Линки доступности

Украинский солдат стал героем нового французского фильма


Режиссер Рашель Ланг.
Courtesy photo
Режиссер Рашель Ланг. Courtesy photo

Рашель Ланг: «Различать людей надо по их жизненной позиции»

В эти дни в Нью-Йорке проходит традиционный показ новых французских фильмов. Его организаторы – Кинообщество Линкольн-центра и компания Unifrance, занимающаяся продвижением французского кино в мире. 27-й по счету ежегодный смотр называется «Рандеву с французским кино» и предлагает зрителям новинки как от маститых режиссеров, так и от дебютантов, имена которых мало что говорят даже знатокам кино.

Много раз про любовь

На открытии была показана мелодрама режиссера Клер Дени «Пожар» (Fire – здесь и далее в скобках американские прокатные названия). Ранее в этом году картина получила приз за лучшую режиссуру на Берлинале. Нестареющая Жюльет Бинош оказывается в центре любовного треугольника, где страсти неожиданно подогреваются тем, что ее бывший любовник связан деловыми интересами с ее нынешним партнером (Венсан Линдон).

Жюльет Бинош блеснула мастерством еще в одной ленте смотра – «Между двумя мирами» (Between Two Worlds) режиссера Эммануэля Каррера. Ее героиня, знаменитая журналистка, меняет профессию, чтобы внедриться в круг работниц, профессионально занимающихся уборкой помещений. По результатам расследования она пишет правдивую книгу о жестокой эксплуатации простых работниц.

«Между двумя мирами». Courtesy photo
«Между двумя мирами». Courtesy photo

Экранизацию романа Филипа Рота «Обман» (Deception) под тем же названием представил режиссер Арно Деплешен. Разговорная, заряженная бурными эмоциями психологическая драма о любви и предательстве с множеством отсылов к прошлому героя-писателя. Его любовницу играет Лея Сейду, одна из самых востребованных молодых европейских актрис.

Звездный состав актеров собрал для своего нового фильма «Все прошло хорошо» (Everything Went Fine) известный режиссер Франсуа Озон. Медленно угасающий после инсульта 85-летний коллекционер живописи (Андре Дюссолье) уговаривает свою старшую дочь (Софи Марсо) помочь ему добровольно уйти из жизни. Его бывшую жену играет любимая актриса Озона Шарлоттта Рэмплинг, а хозяйку швейцарской клиники по эвтаназии – немецкая актриса Ханна Шигула.

Социальные мотивы преобладают в молодежной драме «Горизонт» (The Horizon) режиссера-дебютантки Эмили Карпентье. 18-летняя темнокожая девушка Аджа работает интерном в доме престарелых и оказывается активно вовлечена в протестную деятельность. Именно эта активность придает значимость ее до того казавшейся бессмысленной жизни.

«Все прошло хорошо». Courtesy photo
«Все прошло хорошо». Courtesy photo

Актриса Виржини Эфира получила известность, сыграв главную роль в скандальной «Бенедетте» Пола Верховена. В «Мадлен Коллинз» (Madeleine Collins) режиссер Антуан Барро поручил ей эффектную роль обманщицы высшего пошиба. Ее героиня живет двойной жизнью. У нее две семьи: один партнер и их дочь в Швейцарии, другой партнер и двое их сыновей во Франции. События развиваются быстро и непредсказуемо.

Из жизни легионеров

Одной из самых востребованных картин нынешнего показа стала военная драма «Наши мужчины» (Our Men), снятая совместно Францией и Бельгией. В оригинальной французской версии она носит название «Мой легионер» (Mon Legionnaire).

Режиссером и автором сценария выступила живущая в Бельгии француженка Рашель Ланг (Rachel Lang). Ее трагикомедия «Баден, Баден» была снята в 2016 году. Премьера «Наших мужчин» прошла в июле на Каннском кинофестивале.

