Линки доступности

Блинкен - Лаврову: США готовы быстро отреагировать на агрессию против Украины


Энтони Блинкен и Сергей Лавров на переговорах в Женеве, 21 января 2022 года
Энтони Блинкен и Сергей Лавров на переговорах в Женеве, 21 января 2022 года

Госсекретарь США выразил надежду, что путь к дипломатическому урегулированию кризиса остается открытым.

Госсекретарь США Энтони Блинкен подтвердил в пятницу министру иностранных дел России Сергею Лаврову во время встречи в Женеве решимость Вашингтона дать «единый, быстрый и жесткий ответ», если Москва совершит дальнейшую агрессию против Украины. Два высокопоставленных дипломата завершили свою полуторачасовую встречу в пятницу, во время которой США пытались убедить Россию снизить напряженность ситуации на границе с Украиной, где Россия сосредоточила десятки тысяч военнослужащих и показала признаки потенциального вторжения в Украину.

«Мы все одинаково привержены пути дипломатии и диалога, чтобы попытаться разрешить наши разногласия, — сказал Блинкен в пятницу, обращаясь к журналистам после завершения встречи. - Но мы также готовы, если это окажется невозможным и Россия решает продолжить агрессию против Украины, к сплоченному, быстрому и жесткому ответу».

Президент США Джо Байден готов встретиться со своим российским коллегой Владимиром Путиным, если главы дипломатических ведомств обеих стран смогут добиться прогресса по Украине, заявил Блинкен после переговоров с главой МИД РФ.

«Президент Байден встречался здесь, в Женеве, с президентом Путиным, он несколько раз разговаривал с ним по телефону или в режиме видеоконференции, и если мы (и) русские придем к выводу, что лучший способ решить проблему — это дальнейший разговор между [президентами], мы, безусловно, готовы это сделать», — сказал Блинкен, обращаясь журналистам.

Обе стороны признали перед переговорами, что ни одна из них не ожидала прорыва в отношении требований безопасности России, которые США и их союзники считают неприемлемыми. Блинкен повторил, что не ожидает, что США и Россия разрешат свои разногласия на встрече, но выразил надежду, что дипломатический путь к решению этих вопросов останется открытым.

«Мы намерены идти по этому пути и мирно урегулировать наши разногласия», — сказал он. Встреча Блинкена с Лавровым в пятницу последовала за его встречами в Берлине с коллегами из Германии, Великобритании и Франции, а также в Киеве, где он встретился с президентом Украины Владимиром Зеленским.

Агентство «Рейтер» сообщило о том, что Блинкен назвал переговоры с Лавровым «откровенными и полезными», добавив, что в ходе встречи основной его задачей было стремление понять, готова ли Москва пойти по дипломатическому пути для разрядки напряженности вокруг Украины.

Блинкен сообщил журналистам, что Соединенные Штаты согласились более подробно поделиться с Россией своими опасениями и идеями в письменном виде на следующей неделе, добавив, что он и Лавров согласны с тем, что дипломатический процесс должен продолжаться.

Госсекретарь добавил, что он попросил Россию доказать свои намерения, отведя войска, дислоцированные у границ Украины.

«Мы слышали, как российские официальные лица говорят, что у них нет намерений вторгаться в Украину. Фактически, г-н Лавров повторил мне это сегодня, — сказал Блинкен. - Если Россия хочет начать убеждать мир в том, что у нее нет агрессивных намерений в отношении Украины, очень хорошим началом будет деэскалация, возвращение — удаление — этих сил, [которые сейчас сконцентрированы] на границе с Украиной».

Блинкен заявил, что он также обсудил с Лавровым проблемы, связанные с Ираном, добавляет «Рейтер». Госсекретарь назвал иранскую «ядерную сделку» примером того, как Москва и Вашингтон могут вместе работать над вопросами безопасности. Блинкен добавил, что еще есть возможность вернуться к «ядерной сделке» 2015 года.

После встречи с Блинкеном министр Лавров, которого цитирует агентство «Рейтер», сказал, что надеется, что эмоции по поводу Украины остынут, и повторил заявления Москвы о том, что она не представляет угрозы для соседней страны.

Андреа Калан: «У России два пути: или путь дипломатии и деэскалации, или путь дальнейшей агрессии»

Подводя итог сегодняшней встрече госсекретаря Энтони Блинкена и министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, официальный представитель Госдепартамента вновь подтвердила, что США готовы вести общение с Россией на дипломатическом уровне.

Откровенный и предметный разговор – так охарактеризовала Русской службе «Голоса Америки» переговоры в Женеве официальный представитель Госдепартамента Андреа Калан.

