Линки доступности

Президент Украины о НАТО: получить четкую временную перспективу в 2022 году


Президент Украины Владимир Зеленский (архивное фото)
Президент Украины Владимир Зеленский (архивное фото)

В Украине ответили на “ультиматум” Путина о гарантиях нерасширении Североатлантического альянса

КИЕВ – Украина намерена в ближайшие годы достичь членства в ЕС и получить очень четкую временную перспективу от НАТО в 2022 году.

Об этом 21 декабря заявил президент Украины Владимир Зеленский во время выступления на конференции послов Украины «Дипломатия 30. Стратегия сильного государства».

«Мы стремимся как можно скорее разблокировать процесс мирного урегулирования на Донбассе, вернуть Крым, достичь членства в ЕС в ближайшие годы и получить очень четкую временную перспективу от НАТО. Очень конкретную. И хотим получить ее в 2022 году», – заявил президент Украины.

По словам Владимира Зеленского, Украина должна быстро двигаться, а потому не должна тратить время на второстепенные вещи.

Для достижения всех этих целей, по мнению главы государства, нужна вторая вещь – креативность. Ведь желание быстрого результата вынуждает Украину искать все возможные пути его достижения.

«Мы должны не ждать, пока кто-то решит наши проблемы за нас, а искать и предлагать каждый день новые механизмы, новые форматы. Каждый из вас должен пойти дальше традиционной политической плоскости. Подумать, как мы можем помочь своему государству, Украине, кроме обычных ежедневных призывов о сохранении санкций или вступлении в НАТО. Я очень сильно жду таких форматов, очень жду ваших инициативных идей», – отметил Владимир Зеленский.

Для того чтобы эти идеи были интересными и получили поддержку международных партнеров Украины, нужна третья вещь – амбициозность, считает украинский президент.

В России – о “гарантиях нерасширения НАТО”

Тем временем президент России заявил, что его страна хотела бы получить «юридически обязывающие договоренности», которые бы исключали дальнейшее расширение НАТО в восточном направлении. Об этом он сказал 21 декабря во время заседания коллегии Минобороны.

«Нам нужны долгосрочные, юридически обязывающие гарантии. […] Но хоть это, хоть что-то, хоть юридически обязывающие договоренности должны быть, а не устные заверения», – отметил Владимир Путин, сообщает сайт президента России.

Владимир Путин заявил, что Россию «крайне беспокоит», что вблизи ее границ идет «развертывание элементов глобальной ПРО США».

«Расположенные в Румынии и планируемые к размещению в Польше пусковые установки Mk 41 адаптированы к применению ударных систем «Томагавк». Если эта инфраструктура будет двигаться дальше, если ракетные комплексы США и НАТО появятся на Украине, то их подлетное время до Москвы сократится до семи — десяти минут, а при размещении гиперзвукового оружия – до пяти. Для нас это серьезнейший вызов – вызов нашей безопасности», – сказал глава России и подчеркнул, что предложил президенту США начать переговоры по выработке конкретных договоренностей.

Переговоры для деэскалации вторжения у границ Украины

Напомним, что с ноября 2021 года у границ Украины усилилась вероятность эскалации конфликта и вторжения российских войск.

По данным украинской разведки, Россия готовит свои силы для нового вторжения на территорию Украины. 3 декабря министр обороны Алексей Резников заявил во время выступления в Верховной Раде, что «наиболее вероятное время для достижения Россией готовности для эскалации» – конец января 2022 года.

Как сообщает 21 декабря телеканал Настоящее Время, Вашингтон и его союзники не останутся в стороне в случае вторжения России на территорию Украины. Об этом в эфире Настоящего Времени заявил посол США при Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Майкл Карпентер. «Ответ будет всеобъемлющим. Конечно, будут экономические меры, но я уверен, что будут и политические, и дипломатические, а возможно, и военные последствия», – сказал американский дипломат.

«Все союзники разделяют наши опасения. Мы хотим дать понять Москве, что в случае вторжения на территорию Украины последствия будут беспрецедентными», – отметил Карпентер.

По итогам состоявшейся 20 декабря, телефонной беседы советника американского президента по нацбезопасности Джейка Салливана с помощником президента России Юрием Ушаковым, Белый дом сообщил, что Вашингтон готов к переговорам с Москвой по беспокоящим ее вопросам безопасности. Однако Соединенные Штаты при этом дали понять, что прежде Россия должна снять озабоченность Запада по поводу наращивания ее военного присутствия у границы с Украиной.

«Джейк Салливан сказал Юрию Ушакову, что США открыты к диалогу с Россией по нескольким каналам, включая прямое двустороннее взаимодействие, через Совет Россия – НАТО, а также по линии ОБСЕ. Одновременно советник главы Белого дома подчеркнул, что любые переговоры должны проходить в координации с союзниками и партнерами Вашингтона в Европе», – отмечается на страницах Радио Свобода.

Украина и исторические параллели

Политолог Александр Харебин отмечает, что в сложившейся ситуации вокруг Украины Запад до сих пор не осознал, что путинский режим понимает только язык силы.

«И это большая проблема, как для будущего европейского континента, так и для всего мирового порядка. Любые предлагаемые компромиссы или переговоры воспринимаются в Кремле как слабость оппонентов», – говорит Александр Харебин корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он подчеркивает, что наличие четырех тысяч километров общих границ с Союзным государством России и Беларуси, историческая память и нынешняя экономическая слабость делают Украину крайне уязвимой.

«Нынешний, во многом искусственный энергетический кризис, язык ультиматумов и бряцание оружием на границах Европы говорит только о том, что сочетание санкционной политики и политики умиротворения, которым можно охарактеризовать взаимоотношения Запада с Россией за последнее десятилетие, не достигло результата», – считает Александр Харебин.

Нынешняя ситуация напоминает ему худшие образцы и примеры дипломатии периода перед Второй мировой войной.

«"Мюнхенский сговор" 1938 года по своей сути не так уж сильно отличается от попыток заставить Украину выполнить политическую часть Минских соглашений, не обеспечив при этом гарантий ее безопасности. Ни данных ей ранее в рамках Будапештского меморандума, ни ожидаемых ею от Нормандской четверки в деле восстановления контроля над своими границами. Ну а возможный запуск «Северного потока – 2» может лишить Украину последней надежды – собственной энергетической безопасности», – утверждает политолог.

Все эти факторы, не оставляют Украине выбора, как добиваться мира, но быть постоянно готовой к войне, причем не только к "холодной"», отмечает Александр Харебин.

Летальное оружие – сдерживающий аргумент

Политолог-международник Виктория Закревская считает, что в условиях возможного вторжения России западные страны могли бы «поспособствовать существенному усилению боеспособности украинской армии».

«В частности, речь о поставках летального оружия Украине от членов НАТО: прежде всего, это из США, Великобритании и Турции. Углубление партнерства по линии Украина-НАТО, на уровне двусторонних отношений с государствами членами Альянса, ближайшими соседями – странами Балтии, Польшей. Летальное оружие в руках украинских военных остается главным сдерживающим аргументом», – говорит Виктория Закревская корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Она считает, что санкции и экономическое сдерживание тоже являются одним из способов предотвращения возможной агрессии России.

«Увеличение санкционного давления против России, прекращение доступа к системе SWIFT, к рынку торговли ценными бумагами, включая частных лиц. Это существенным образом затруднит доступ России к валютным операциям и сократит поступление валюты в страну», – подчеркивает Виктория Закревская.

XS
SM
MD
LG