Линки доступности

Современная Россия как мир антиутопий братьев Стругацких


Издание книги Бориса Вишневского «Двойная звезда. Миры братьев Стругацких»
Издание книги Бориса Вишневского «Двойная звезда. Миры братьев Стругацких»

Новое издание биографии знаменитых российских фантастов стало поводом для благотворительной акции

В петербургском ПЕН-клубе прошла благотворительная акция по сбору средств для украинских беженцев. Каждый, кто жертвовал 1000 рублей, получал экземпляр нового издания книги Бориса Вишневского «Двойная звезда. Миры братьев Стругацких» с автографом автора.

В новое издание, в отличие от первых двух, вышедших, соответственно, в 2003 и 2013 годах, вошел также оригинальный сценарий фильма «Трудно быть богом», который Аркадий и Борис Стругацкие написали в 1966 году. А также переписка авторов с чиновниками Госкино и сотрудниками студии «Ленфильм», убеждавших Стругацких внести необходимые, по их мнению, исправления. Запуск съемок фильма намечался на 1968 год, но события в Чехословакии - вначале «Пражская весна», а затем ее подавление войсками пяти стран Варшавского договора - поставили крест на этих планах.

«Творчество Стругацких все больше и больше актуально с каждым днем»

Журналист, писатель, депутат городского Законодательного собрания от фракции «Яблоко» Борис Вишневский в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» напомнил, что подавление «Пражской весны» официально в Советском Союзе называлось «Операцией "Дунай"». И в этом есть определенная перекличка как с сегодняшними событиями, так и с прошлыми, где была задействована советская, а затем российская армия.

Борис Вишневский
Борис Вишневский

«В Афганистане был "ограниченный контингент", который оказывал "помощь братскому народу", в 1994 году в Чечне была "контртеррористическая операция", а вовсе никакая не война. В 2008 году было "принуждение Грузии к миру", в 2014 году "возвращение Крыма в родную гавань", и еще много чего у нас было. Мы же якобы никогда ни с кем не воюем, а только защищаемся. Правда, почему-то непрерывно расширяем территорию в результате этой защиты - такой вот странный исторический парадокс, отмеченный еще во времена Российской империи», - с иронией заметил Вишневский.

Возвращаясь к теме своей книги, он подчеркнул, что сегодня Россия живет «в смеси миров "Гадких лебедей", "Обитаемого острова" и "Трудно быть богом". В том, что граждане ежедневно подвергаются точно такому же облучению, как от башен-излучателей из "Обитаемого острова", самая большая храбрость сегодня это - посметь публично возразить президенту, как в "Гадких лебедях", и надобны не умные, а верные - как в "Трудно быть богом", и можно назвать еще десятки подобных примет, потому что каждое из этих трех произведений можно цитировать с любой страницы, и все будет звучать удивительно современно. И вообще творчество Стругацких все больше и больше актуально с каждым днем», - уверен Борис Вишневский, который на протяжение многих лет был дружен с Борисом Стругацким.

«Очень сложная работа, которая делается в режиме 24/7»

Новая версия книги «Двойная звезда. Миры братьев Стругацких» вышла в петербургском издательстве «Дом Галича». Руководитель издательства - член Правозащитного совета Санкт-Петербурга, архиепископ Апостольской православной церкви Григорий Михнов-Вайтенко накануне стал лауреатом премии Московской Хельсинкской группы 2022 года в номинации «За заслуги в защите прав заключенных и других уязвимых групп».

В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» он рассказал, что идея выпустить расширенное издание книги «Двойная звезда» возникла еще летом прошлого года. «Обсуждали, начали делать, там была сложная подготовительная работа, сценарий (фильма "Трудно быть богом" - А.П.) надо было сканировать, привести машинопись в тот вид, когда ее можно публиковать именно в книжном издании. И пока мы собирались, уже наступил Новый год, а от Нового года до 24 февраля тоже все проскочило слишком быстро. Мы развели руками, и сказали: "Ну, видимо, сейчас не время". Но в мае мы напечатали некоторое количество экземпляров просто на подарки, которые моментально разлетелись», - вспоминает Григорий Михнов-Вайтенко.

Григорий Михнов-Войтенко
Григорий Михнов-Войтенко

После этого и возникла идея презентовать книгу тем, кто окажет материальную помощь украинским беженцам, оказавшимся на территории России помимо своей воли.

А этой миссией архиепископ АПЦ занимается с момента появления беженцев на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Михнов-Вайтенко также привел слова, сказанные им в разговоре с «высоким полицейским начальством Санкт-Петербурга». А именно: «Уважаемые коллеги, в интересах правопорядка сделать так, чтобы беженцы, которые оказываются в Санкт-Петербурге либо с желанием остаться здесь постоянно, либо они едут транзитом в другие страны, чтобы мы их принимали, обеспечивали соответствующими документами, медицинской помощью и так далее. Потому что человек без документов, без денег и без возможности легализоваться, трудоустроиться и заработать, потенциально опасен для общества, и мы с вами это понимаем». И, по словам собеседника «Голоса Америки», «высокое полицейское начальство» с этим согласилось, и выразило готовность помогать.