«Разговор в Женеве между госсекретарем Блинкеном и министром иностранных дел Лавровым был очень откровенным и предметным. Как отметил госсекретарь Блинкен: это были не переговоры, а больше обмен идеями и проблемами. Это была хорошая встреча. Перед Россией сейчас стоят два пути пути: путь дипломатии и деэскалации, или путь дальнейшей агрессии. И теперь мы ждем дальнейших действий России, ее реальных шагов по деэскалации, чтобы не было дальнейшей агрессии. Мы готовы к дипломатии с Россией, и хотим этого. Этого хотят не только США, но и все наши партнеры, и союзники. Так что после встречи сегодня госсекретарь будет опять говорить со своими коллегами и с нашими партнерами», – заявила она.

Комментарии экспертов

По мнению бывшего посла США в России Джона Теффта, хорошая новость по итогам встречи заключается в том, что поиск решения путём дипломатии продолжается, хотя, наверное, большинство наблюдателей согласны: шансы найти выход из ситуации крайне низкие, учитывая тактику России по наращиванию сил у границы и угрозы Украине.

«Некоторые военные эксперты уже высказывали оценки, что наиболее оптимальным временем для российского вторжения, если Россия на это все-таки решится, будет конец февраля. Отчасти, я полагаю, из-за полевых условий –замерзший грунт, не будет топкой грязи, которая может препятствовать использованию танков. Это может быть расчёт со стороны военных.

Другой фактор – Олимпийский игры, которые будут проходить в первой половине февраля в Китае. Я не могу себе представить, что Путин захочет бросить тень или отвлечь внимание от столь важного для Китая события, учитывая его отношения с Председателем Си. Так что, на мой взгляд, сейчас главная задача – удержать ситуацию до конца февраля. Но тот факт, что Россия перебрасывает все больше сил с Дальнего востока, что она перебрасывает силы в Беларусь – все это создаёт видимость угрозы удара с трёх сторон. И это вызывает крайнюю озабоченность» – считает Джон Теффт.

Директор Евразийских программ Международного Республиканского института Стивен Никс (Stephen Nix, IRI) тоже считает, что продолжение дипломатических контактов — это важно, однако дипломатию со стороны Запада следует подкреплять не только словами, но и делами, что, по его словам, уже происходит:

«Поставки вооружения из Великобритании в Украину на этой неделе, затем сообщение о том, что американские вооружения из трех балтийских стран будут поставлены напрямую Украине, включая дополнительные противотанковые ракеты Джавелин, а также – что более важно – зенитно-ракетные комплексы Стингер. То есть, пока продолжаются дипломатические контакты, страны Запада получают дополнительное время, чтобы предоставить военную помощь Украине, чтобы подкрепить дипломатию силой, что очень важно».

Основной вывод из сегодняшней встречи Блинкена с Лавровым заключается в том, что «дипломатический пусть имеет шанс на продолжение», считает редактор международной дипломатической службы телеканала CNN Ник Робертсон.

«Я думаю, что это предоставит России то, о чем она просила, а именно - письменный ответ [от США]. Говорилось, что это станет своего рода “входным билетом” в следующий раунд переговоров, о чем сказал Сергей Лавров», — сказал Робертсон, комментируя итоги пресс-конференций Блинкена и Лаврова.

«Для всех участников это означает то, что есть шанс на продолжение дипломатии, и обе стороны об этом сказали», - добавил Робертсон.

Он уточнил, что сложность заключается в том, что Россия уже знает, каким будет письменный ответ со стороны Вашингтона, который явно не собирается выполнять условия ультиматума, выдвинутого Москвой.

По большому счету, встреча не внесла большей ясности в возможность снижения напряженности вокруг Украины, добавил Робертсон.

В ходе пятничного брифинга с журналистами высокопоставленный представитель Евросоюза, которого процитировал телеканал СNN, прокомментировал предстоящее совещание госсекретаря Энтони Блинкена с главами дипломатических ведомств ЕС.

«Цель этой встречи [со стороны Блинкена] — поделиться с министрами иностранных дел Европейского Союза последней информацией о диалоге между Россией и США. А со стороны ЕС — рассказать госсекретарю Блинкену о том, как продвигаются наши внутренние дискуссии».

Министры иностранных дел ЕС встретятся лично в Брюсселе, а Блинкен присоединится к ним в виртуальном режиме.

Отвечая на вопрос о реакции ЕС в случае вторжения России в Украину, источник был непреклонен: «Реакция будет очень быстрой. Реакция будет очень внятной».

«Введение санкций зависит от того, какие санкции мы согласуем. Некоторые из них требуют большего внимания, некоторые из них могут быть введены мгновенно, — заявил представитель ЕС. - Обычно большинство санкций вступают в силу в день публикации. Но опять же, речь идет о планировании на случай непредвиденных обстоятельств».

