Линки доступности

Словесная эквилибристика Путина: ультиматум или «приглашение к диалогу»?


Президент Украины Владимир Зеленский (архивное фото)
Президент Украины Владимир Зеленский (архивное фото)

Требования Москвы юридических гарантий безопасности: чем вызвана спешка в этом вопросе?

Вашингтон предполагает, что двусторонние переговоры с Россией начнутся в январе. Об этом заявила журналистам на брифинге для прессы заместитель госсекретаря США по делам Европы и Евразии Карен Донфрид.

Донфрид также сообщила, что в случае, если Россия все же атакует Украину, США предоставят Киеву дополнительные оборонительные вооружения.

Ранее генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг тоже высказывался о том, что что альянс рассчитывает приступить к переговорам с Москвой в начале будущего года.

«Мы остаемся готовыми для серьезного диалога с Россией, и я намерен организовать новую встречу Совета НАТО-Россия как можно раньше в новом году», – заявил Столтенберг на пресс-конференции в Брюсселе.

При этом генсек НАТО подчеркнул, что вопрос о членстве Украины в этом альянсе – прерогатива исключительно НАТО и Украины, и что Брюссель будет консультироваться с Киевом относительно любых переговоров с Москвой.

Ранее президент РФ Владимир Путин впервые после публикации российского МИД требований юридических гарантий безопасности России, адресованных США и НАТО, высказался по этой теме, сделав акцент на том, что обязательства Запада должны быть сделаны в письменной форме. Об этом он заявил 21 декабря на расширенной коллегии Министерства обороны РФ.

«В случае продолжения явно агрессивной линии западных коллег мы будем принимать адекватные военно-технические меры», – предупредил Путин.

Одновременно президент России сказал, что требования Кремля не следует рассматривать как ультиматум, тем не менее, коллективный Запад должен дать на них скорый и «ясный ответ». Чем эта угроза отличается от ультимативных требований, президент Путин пояснять не стал.

Между тем, если не считать беспрецедентной концентрации российских войск в районах, находящихся неподалёку от украинских границ, на европейском театре ничего необычного, выходящего за привычные рамки сейчас не происходит. В чем тогда причина срочности решения проблемы, на чем настаивает Москва?

«Украина движется в сторону Запада, что для Путина и правящих кругов России абсолютно неприемлемо»

Руководитель Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений РАН, академик Алексей Арбатов в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» согласился, что ничего экстраординарного на международной арене за последнее время не случилось. С другой стороны, по словам академика, Украина продолжает неумолимо двигаться в сторону НАТО, расширяется ее военное взаимодействие с Североатлантическим альянсом.

«Путин и его окружение, видимо, опасаются, что Украина будет полностью потеряна несмотря на то, что она имеет территориальные споры с Россией по Крыму и войну на Донбассе, – предположил он. – Наверное, шесть с лишним лет назад, когда принимались соответствующие решения, в Москве предполагали, что то, что случилось в Крыму и на востоке Украины, не позволит Киеву надеяться на принятие в НАТО согласно (решениям) Бухарестского саммита альянса 2008 года. Но произошло обратное. Украина, имея серьезные территориальные проблемы, всё скорее и массированнее движется в сторону Запада, что для Путина и правящих кругов России абсолютно неприемлемо».

Алексей Арбатов также признал, что Путин на встрече с военным командованием России во вторник заявил, что требования Кремля – “не ультиматум”. По мнению российского академика, это все-таки приглашение к диалогу, «пусть и очень настойчивое, жесткое». «В Москве убедились, что все устные предложения, вопросы наталкиваются на Западе в лучшем случае на непонимание, а в худшем – на полное их отторжение. В попытке изменить сложившуюся парадигму и все-таки обеспечить свою безопасность прежде всего политическим и дипломатическим путем, а не вооруженным, Россия сейчас в лице ее руководства и предприняла такие энергичные меры», –резюмировал эксперт.

«Дискуссия по данной теме намеренно выведена Москвой в общественное пространство»

В свою очередь, политолог Дмитрий Орешкин уверен, что невыполнимость выдвигаемых Москвой условий очевидна всем, включая Путина. На его взгляд, именно поэтому российские власти так нагнетают сейчас страсти и требуют срочного ответа на свои предложения – «а то непременно будет пожар». «Усиливая прессинг в отношении Запада, Кремль вовсе не случайно создаёт ощущение, что вот-вот и весь мир опоздает вскочить на подножку последней уходящей электрички, – полагает собеседник Русской службы «Голоса Америки». – Потому что через месяц-другой на границе с Украиной, так или иначе, спадет напряженность, которая, как сам Путин говорил, ему нравится, поскольку она держит Запад в неопределенности. Его задача поддержать мир в таком состоянии как можно дольше. Это воплощение в жизнь принципа: куй железо, пока горячо. Потом торговать будет нечем, миф исчезнет. Всё время держать войска в боевой готовности тоже нельзя».

С каждым днем блеф со стороны Кремля становится все очевиднее, считает Дмитрий Орешкин. На его взгляд, никакого нападения на Украину состояться не может с учетом грядущих последствий для России. «И в этом смысле над Путиным сильно каплет, – пояснил он. – Ему позарез нужно быстро сбыть товар с рук, иначе тот протухнет. Если он сейчас не добьется успеха в масштабе блицкрига, потом его совсем перестанут бояться».

Кроме того характерно, что дискуссия по данной теме намеренно выведена Москвой в общественное пространство, подчеркнул политолог. Как ему кажется, если бы в Кремле был настрой на серьезную дипломатическую работу, то всё делалось бы за закрытыми дверями: «Ибо только так и достигаются компромиссы. Но всё дело в том, что Путин осознанно, как элемент информационной войны, вывалил свои требования в публичное пространство. Это уже больше расчет на внутреннюю аудиторию. Однако и эта тема неумолимо остывает». Невозможно бесконечно долго ходить на цыпочках, заключил Дмитрий Орешкин.

XS
SM
MD
LG