Памятники конфедератам: быть им или не быть?

Памятник генералу Конфедерации Роберту Ли в Ричмонде, Вирджиния, 21 ноября 2020 года

Фильм «Нейтральная почва»: монументальная дискуссия вокруг монументов

В 2015 году режиссер Си-Джей Хант (CJ Hunt) снял на видео процесс голосования горсовета Нового Орлеана, одобрившего решение о сносе четырех памятников конфедератам.

Хант решил по горячим следам сделать документальный фильм «Нейтральная почва» (The Neutral Ground), который, как он считает, призван ответить на вопрос: почему проигравшая сторона в Гражданской войне середины 19-го века сохраняет столь мощное влияние в нынешней Америке? Инициаторы решения о сносе стали получать угрозы смертью, и реализация демонтажа памятников затянулась.

Режиссер Си Джей Хант

Фильм «Нейтральная почва» получил мировую премьеру лишь недавно, на кинофестивале Трайбека. Фильм доступен для бесплатного стриминга на канале PBS pov.org до 4 августа 2021 года.

Расизм: вчера и сегодня

Си-Джей Хант – комик и режиссер. Живет в Нью-Йорке. В настоящее время работает одним из продюсеров телепрограммы The Daily Show с Тревором Ноа, а также сценаристом и продюсером ряда других шоу. Окончил факультет африканистики Браунского университета. Ранее он прожил девять лет в Новом Орлеане. Награжден премией Альберта Мэйслеса как лучший новый документалист.

Исполнительным продюсером проекта стал Рой Вуд. Это его второй проект для PBS в текущем году. В мае Вуд появился в эпизоде «Найди свои корни» (Finding Your Roots) телевизионного шоу по генеалогии.

Фильм начинается с бурного заседания горсовета Нового Орлеана, посвященного предполагаемому сносу четырех памятников конфедератам. Мэр города Митч Ландре подчеркнул, что эти монументы символизируют расистское прошлое Юга США. Развернувшаяся горячая полемика красноречиво показала, насколько расколоты по этому вопросу белые и цветные жители города.

Операция по сносу одного из обелисков проходила ночью, рабочих в масках и бронежилетах охраняла полиция.

Когда сторонникам сноса стали поступать угрозы смертью, Хант отправился в путешествие по штатам Юга, чтобы понять, почему взгляды проигравших в Гражданской войне конфедератов продолжают оказывать столь сильное воздействие на общественное сознание в США. Он представляет в фильме трибуну их сторонникам, выдвигающим романтизированную и искаженную интерпретацию Гражданской войны, которая обильно представлена в учебниках истории, кинофильмах и прочно утвердилась во взглядах многих американцев.

«В общественной дискуссии о памятниках конфедератам почти всегда очередной тур дебатов заканчивается тем, что кто-то произносит сакраментальную фразу: причина Гражданской войны – вовсе не рабство, – цитирует Си-Джей Ханта пресс-релиз фильма. – Эти шесть слов символизируют ежедневную промывку мозгов, которой подвергаются чернокожие американцы. Нам говорят, что расизм, который мы видим своими глазами, это лишь игра воображения, что он никогда не существовал в реальности. Я сделал этот фильм, чтобы зрители поняли, как их пытаются одурачить».

В пресс-релизе отмечается, что «это один из самых важных документальных фильмов текущего года, посвященный проблемам расизма, белого супрематизма и движения за снос монументов конфедератам».

Динамика демонтажа

Контекст для фильма самый подходящий. Полемика вокруг сноса памятников не затухает. Так, в мае совет попечителей мемориала Стоун-Маунтен в Джорджии принял резолюцию о создании «правдивого» музея истории рабства на территории музейно-паркового комплекса, крупнейшего собрания памятников конфедератам. В июне Палата представителей Конгресса США согласилась убрать полдюжины статуй сторонников рабства из здания Капитолия в столичном Вашингтоне. Руководство Музея естественной истории в Нью-Йорке решило передислоцировать конную статую президента Тедди Рузвельта, стоящую перед входом в музей. Причина? Пешим фигурам индейца и афроамериканца в композиции этого памятника отведено второстепенное место.

