообщила исследователь из Астаны.

Беженцы и баланс общественных настроений

Большинство россиян находятся в Центральной Азии и на Южном Кавказе из-за их враждебного отношения к политике Путина, и российское государство больше не имеет возможности, как в прошлом, использовать «русские меньшинства» для влияния на внутреннюю политику бывших советских республик.

«Однако важно, что в нашем обществе существует поляризация, есть граждане Казахстана, которые поддержали так называемую “спецоперацию”, поэтому возникает проблема, когда россияне попадают в “политически разделенное общество”, тем более, что, по понятным причинам, “поддерживающие” Путина более распространены среди местного “русского населения”, а россияне-иммигранты в подавляющем большинстве не поддерживают эту войну. Эти люди могут оказаться своего рода “противоядием” от таких мнений», - отметила Алима Бисенова.

Интересно, что война уже изменила отношение к казахстанскому гражданству многих в этой стране (речь идет о ряде приграничных районах), особенно тех, кто ранее как-бы «ассоциировал себя с Советским Союзом». Они, наконец, стали идентифицировать себя как граждане Казахстана.

«Мы гордимся, что за всю постсоветскую историю Казахстан избежал войны. И люди, которые раньше даже не желали учить казахский, теперь говорят: “ладно, давайте во что бы то ни стало останемся в мире и стабильности”», - заявила Бисенова.

Ян Матусевич отдельно выделил кыргызский опыт приема беженцев из России:

«Кыргызстан оказался своего рода местом “отказа от режима Путина по соображениям совести”, поскольку считался относительным оазисом свободы слова и демократии в регионе», - заявил он

Многие люди, приехавшие с первой волной в Бишкек, были активистами, имели очень сильную политическую позицию и организовали довольно сплоченное российское сообщество. Они сделали сознательный выбор, чтобы по-настоящему обосноваться в Кыргызстане. Затем, с объявлением в России мобилизации, появилась «разношерстная публика», которая едет сюда со всех концов России: из Москвы, Санкт-Петербурга, Дальнего Востока, Северного Кавказа.

Кого только не встретишь в эмиграции!

Ян Матусевич составил карту мест, откуда приехали эмигранты. При этом, многие кыргызстанские мигранты имеют двойное гражданство: у них тоже есть российские паспорта. Некоторые из тех, кто возвращается в Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан , боятся призыва в российскую армию.

Многие из тех, кто долгие годы работал в России, получили российское гражданство, обосновались там, сегодня возвращаются на родину, спасаясь от мобилизации, и сейчас продлевают документы, чтобы поехать работать в Южную Корею, Турцию, в страны Персидского залива, Польшу, Болгарию и в другие страны.

«Те, у кого есть средства, или у кого удаленная работа, пытаются переехать в Юго-Восточную Азию, а у кого есть семейные связи - в США, Канаду и Европу», - сказал Ян Матусевич.

«Сейчас от мобилизации бегут в основном мужчины. И таких много: они оставили свой бизнес, недвижимость и семьи, и все легло на плечи русских женщин, которые остались. Есть много женщин, которые на самом деле решают, делают выбор за этих мужчин. Многие мужчины, которых я встречал, говорили: “Ну, моя жена только что купила мне билет в Кыргызстан” И даже были такие, у кого свой собственный бизнес, и которые говорили: “Я передал все свои дела моей супруге”», - делится своим опытом общения с «вновь прибывшими» Ян Матусевич.

Социальный срез российских иммигрантов в Кыргызстане очень разнообразен и по возрасту, и по социальному положению. Это и студенты, и сотрудники сферы услуг, и менеджеры, и самозанятые предприниматели и даже рабочии.

Интересно, что многим россиянам пришлось положиться на связи в Центральной Азии, которые у них были дома, в России.

«Я встречался с несколькими людьми, у которых была строительная компания, и у них было много казахстанских и узбекских рабочих, и теперь эти рабочие приютили своих бывших начальников», - улыбаясь, говорит Матусевич.

