Линки доступности

Путин – Лукашенко: в одной команде


Владимир Путин и Александр Лукашенко. Москва, Россия. 9 сентября 2021 г.
Владимир Путин и Александр Лукашенко. Москва, Россия. 9 сентября 2021 г.

Независимые белорусские эксперты комментируют шестую за уходящий год встречу Владимира Путина с Александром Лукашенко

29 декабря, в Константиновском дворце Санкт-Петербурга, являющемся одной из резиденций президента России, прошли шестые с начала этого года переговоры Владимира Путина и Александра Лукашенко.

На прошлой неделе в ходе своей ежегодной пресс-конференции Путин назвал Лукашенко «непростым переговорщиком». Тем не менее, во время встречи в Стрельне, где находится Константиновский дворец, гость из Минска поблагодарил хозяина встречи за помощь в «трудное санкционное время». В частности, Лукашенко, обращаясь к Путину, сказал: «Не хочу вам льстить. Дело не в лести. А дело в том, что любое предложение, которое мы вносим, или просьба — вы делаете поручение тем или иным людям, отзываются».

Предварительная информация об этой встрече, которая состоялась на следующий день после неформального саммита лидером девяти из одиннадцати стран, входящих в СНГ (за вычетом Украины и Молдовы), была весьма скупой. Политические комментаторы предполагали, что речь может идти о вынесенных на “всенародное обсуждение” так называемых поправках в Конституцию Республики Беларусь, голосование по которым намечено на вторую половину февраля. И о том, насколько эти поправки касаются интересов Кремля.

Позиция США и их союзников состоит в том, что Беларусь представляет собой «авторитарное государство», в котором, начиная с 1994 года, Александр Лукашенко смог установить свою власть над всеми институтами, действуя авторитарными методами, включая фальсификацию выборов и принятие незаконных указов. Все выборы, проведенные в Беларуси после 1994 года, включая последние президентские выборы, состоявшиеся 9 августа 2020 г, «не соответствовали международным стандартам». Нелегитимность очередной “конституционной” махинации Лукашенко, когда непризнанный Западом глава режима, после жестокого подавления массовых протестов населения, пытается узаконить свое дальнейшее пребывание у власти, очевидна.

Но не для Москвы – там больше озабочены, насколько эти поправки учитывают интересы Кремля. По итогам встречи появилась информация о том, что Путин и Лукашенко «договорились углубить сотрудничество в военной сфере. В том числе, они заявили, что будут продолжить проводить совместные военные учения на территории Белоруссии».

Провластные медиа не преминули уведомить о хоккейном матче, который намечено провести после переговоров в Стрельне. Особо отмечалось, что Путин и Лукашенко на сей раз будут играть в одной команде, и что в матче примут участие ветераны «ледовой арены», в числе которых чаще всего упоминались Вячеслав Фетисов, Алексей Касатонов и Илья Ковальчук.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки" попросила независимых белорусских экспертов прокомментировать итоги саммита в Стрельне.

Павел Усов: «Лукашенко является усилителем той риторики, которую Москва не позволяет себе открыто транслировать»

Руководитель независимого белорусского Центра политического анализа и прогноза Павел Усов считает, что Лукашенко всегда был «верным вассалом Кремля», и Беларусь под его руководством никогда не вступала в геополитические противоречия с Москвой. Правда, упомянув о том, что ещё сравнительно недавно Лукашенко отказывался открыто назвать Крым российской территорией и не спешил с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии, эксперт отметил: «Это было другое время. Он даже отказался размещать (российскую) военную базу на своей территории. Однако сейчас ситуация полностью изменилась, и за этот год Лукашенко летал в Москву и в Сочи чаще, чем российские губернаторы летают на совещание с президентом страны. И это говорит о том, что Лукашенко находится в полной зависимости от Кремля и лично от Путина».

Павел Усов также подчёркивает экономическую и политическую зависимость нынешней Беларуси от путинской России. И это обусловлено тем, что единственным источником легитимности Лукашенко и единственным гарантом нахождения его во главе девяти с половиной миллионного государства является, опять-таки, Владимир Путин. И за это необходимо расплачиваться стратегическими интересами Беларуси. «Практически вся внешнеполитическая повестка Беларуси на сегодняшний день включена в повестку России, Лукашенко является усилителем той риторики, которую Москва не позволяет себе открыто транслировать. А Лукашенко в открытую говорит и о возможности размещения российского ядерного оружия и российской армии в Беларуси. Это – с одной стороны элемент шантажа Запада самим Лукашенко, а с другой, как мне кажется, ретрансляция тех угроз, которые сама Москва выставляет и Украине, и Западу. Не зря последние заявления российского МИДа были связаны с тем, что если "ультиматум Путина об обеспечении гарантий безопасности России странами НАТО" не будет выполнен, то Россия имеет возможность ответить военно-техническими и военными средствами. И одним из таких средств, как мне кажется, может быть появление российских военных единиц на территории Беларуси», – допускает собеседник «Голоса Америки».