Источник в Евросоюзе вновь призвал Россию к деэскалации ситуации.

«Путин хочет расколоть Запад»

Кремль пока что тянет время, заметил в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» журналист-международник, публицист Константин Эггерт, делясь впечатлениями от встречи в Женеве. По его оценке, российское руководство, похоже, не собирается идти на те жесткие меры, которые пообещало в случае невыполнения своего невыполнимого ультиматума Западу. «В частности, поэтому Лавров теперь и делает акцент на получении письменного ответа от США, – подчеркнул он. – У меня такое ощущение, что Москва продолжит искать некие слабые места в единой позиции Запада, прежде всего надеясь в этом смысле, например, на Германию, чтобы продолжить давить на Америку и её европейских союзников. Однако в конечном счете Путину либо придется признать, что он отправил около ста тысяч войск к границам Украины ради нескольких серий переговоров, которые могли состояться и так, либо все-таки пойти на какие-то ответные меры».

Вместе с тем Константин Эггерт полагает, что Путин уже даже не мечтает о полномасштабном вторжении в Украину. «Потому что это приведет к очень серьезным потерям среди российских военнослужащих, что не добавит ему популярности дома, – пояснил он. – Путин хочет расколоть Запад и под каким-то предлогом заставить его надавить на Киев, чтобы украинское руководство пошло на односторонние уступки. Условно говоря, Путину нужен Минск-3, где несколько пунктов были бы обязательствами, которые Украины должна будет выполнить при любых условиях. Наверное, это было для Москвы достаточной причиной, чтобы снизить напряженность и заявить о достижении одной из очень важных целей. Однако, не думаю, что Запад пойдет на это».

Как считает политолог, в Москве не до конца осознают, насколько продолжающий кризис мобилизует руководство западных стран на все более и более решительные действия в отношении России. На его взгляд, в этом главный просчет Кремля.

«Тем не менее, предполагаю, что Москва может выйти из основополагающего акта Россия – НАТО, а при крайних обстоятельствах пойти на легализацию своего венного присутствия на территории Украины в так называемых “ДНР-ЛНР” в связи с «гуманитарной ситуацией». Вопрос в том, будет ли это считаться агрессией против Украины и приведет ли к санкциям в отношении России? На этот вопрос ответа пока нет. Как представляется, американская администрация пока предпочитает вести пусть и бесплодные, но все же беседы с Москвой, а не принимать решения по введению «невиданных» санкций», – резюмировал Константин Эггерт.

«Сейчас Россия выступает с максималистских позиций»

В ходе встречи в Женеве не произошло прорывов, но стороны поддерживают диалог, что в нынешних условиях важно, конечно, само по себе, считает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. По его мнению, пока Москва и Вашингтон обмениваются мнениями, проясняя позиции друг друга, это создает уверенность, что, по крайней мере, в ближайшее время ничего страшного не произойдет в контексте ситуации с Украиной. «Однако при этом, разумеется, повестки дня сторон и их подходы заметно расходятся, в чем мы еще раз убедились во время пресс-конференции Лаврова и Блинкена, – добавил он. – Если США настаивают на обсуждении украинской темы, то Москва считает, что в первую очередь надо обсуждать проблему безопасности России. В этом главное препятствие на пути к компромиссу. Поэтому встреча и оказалась весьма непродолжительной».

Андрей Кортунов также предполагает, что американцы в письменном ответе России скорее всего скажут, что вопросы не расширения НАТО – это сугубо компетенция Североатлантического альянса, а они готовы осуждать только двусторонние отношения. «То есть, Вашингтон формально подтвердит занимаемую им позицию, – уточнил он. – Но и в двусторонней повестке тоже достаточно вопросов, представляющих взаимный интерес. Взять хотя бы мораторий на размещение ракет средней дальности в Европе. Достаточно ли это для того, чтобы Кремль перестал продолжать жестко настаивать на требованиях формальных гарантий не продвижения НАТО на восток? Это уже зависит от того, какую позицию Москва займет в дальнейшем».

Пока еще мы не знаем, сохранит Москва свою бескомпромиссность в полном виде или нет, продолжил генеральный директор Российского совета по международным делам. «Сейчас Россия выступает с максималистских позиций. Насколько эти позиции сохранятся в том же виде, сказать трудно. Думаю, что от этого будет зависеть судьба переговоров в целом. Москва может согласиться на то, что лучше хоть что-то, чем ничего, а может упорствовать на своём: либо все, либо ничего», – заключил политолог.

XS
SM
MD
LG