Линки доступности

Павел Лузин: «Это будет бумажная армия»


В России объявили о планах увеличить численность вооруженных сил до 1,5 миллионов «штыков»

План Кремля по увеличению численности армии в том виде, в котором он нам представлен, на самом «абсолютно завиральный», считает Павел Лузин, политолог, приглашенный научный сотрудник Школы Флетчера, Университет Тафтса (Pavel Luzin, Fletcher School of Law and Diplomacy, Tufts University). Так он расценил заявление министра обороны РФ Сергея Шойгу о намерении за три года довести кадровый состав российских вооруженных сил до 1,5 миллионов человек.

Кроме того Лузин указал на неизбежные в случае попытки реализации такой задачи негативные издержки для экономики страны и жизни россиян. Об этом и многом другом политолог рассказал в интервью Русской службе «Голоса Америки».

В.В.: Знаю о вашем скептическом отношении к подобному плану. На чем оно базируется?

П.Л.: Для начала напомню, что российская армия последний была численностью в 1,5 миллиона человек в 90-е годы прошлого века. В 1997 году ее номинальная численность составляла1,7 миллиона человек, а реальная – 1,2. Тогда еще была двухгодичная служба в вооруженных силах. От нее, конечно, отлынивали как могли, поэтому случались недоборы. Этим объясняется такая разница между номинальной численностью и реальной. Но главное – в то время была совершенно другая демографическая ситуация. Было гораздо больше молодежи, потому что в армию призывались довольно многочисленные поколения конца 70-х-начала 80-х годов. Сейчас таких поколения в России нет, и ближайшие десятилетия не будет. Скорее всего, их уже никогда не будет. Поэтому 1,5 миллиона – цифра утопическая. Её можно только нарисовать на бумаге.

В.В.: А каковы были исходные данные?

П.Л.: До 1 января 2023 года номинальная численность армии РФ была чуть более миллиона человек, а реальная составляла порядка 750-770 тысяч. Это по всем видам и родам войск. С такой армией Россия и напала на Украину с армией именно такой численности. С 1 января номинальную численность по путинскому указу увеличили до 1,150 тысяч человек. Это была попытка номинально вернуться куда-то примерно в 2000-й год. Но попытка с негодными средствами.

В.В.: Для чего же тогда, по-вашему, потребовалась реформа?

П.Л.: Да, она приведет к милитаризации государства и экономики, но зато минобороны получит гарантированно высокий военный бюджет. В 2022 году на оборону ушло около 5 триллионов рублей. На этот год оборонный бюджет (без учета затрат на силовиков) уже одобрен на сумму свыше 5 триллионов. В действительности он, разумеется, будет выше. Ту всё зависит от хода войны. При этом армия ненасытна и съест сколько угодно денег. Тем более, если власти искусственно собираются раздувать ее штат. Здесь и зарплаты, и обмундирование, и вооружение, и так далее... Причем, в ведомстве есть свои хитрости. Вот сейчас в минобороны под сурдинку хотят мотострелковые бригады снова объявить дивизиями. Это не значит, что бригады численностью 3-4 тысячи человек вдруг укомплектуют до 6-8 тысяч. Нет, всё так и останется, как было. Но если бригадой командуют полковники, то дивизией – генералы. Поэтому все нынешние полковники на должности комбригов практически могут сверлить на погонах дырки под генеральские звезды. По такой схеме можно освоить любой бюджет… А объясняется всё просто: Кремль традиционно боится военных и всеми средствами готов их задобрить, особенно в контексте войны с Украиной. Для властей чем больше максимально лояльных режиму генералов, тем лучше. А расплатятся за всё, как всегда, налогоплательщики.

В.В.: А как вы относитесь к акценту минобороны на контрактников в будущей армии?

П.Л.: К концу 2023 года целевой показатель ведомства – 500 с лишним тысяч контрактников, а к 2027 году их должно стать уже 627 тысяч. Встает вопрос, откуда их будут брать? Пока непонятно. Скорее всего, будут вербовать контрактников из числа мобилизованных по отработанной уже методике. Хотя, наверное, это потребует гораздо больше усилий по принуждению. Правда, сейчас понижены требования к контрактникам. Если раньше призывник с высшим или средним профессиональным образованием мог заключить контракт сразу, с первого дня службы, то теперь это разрешено всем вне зависимости от образовательного ценза. Это открывает больше перспективы для обмана. На ребята без образования, особенно из провинции, как правило, проще организовать психологическое давление, они подвержены больше манипуляциям и нередко подписывают контракт не глядя. Так, видимо, и будут достигать нужного числа.

В.В.: Как обстоят дела с младшим командным составом, который, по данным СМИ, был сильно выбит на войне в Украине?

П.Л.: В России накануне 24 февраля 2022 года на всю армию офицеров было около 150-180 тысяч человек. Сколько их осталось сейчас, сложный вопрос. Потери среди командного состава и впрямь огромные, а часть офицеров успела до выхода соответствующих законов всеми правдами-неправдами уволиться из армии. Высшие же военные учебные заведения в год выпускают 13 тысяч человек. При том, что в советской армии офицеры в среднем служили по 20 лет, сейчас – 12-15 лет в лучшем случае. Словом, если такими темпами готовить кадры, то никогда не удастся набрать и 200 тысяч.

В.В.: Чисто внешне механическое увеличение вооруженных сил выглядит как желание властей воевать числом несмотря ни на что. Как перспективы такой армии в нынешних условиях?

П.Л.: Подобная концепция всегда дико звучала, потому что приводила к истреблению народов. Армия, которую рисует сейчас Шойгу, не имеет перспектив быть хоть сколь-нибудь эффективной. Это будет бумажная армия, но политически безопасная для Кремля.

Форум

XS
SM
MD
LG