Линки доступности

Еврейский музей: «загробная жизнь» шедевров


У входа в экспозицию. Photo: Oleg Sulkin
У входа в экспозицию. Photo: Oleg Sulkin

Извилистые маршруты возвращения «похищенного искусства»

Во время Второй мировой войны гигантское количество произведений искусства было конфисковано и похищено нацистами у евреев в оккупированных странах Европы. По приблизительным подсчетам, около миллиона предметов искусства было найдено и возвращено владельцам или их наследникам. Неизвестное число картин, графических работ, скульптур и произведений прикладного искусства сгорели в пламени войны и утрачены навсегда.

В Нью-Йорке, в Еврейском музее (The Jewish Museum) открылась выставка «Загробная жизнь: воскрешая забытые истории похищенного искусства» (Afterlives: Recovering the Lost Stories of Looted Art ). Ее организаторы решили воссоздать непростые маршруты, которыми украденные нацистами произведения путешествовали в годы войны и после 1945 года. Часть из них дожидались своего часа в специальных распределительных центрах. Многие из этих историй похожи на сказки – столь невероятны были обстоятельства выживания реликвий, столь высок был шанс утратить их бесповоротно.

Пути спасения

Выставку организовали кураторы Дарси Александер (Darsie Alexander) и Сэм Сакерофф (Sam Sackeroff). Они решили на нескольких десятках примеров показать причудливые обстоятельства выживания шедевров изобразительного искусства и ценностей иудаики, их послевоенного спасения и «загробной жизни» в музеях и частных коллекциях.

Среди выставленных 53 работ – произведения таких выдающихся мастеров живописи 19-20 веков, как Гюстав Курбе, Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Пауль Клее, Франц Марк, Марк Шагал, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Пьер Боннар. Кроме того, выставлены 80 редких предметов иудаики из разрушенных гитлеровцами синагог, а также архивные документы и фотографии.

«С момента окончания Второй мировой войны прошло 75 лет, – сказала Дарси Александер. – Как уцелевшие предметы искусства выжили, пройдя через все возможные испытания? Мы решили пройти этими путями, пересекающими государственные границы, изучая взаимоотношения тех, кто осуществлял захват и конфискации, коллекционеров и организаций по реституции собственности жертв Холокоста».

Открыть выставку планировалось минувшей осенью, однако из-за пандемии сроки пришлось перенести.

«Это, конечно, печальное обстоятельство, – отметила Александер, – но оно добавило нам время для тщательной подготовки выставки. К сожалению, вышла задержка с печатью и транспортировкой каталога выставки – из-за перебоев с бумагой в Китае, где он печатался, и блокировки Суэцкого канала, что сказалось на сроках доставки».

«Коллекция» Геринга

Нацисты, и в первую очередь нацистские бонзы, интересовавшиеся искусством, нагло и цинично забирали у евреев самые ценные произведения, будучи в полной уверенности, что Третий рейх победит в мировой войне и никакой обратный ход событий невозможен.

Сэм Сакерофф рассказал историю двух картин Анри Матисса, похищенных нацистами. Побывав в руках нескольких лиц и организаций, спустя много лет они воссоединились. Эти картины, «Маргаритки» и «Девушка в желтом и голубом с гитарой» (обе – 1939 года) принадлежали французскому еврею Полю Розенбергу, владельцу известной художественной галереи. Их нацисты похитили из подвала банка в Бордо, где Розенберг хранил ценные предметы искусства. Самому ему удалось уехать в Америку. Гитлеровцы также захватили парижскую галерею Розенберга, которую они переделали под офис одиозного «института по изучению еврейского вопроса» и где организовали одну из крупнейших антисемитских выставок в истории. «Маргаритки» и «Девушка в желтом и голубом с гитарой» были сначала помещены в музей Лувр, а затем в галерею Jeu de Paume, причем и музей, и галерея были превращены нацистами в хранилища изъятых у евреев произведений искусства.

Анри Матисс. «Девушка в желтом и голубом с гитарой». Photo: Oleg Sulkin
Анри Матисс. «Девушка в желтом и голубом с гитарой». Photo: Oleg Sulkin

Дальнейшая судьба двух картин Матисса такова. 27 ноября 1942 года они стали частью «обмена», в котором немецкий арт-дилер Густав Рохлиц представлял интересы Германа Геринга, в течение ряда лет – второго человека в нацистской иерархии после Гитлера. Рохлица считают ключевой фигурой в разграблении произведений искусства во время Второй мировой войны. Картины Матисса пребывали в огромной «коллекции» Геринга вплоть до конца войны, когда их обнаружили союзники и передали законному владельцу – Розенбергу. Позднее тот их продал, и они попали к частным коллекционерам, прежде чем вошли в постоянную коллекцию Художественного института Чикаго, «Маргаритки» - в 1983 году, а «Девушка в желтом и голубом с гитарой» – в 2007 году.