В центре сюжета – подразделение французского Иностранного легиона, которое готовится на тренировочной базе на острове Корсика к отправке в зону вооруженного конфликта в западноафриканском государстве Мали. Когда они туда попадают, им предстоит столкнуться с исламистскими инсургентами, которые сражаются с правительственными войсками. Все это время на Корсике жены и подруги легионеров, объединившиеся в неформальный женский клуб, изнемогают от тревоги и одиночества.

«Наши мужчины». Courtesy photo
«Наши мужчины». Courtesy photo

Крупным планом режиссер показывает две пары. Командира подразделения лейтенанта Максима играет звезда французского кино Луи Гаррель, который прочно занял нишу брутальных харизматичных красавцев. Его жену, адвоката Селин сыграла Камилль Коттен, известная по ТВ-шоу «Позвоните моему агенту». Приглядывать за их ребенком они нанимают девушку Нику, эмигрантку из бывшего Советского Союза. Эту роль воплотила начинающая актриса Ина Мария Бартайте, погибшая в дорожной аварии в прошлом году. Ее отец – литовский режиссер Шарунас Бартас, ее мать – русско-французская актриса Екатерина Голубева, трагически погибшая в 2011 году.

В фильме «Наши мужчины» Ника – невеста украинского солдата-легионера Влада. Его сыграл очень востребованный сегодня в российском кино Александр Кузнецов. Влад хочет стать настоящим профи в военном деле, но ему мешает излишняя нервозность. Ника мечтает о браке и ребенке, но у Влада другие приоритеты в жизни. Ника вступает в связь с местным парнем. Дальнейшие события приобретают драматический оборот.

«Страх, смерть, насилие, секс и неверность показаны достоверно, без аффектации, - пишет о фильме в газете «Гардиан» кинокритик Питер Брэдшоу. – Действие почти освобождено от драматических изгибов и нажима, и всецело отсутствуют привычные «усилители» в виде музыки, крупных планов, масштабных сцен и монологов. Но это не мешает фильму быть захватывающим».

Конфликт и жертвы

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовал с режиссером фильм «Наши мужчины» Рашель Ланг по сервису Zoom.

Олег Сулькин: Один из героев вашего фильма – солдат из Украины. Как вы воспринимаете это совпадение с нынешней реальностью войны?

Рашель Ланг: Я писала сценарий и думала, откуда должен быть родом Влад. Мне казалось важным, чтобы он приехал из такого места, куда было бы трудно вернуться. И я выбрала восточную Украину. Сегодня реальная трагедия развивается на наших глазах. Война возвращается в сердце Европы. Мучительно больно представлять себе все эти жертвы и всех этих обездоленных людей. И видеть, как конфликт из прошлого оживает по воле одного человека. Это момент исторического слома. Что же касается исполнителя роли Влада Александра Кузнецова, то я знаю, что он прямо осудил войну в Украине, как это сделали и многие российские актеры и интеллектуалы. Я считаю, что нужно различать людей не по национальности, а по их жизненной позиции.

О.С.: Ваш фильм приоткрывает двери в каждодневную жизнь солдат Иностранного легиона. О них, впрочем, снимались фильмы, в основном батально-приключенческого жанра, в духе Рэмбо. Получила известность и психологическая драма о легионерах «Хорошая работа» (Beau Travail), снятая режиссером Клер Дени более двадцати лет назад. Знание фильмов предшественников помогало вам при написании сценария?

Р.Л.: Мне гораздо больше помогло то, что я служила резервисткой во французской армии. В армию я записалась довольно неожиданно для самой себя в 19 лет. Я вообще-то изучала философию и увлекалась театром. Мой отец – скульптор, мать - психолог. Никаких военных в роду. Какой-то непонятный импульс. Я узнала о возможности служить в армии и подписала контракт. Именно во время службы я поняла, что такое воинское братство.

«Наши мужчины». Courtesy photo
«Наши мужчины». Courtesy photo

О.С.: Вы не ощущали харассмент со стороны мужчин-сослуживцев, определенного типа назойливое внимание?