Подытоживая сказанное, Павел Усов резюмирует: «Если Москва действительно будет стремиться в какой-то степени реализовать все свои геополитические планы, то Беларусь, безусловно, превратится из союзника в территорию стратегического присутствия России».

Валерий Карбалевич: «Путину нужен Лукашенко как единственный союзник России в конфликте с Западом»

В среде внешнеполитических экспертов принято считать, что Путин и Лукашенко не слишком любят друг друга, но вынуждены «дружить против общего врага». А по поводу состоявшейся встречи в Константиновском дворце в некоторых комментариях с иронией цитировалась строчка популярной советской песни: «вот и встретились два одиночества».

Однако, политолог Валерий Карбалевич не согласен с такой трактовкой. В комментарии для Русской службы «Голоса Америки» он сказал: «Можно приводить разные доводы, насколько они (Путин и Лукашенко) “одиноки во Вселенной”. У России есть формальные союзники в рамках ОДКБ, ШОС и Евразийского экономического союза. Поэтому про одиночество России говорить сложнее, а вот одиночество Беларуси и Лукашенко гораздо более заметно».

По мнению Карбалевича, главной темой состоявшихся под Санкт-Петербургом переговоров стала готовящаяся конституционная реформа Республики Беларусь. «Дело в том, что в сентябре 2020 в Сочи Лукашенко пообещал Путину, что будет осуществлять транзит власти. И, собственно говоря, вся конституционная реформа была механизмом этого транзита. Но теперь он (Лукашенко) передумал и уходить не собирается, транзит власти осуществлять не намерен, а хочет оставаться у власти до 2025 года, то есть до окончания нынешней президентской каденции. И ему хотелось бы получить согласие или непротивление Путина этому решению.

А что будет дальше – я думаю, на такую перспективу они не заглядывают, хотя Лукашенко в проекте “поправок в Конституцию” оставил себе возможность обнуления своих старых президентских сроков, и он может баллотироваться ещё два раза», – подчеркнул политический эксперт.

Кстати, подобный вариант может использовать и сам Путин, поскольку проведённое летом 2020 года голосование по одобрению поправок в Конституцию РФ, предоставляет ему такую возможность.

Возвращаясь к теме “поправок в Конституцию РБ”, Валерий Карбалевич высказал предположение, что Путин не стал против них возражать. «Потому что ситуация за этот год кардинально поменялась. Во-первых, Лукашенко взял ситуацию в Беларуси под контроль и подавил протесты. Во-вторых, резко изменилась международная ситуация, в том числе – конфликт России с Западом. Об этом говорят все эти последние события: ультиматум российского МИД, выдвижение российских войск к украинской границе и так далее. И в рамках этого обострения Путину нужен Лукашенко, как фактически, единственный союзник России в конфликте с Западом, потому что другие союзники в этом конфликте не участвуют и не поддерживают Россию», – отмечает собеседник «Голоса Америки».

При этом, вслед за Павлом Усовым, Карбалевич называет Лукашенко «политиком без тормозов», с помощью которого Кремль может угрожать Западу, ибо он спокойно может сказать то, что не решается произнести Путин. Например, о возможности размещения ядерного оружия на территории Беларуси. «Это – человек, который будет пугать Запад, и в рамках обостряющегося конфликта России с Западом такой политик нужен Путину. Поэтому я думаю, что Лукашенко получит благословение на то, чтобы остаться у власти, не осуществлять транзит и не выполнять те обещания, которые он давал год назад», – заключает Валерий Карбалевич.

Коллеги по международному коррупционному рейтингу

Путина и Лукашенко объединяет не только схожий подход к решению внешне- и внутриполитических проблем и страсть к хоккею.

Накануне встречи в Константиновском дворце стало известно, что международный консорциум журналистов-расследователей OCCRP ("Organized Crime and Corruption Reporting Project" – «Центр по исследованию коррупции и организованной преступности») присудил Александру Лукашенко первое место в рейтинге «взяточника года». Причём, жюри в составе шести человек проголосовало за кандидатуру «последнего диктатора Европы» единогласно, учитывая, что среди 1167 номинантов у него были “серьезные соперники”: бывший президент Афганистана Ашраф Гани, правящий Сирией Башар Асад, президент Турции Реджеп Эрдоган и бывший канцлер Австрии Себастьян Курц.

Рейтинг мировых лидеров-взяточников «Центр по исследованию коррупции и организованной преступности» проводит с 2012 года, и среди «победителей» прошлых лет фигурируют президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Венесуэлы Николас Мадуро, президент Бразилии Жаир Болсонару и президент России Владимир Путин.

XS
SM
MD
LG