Второе рождение

Не менее драматична история злоключений «Натюрморта с розами гельдер», созданного тончайшим колористом 20-го века Пьером Боннаром, которого считают последним импрессионистом. Изящная картина, написанная Боннаром в 1892 году и переработанная им в 1929-м, оказалась в числе более двух тысяч предметов искусства, украденных нацистами у их владельца, Давида Давид-Вайля. Крупнейший коллекционер, филантроп и банкир, американец французского происхождения, Давид-Вайль возглавлял банк Lazard Freres. Сначала нацисты поместили натюрморт Боннара во временном складе в Париже. Позднее картину вместе с другими произведениями перевезли в Австрию, где запрятали в соляной шахте, оборудованной под склад. Союзники обнаружили шахту в 1945 году и вернули картины Давид-Вайлю, который к тому времени переехал во Францию.

Пейзаж французского классика живописи Клода Лоррена «Битва на мосту» (1655) оказался в руках гитлеровцев после того, как они угрозами заставили владельцев продать ее с целью включить в будущую экспозицию личного музея фюрера. Эти планы не осуществились, и картина была возвращена законному владельцу.

Многие предметы искусства были уничтожены; в первую очередь те, которые нацистские «искусствоведы» в штатском и униформе заклеймили как «дегенеративное искусство». В эту категорию имперское министерство общественного просвещения и пропаганды, возглавляемое Геббельсом, в 1937 году зачислило картину Марка Шагала «Пурим» (1916-17). Ее убрали из музея в Эссене. Но затем ее приобрел член нацистской партии, который был убит в 1945 году. В обстановке хаоса и сумятицы в конце войны картина уцелела.

Как отметила Дарси Александер, Еврейский музей сыграл важную роль в идентификации, сохранении и возвращении тысяч похищенных иудаистских реликвий как во время, так и после Второй мировой войны. Одна их часть попала в музей по каналам организации «Еврейская культурная реконструкция» (JCR), созданной в середине 40-х для спасения еврейских ценностей. Музей служил местом временного хранения для большой части этих предметов, прежде чем они были переданы синагогам и еврейским организациям в США, Израиле и других странах. Всего пережили второе рождение более 350 тысяч книг и десять тысяч обрядовых предметов иудаики, включая примерно тысячу свитков Торы. Более двухсот экспонатов стали частью постоянной коллекции Еврейского музея.

В одном из залов. Photo: Oleg Sulkin
В одном из залов. Photo: Oleg Sulkin

Еще одна группа экспонатов оказалась в музее благодаря усилиям еврейской общины Данцига (сейчас польский город Гданьск). Из-за угрозы полного уничтожения главной синагоги города ее лидеры при помощи «Джойнта» (Американский еврейский объединенный распределительный комитет) в 1939 году переправили десять контейнеров ценностей в адрес Еврейской теологической семинарии в Нью-Йорке. После войны надежда на возрождение еврейской жизни в Гданьске быстро улетучилась, и в 1954 году материалы передали в Еврейский музей.

Травма разрушения

Устроители решили добавить в экспозицию выполненные по заказу работы четырех современных художников, чтобы обозначить связь времен и непрерывность культурных традиций. Мария Эйххорн, родившаяся в 1962 году и работающая в Берлине, совместила в своей инсталляции похищенные книги и архивные документы, которые указывают на важную роль в реституции ценностей таких интеллектуалов, как Ханна Арендт. Хадар Гад, родившаяся в 1960 году и живущая в Израиле, проецирует на крупноформатных картинах свои ассоциации по поводу увиденных архивных фотографий. Видеохудожник Дор Гуэз, родившийся в 1980 году и живущий также в Израиле, рефлексирует в основном по поводу своей национальной идентичности и семейной истории, в которой палестинские христиане смешались с тунисскими евреями. И, наконец, мультимедийный художник американка Лиза Оппенхайм, родившаяся в 1975 году и живущая в Бруклине, с помощью архивных фотографий комментирует травму разрушения и исчезновения произведений искусства.

Предметы иудаики. Photo: Oleg Sulkin
Предметы иудаики. Photo: Oleg Sulkin

«У проблемы реституции есть много граней, – отметила Дарси Александер. – Нас в данном случае интересовали судьбы похищенных произведений искусства, их маршруты и обстоятельства возвращения владельцам. Нацисты понимали: чтобы уничтожить идентичность нации, нужно уничтожить ее культуру. Увы, этот чудовищный нарратив нео-варвары используют и сегодня, в первую очередь, в Сирии и Афганистане. Идет атака на бесценные памятники древности».

Еврейский музей, находящийся на знаменитой «музейной миле» на Пятой авеню Манхэттена, был основан в 1904 году. Это первый музей такого рода в США и один из старейших музеев еврейской культуры в мире. В его коллекцию входят примерно 30 тысяч произведений искусства и религиозных предметов, отражающих четыре тысячелетия еврейской истории.

Выставка в Еврейском музее продлится до 9 января 2022 года.

XS
SM
MD
LG