Р.Л.: Нет, абсолютно нет. Ко мне относились с уважением, как и к другим женщинам-военнослужащим.

О.С.: Сколько времени вы провели в армии?

Р.Л.: Пять периодов по 15 дней на протяжении двух лет.

О.С.: Вам за это платили зарплату?

Р.Л.: Да.

О.С.: Этого хватало на жизнь?

Р.Л.: Да, вполне.

О.С.: Вы создавали ваших героев с помощью воображения или основывались на реальных судьбах?

Р.Л.: У меня был друг, с которого я в основном писала характер персонажа Луи Гарреля. Жена друга ввела меня в круг жен военных, где я узнала очень многое, что потом включила в фильм. Конечно, получился микс из разных историй.

О.С.: Мужья легионеров воюют в очень опасных уголках земли. Что ощущают их жены и подруги, чем спасаются от страха и депрессии?

Р.Л.: Они прекрасно отдают себе отчет в риске, которым подвергают себя их мужья, записавшиеся в Иностранный легион. Они находят разные способы побороть негативные переживания. Но главная тревога остается и преследует их ежеминутно. Они вслушиваются в звук движущегося автомобиля военной полиции. Именно на этом автомобиле представители командования привозят в семьи уведомление о гибели легионера.

О.С.: Как вы можете описать процесс кастинга на роли главных героев?

Р.Л. Вначале я сомневалась, что Луи Гаррель подойдет на роль Максима. Он, как бы это сказать, излишне интеллектуален, а здесь нужен парень более атлетичный. Но на прослушивании он оказался так хорош, что это сняло мои колебания. Мы наняли ему консультанта, который тренировал его, как тренируют легионеров. Он также провел три дня в военном тренировочном лагере возде Тулузы, спал на жесткой койке, вставал в 6 утра, ел походную еду, Именно там, в лагере, Луи познакомился с Александром (Кузнецовым). Александра я нашла благодаря дистанционному кастингу. Одна из наших директоров по кастингу прислала из Москвы видеопрезентации десяти российских актеров, и Александр показался нам лучшим. А встретились мы в Брюсселе, после чего он поехал в тренировочный лагерь.

О.С.: Где проходили съемки?

Р.Л.: Тренировочный лагерь и военный городок мы снимали на Корсике, а вот Мали снимали в Марокко. Корсика – живописный остров, окруженный морем, и жены ждут там своих мужей. Мне хотелось вызвать ассоциации с Пенелопой, ждущей Одиссея. Пустыня, которую мы снимали в Марокко, на границе с Алжиром, олицетворяла мертвое и опасное пространство, откуда легионерам грозит невидимая, но ощутимая угроза.

О.С.: Вы контактировали с Иностранным легионом? Получали от них разрешение на съемку?

Р.Л.: Все было довольно сложно. Когда мы обратились за разрешением снимать клуб жен легионеров, нам отказали. Как же так, думала я, ведь жены не служат в легионе, они обычные граждане, не связанные никакими обязательствами о неразглашении. Мы показали им сценарий, и они дали нам множество замечаний. Кончилось тем, что мы нашли на Корсике территорию бывшего завода, которую с помощью спецэффектов «загримировали» под тренировочный лагерь.

«Наши мужчины». Courtesy photo
«Наши мужчины». Courtesy photo

О.С.: В программе французского кино, помимо вашей картины, есть еще несколько фильмов женщин-режиссеров. Как бы вы охарактеризовали гендерный расклад во французском кино сегодня?

Р.Л.: Ощутима тенденция расширения творческих возможностей для женщин, их все больше и больше. И эта «позитивная дискриминация» не может не радовать.

О.С.: Есть ли у вас новый проект?

Р.Л.: Да, я пишу сценарий. Шпионская история, действие происходит во Франции.

О.С.: А кто шпион, из какой страны?

Р.Л.: Это пока секрет.

XS
SM
MD
LG