По его мнению, все это «сильно напоминает ситуацию, которая произошла, во время Гражданской войны в России, когда русские аристократы и чиновники были вынуждены работать таксистами в Европе и даже в странах Востока.

Головы россиян «забиты клише, штампами и страхом»

Основное беспокойство, вызывает то, что среди этих «вновь прибывших» много тех, кто не очень хорошо информирован о Центральной Азии. Очевидно, что это результат имперского мышления и воспитания, а также того, что этих людей никогда ранее не интересовал этот регион.

Многие «беженцы» из РФ считают страны Центральной Азии «подчиненными» России, и отсюда у них возникает страх перед потенциальной экстрадицией или тем, что российская ФСБ, «пришлет агентов для ареста».

При этом многие россияне начали осознавать, что выходцы из Центральной Азии подвергались в РФ дискриминации, испытывая на себе своеобразный «расизм», который существует в российском обществе.

«Я думаю, что у некоторых людей, с которыми я разговаривал, появилось чувство стыда, когда они увидели насколько люди в Азии гостеприимные», - подчеркнул Ян Матусевич.

Вместе с тем, некоторые россияне, которые читают кыргызские СМИ, следят за кыргызскими сайтами, обеспокоены, что, Кыргызстан может однажды стать «как Россия».

Шота Какабадзе откровенно говорит и о подобных опасениях по отношению к ситуации в Грузии:

«Проблема заключается в том, что в стране крайне низкое доверие к правящей партии и к правительству, и это создает чувство страха и отсутствия безопасности, когда вы не доверяете своим собственным службам безопасности, собственному правительству. Иммигранты, конечно, все это чувствуют», - жалуется Какабадзе.

Подозрения остаются: все ли из приехавших россиян - беженцы?

Стивен Джонс, директор программы изучения Грузии, профессор Государственного университета имени Ильи Чавчавадзе (Stephen Francis Jones, Director of the Program on Georgian Studies, Professor of Modern Georgian History, Ilia State University), подозревает, что активность российских религиозных деятелей на Южном Кавказе (например в Грузии) и, возможно, в Центральной Азии является «эффективным инструментом влияния российских спецслужб».

«Нет никаких сомнений в том, что ФСБ использует эмиграцию для расширения своих сетей в регионе», - убежден Стивен Джонс.

Стивен Джонс
Стивен Джонс

«Если бы я был государственным чиновником российского правительства, я бы больше сосредоточился на влиянии иммиграции специалистов, большинство из которых молодые люди, на экономическую и демографическую ситуацию в России, чем на неких тайных преимуществах, которые некоторые российские граждане могли бы в будущем принести имперской российской политике в бывших советских республиках», - добавил профессор.

Поскольку Грузия формально все еще находится в состоянии войны с Россией, очевидно, что такое большое количество россиян, приезжающих в Грузию, создает проблемы безопасности для Грузии. Грузинские власти пытаются проверять приезжающих, и тех, кто, возможно, представляет угрозу для Грузии, в страну не впускают.

«Очень тяжело разобраться, когда возраст сотен тысяч россиян, приехавших в Грузию, около 40 лет. Их трудно проверить и изучить биографию», - пояснил Шота Какабадзе.

Он привел пример, доказывающий внутреннее напряжение в грузинском обществе, которое выплескивается пока только в социальных сетях:

«Пару месяцев назад на улицах Тбилиси стали появляться какие-то очень странные граффити, похожие рисунки кошек. В соцсетях и даже на телевидении возникли конспирологические теории о том, что русские спецслужбы помечают какие-то места в Тбилиси, чтобы потом бомбить. Дискуссия показала абсолютное недоверие к правительству. В итоге, правда, оказалось, что какой-то российский граффити-художник напивался, ходил по городу пьяный и рисовал портрет своего кота», - рассказал молодой ученый.

В настоящее время россияне по-прежнему могут въезжать в Казахстан сроком на 90 дней, в Кыргызстан на 30 дней и Грузию на один год - без визы.

При этом для Армении, Казахстана и Кыргызстана достаточно иметь для въезда внутренний паспорт РФ.

XS
SM
MD
LG