Линки доступности

Прокуратура запросила девять лет колонии для журналистки, обвиняемой по делу о военных «фейках»


Мария Пономаренко.
Мария Пономаренко.

Марию Пономаренко обвиняют в публикации «фейков» о российской армии - в частности, за пост о гибели людей, укрывавшихся в мариупольском драмтеатре.

Прокуратура Барнаула запросила девять лет колонии общего режима для журналистки Марии Пономаренко, обвиняемой по делу о «фейках» про российскую армию, передает правозащитный проект «ОВД-Инфо», объявленный в России «иностранным агентом». Журналистку сибирского издания RusNews обвиняют в публикации «фейков» о российской армии в телеграм-канале «Цензуре нет» - в частности, за пост о гибели людей, укрывавшихся в мариупольском драмтеатре. Также гособвинение, по словам адвоката Пономаренко Дмитрия Шитова, просит суд Барнаула запретить журналистке администрировать интернет-ресурсы и заниматься журналистской деятельностью в течение пяти лет. До сих пор самый жесткий приговор по статье о «военных фейках» был у московского депутата Ильи Яшина - восемь с половиной лет колонии.

«Пономаренко Мария обвиняется по пункту Д части 2 статьи 207 прим. 3 (207.3) Уголовного кодекса "публичное распространение заведомо ложных сведений о действиях Вооруженных сил РФ, совершенное по мотивам политической ненависти, - рассказал "Голосу Америки" адвокат Марии Пономаренко Дмитрий Шитов. - Защита наша последовательно с самого начала строится на том факте, что Мария эту новость воспринимала как правдивую и как правдивую распространяла, что с ее стороны не было никакой заведомой ложности. А при этом мы исходим из того, что новость о разрушении драмтеатра, она является правдивой сама по себе, потому что драмтеатр действительно был разрушен. В украинских пабликах эта новость прошла вечером 16 марта, а Мария написала о ней утром 17-го. Даже российское министерство иностранных дел написало об этом позже 17-го днем. То есть мы исходим из того, что у Марии не было возможности в тот момент, что называется, анализировать какую-то кучу источников, что-то сопоставлять или сравнивать. В тот момент эта новость звучала так, и она восприняла ее как правдивую и как правдивую распространила. После чего мы полагаем, что нет состава преступления в действиях. Прокурор попросил цифру, которая законом не предусмотрена в уголовном деле при отсутствии отягчающих обстоятельств и наличие смягчающих. Мы, безусловно, в прениях будем просить об оправдании, но, разумеется, каких-либо иллюзий у нас на этот счет нет».

Суд над Марией Пономаренко, как и ряд других уголовных дел о «фейках» и «дискредитации российской армии» - это механизм, с помощью которого Кремль подавляет любое инакомыслие в стране, считает исследователь международной правозащитной организации Human Rights Watch по России и Центральной Азии Дамеля Айтхожина:

«Это совершенно вопиющая ситуация, когда людей преследуют и угрожают им реальными сроками. Более того, у нас уже достаточное количество есть дел, где были вынесены приговоры с реальным лишением свободы за абсолютно мирное выражение мнений. То есть никаких призывов к насилию, оправдание насилия и так далее, во всех этих делах нет. То же самое, что в деле Пономаренко. Но, тем не менее, несмотря на то, что как бы ситуация вопиющая, по последним данным официальным, которые озвучивались, речь идет уже о более чем 180 уголовных делах, и счет административных дел по дискредитации армии идет уже на тысячи, а скоро будет такая печальная годовщина с момента принятия этих законов. Пятого марта прошлого года они были приняты очень скоропалительно. Буквально за пару дней они прошли второе и третье чтение Совета Федерации, были подписаны и тем же днем вступили в силу. И за этот период на текущий момент менее года мы уже видим определенное количество дел, доведенных не только до суда, но и по которым были вынесены приговоры, в том числе очень громкие дела, как приговоры в отношении Яшина, допустим, но также и, условно говоря, рядовые жители, которые высказывают свою антивоенную позицию, преследуются также. И одно из последних приговоров - это девять лет вынесенных заочно в отношении блогера Белоцерковской. Кочегар Румянцев получил три года, То есть и Александра Скочиленко уже скоро год, как проведет в СИЗО. Пономаренко провела почти год в СИЗО по этим абсолютно абсурдным обвинениям. То есть это действительно такой абсолютно тоталитарный механизм подавления любого инакомыслия, любых протестов против военной агрессии, против военных действий со стороны РФ в отношении Украины».

Следующие слушания по делу Пономаренко назначены на конец февраля.

Форум

XS
SM
MD
LG