Григорий Михнов-Вайтенко также сказал, что речь идет о тысячах украинских беженцев, упомянув, что точные цифры есть в распоряжении сотрудников таможенных служб. При этом имеются в виду те украинцы, которые решили уехать на Запад, либо окольными путями вернуться к себе домой. В России, как правило, остаются пожилые люди, либо молодежь, не обзаведшаяся собственной семьей. Их мотивация проста: они владеют русским языком, а в Европе или Америке у них нет родственников, либо тех, кто гарантированно готов их принять. А семьи с детьми предпочитают уехать в одну из соседних с Ленинградской областью стран ЕС. Причем в каждом случае есть свои особенности пересечения границы: «Больше всего людей уезжает в Эстонию, но это связано с позицией эстонских властей, которая, я бы сказал, является наиболее либеральной, потому что они дают возможность проезда гражданам и так называемых "ДНР" и "ЛНР", и Украины с внутренними паспортами. И они не смотрят на разные нюансы.

Финляндия требует наличия загранпаспорта, Латвия иногда требует, иногда нет, у них есть какие-то свои критерии, а Эстония не требует ничего, кроме миграционной карты.

И если есть такая карта после 24 февраля, то они спокойно пропускают, а дальше люди уже сами определяются - они могут остаться в Эстонии, могут ехать дальше, либо вернуться в Украину длинным путем. А это достаточно проблематично: работает один-единственный погранпереход в Беларуси, который пропускает граждан Украины туда. Все остальное - длинные окружные пути через Литву и Польшу. Наши прекрасные коллеги и друзья из целого ряда европейских волонтерских организаций оплачивают им билеты, организуют маршруты и ночевки в пунктах стыковки, потому что логистика очень непростая, особенно в последние недели. потому что - лето, отпуска и европейцы едут куда-то на курорты.

Поэтому это - очень сложная работа, которая требует множества согласований, но она делается в режиме 24/7, и в ней участвуют волонтеры, которые не зависят от своих правительств, полицейских и прочих служб. И, не смотря на весь ужас происходящего, вырастает новая общность, параллельная любой системе власти, или перпендикулярная ей», - замечает Михнов-Вайтенко.

И в заключение разговора приводит высказывание тех украинцев, которые решили во что бы то ни стало вернуться к себе домой: «Среди них есть люди из Мариуполя, из Изюма и других городов, которые подверглись серьезным разрушениям. И на наш вопрос: "Куда же вы вернетесь", звучит простой ответ: "Ничего, отстроимся". Но так, повторю, говорят либо старики, либо молодые и бездетные».

«Украинцы в своей стране живут так, как считают правильным»

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попыталась также поговорить с петербуржцами, которые откликнулись на предложение принять участие в этой благотворительной акции. Но некоторые из тех, кто внес пожертвования и получил книгу Бориса Вишневского, отказались дать краткий комментарий даже на условиях анонимности. Одна женщина честно призналась: «Я бы с вами побеседовала, но у меня в заложниках 85-летие родители, и я не могу ими рисковать».

Полностью после некоторых колебаний решился назвать себя лишь один молодой человек - Артемий Колоницкий. Он сказал, что для прихода в петербургский ПЕН-клуб у него было три причины: «Первая - бесконечная любовь к Стругацким, вторая - уважение к Борису Лазаревичу (Вишневскому), я все время слежу за его деятельностью в соцсетях, и вся моя семья очень уважительно к нему относится. И, конечно, помощь беженцам — это тоже благое дело. Я думаю, что украинцам, которые сейчас оказались на территории России, очень плохо. И это — первый раз, когда я принимаю участие в подобной акции».

Другой молодой человек представился просто как Руслан. «Я поддерживаю Бориса Лазаревича, и думаю, что он делает важные вещи. И отклик для него также важен - что все делается не зря. Я считаю, что его деятельность для города принципиально необходима, и он - один из немногих, кто хоть как-то отражает в городе мои взгляды и интересы. И я, конечно, знаю, куда пойдут благотворительные взносы. Происходит трагедия, и надо помогать всем», - сказал Руслан.

Пожилая женщина, назвавшая себя Галиной Дмитриевной, рассказала, что она и ее сын Дмитрий некоторое время назад жили в поселке Беловодск Луганской области, и местные жители к ним относились не очень хорошо. «Но позже я поняла, что я пришла со своими понятиями и взглядами, и не старалась понять тех людей, которые жили рядом. И поэтому меня не любили. То же самое происходит и теперь - почему украинцы в своей стране должны жить по чьим-то чужим законам? Они живут так, как считают правильным, и если им что-то не нравится, они будут выходить на улицы, протестовать, провозглашать свои лозунги предъявлять претензии к своему правительству, менять власть на выборах или без выборов», - считает Галина Дмитриевна.

Она также подчеркнула: «Мой сын активно выступает против того, что делается на Донбассе и в Луганской области, и я тоже против этого. Более того, я категорически считаю, что все, что делает наша власть — это преступление. Потому что и Донецкая, и Луганская области - украинские. И Крым - тоже!».

Дополнительный тираж книги «Двойная звезда. Миры братьев Стругацких» разошелся практически весь. Собрано 112500 рублей, которые пойдут на помощь украинским беженцам.

XS
SM
MD
LG