В марте правозащитная организация «Южный юридический центр по борьбе с нищетой» (SPLC) опубликовала отчет, в котором сообщается, что в прошлом году в Алабаме демонтированы 12 монументов конфедератов. По этому показателю Алабама лидирует. SPLC призвала Алабаму завершить этот процесс демонтажом пьедестала статуи генерала южан Роберта Ли в Монтгомери и памятника солдатам и морякам Конфедерации в Бирмингеме.

Актер Джермейн «ФанниМейн» Джонсон призвал снести этот памятник, расположенный в историческом Линн-парке Бирмингема, на митинге протеста против убийства Джорджа Флойда и Бреонны Тейлор. Мирная манифестация переросла в ночь вандализма. А утром рабочие начали снос памятника.

Примерно по этому же сценарию разворачиваются события в других городах и штатах Америки. Конфедератские монументы планируется демонтировать в Вирджинии, Индиане, Флориде и Теннесси. Командование ВМС США и морской пехоты собираются запретить символику Конфедерации на военных объектах. Устроители автогонок NASCAR планируют не допустить вывешивания флагов южан в местах проведения соревнований.

Си-Джей Хант также снял на камеру эпизоды исторических инсценировок Гражданской войны. Его интересовали мнения участников театрализованных постановок относительно причин войны. Озвучена такая, например, версия: война между Севером и Югом разгорелась из-за разногласий по поводу степени самостоятельности штатов.

Режиссер беседует с историками, активистами и своим отцом. Мы видим его на инсценировках фрагментов Гражданской войны и восстания рабов в 1811 году. «Необходимо честно говорит о белом супрематизме, – отмечает Хант, – не как о группке плохих людей, марширующих под покровом ночи, а как о серьезной силе, которая наложила отпечаток на каждое событие прошлого Америки».

«Этот фильм рассказывает о людях, которые смело вовлекают нас в важный и содержательный разговор о расовом примирении, - говорит продюсер Рой Вуд. – Это также история о тех, кто отказывается искать примирения. Си-Джей (Хант) ставит важнейший вопрос для Америки: реально ли залечить глубокие раны нации, если столь большое число людей не хотят даже признать, что эти раны существуют?».

Не уничтожить, а спрятать

Критики отмечают, что проницательный и саркастический взгляд на проблему сноса памятников конфедератам позволяет глубже понять подоплеку такой стойкой привязанности современной Америки к различным проявлениям расизма, когда скрытым, завуалированным, а когда оголтело откровенным. Фильм также призван помочь афроамериканцам и американцам азиатского происхождения лучше понять свою расовую и национальную идентичность.

В рецензии, опубликованной в июне, агентство Ассошиэйтед Пресс описывает «Нейтральную почву» как «серьезное, хотя и не без юмора, рассмотрение концепции, мистифицирующей конфедератов после Гражданской войны и поддерживающей нарратив, что конфликт (между Севером и Югом) возник из-за разных представлений о личной свободе, а не о праве владеть рабами... Вы не назовете какую-либо другую войну, где проигравшая сторона воздвигла бы тысячи памятников».

Рецензенты обращают внимание, что ни Хант, ни Вуд не призывают к уничтожению конфедератских памятников. По мнению авторов фильма, они должны храниться в музейных запасниках, специальных парках скульптур или где-либо еще, где они не выставлены на всеобщее обозрение, как сейчас, но доступны для профессиональных историков и всех любителей истории.

Как отмечает Ноэл Мюррей в «Лос-Анджелес таймс», фильм снимался столь долго, что атмосфера вокруг сноса памятников существенно изменилась. Дебаты все чаще стали выливаться в проявления насилия. Кульминацией стали события августа 2017 года в Шарлоттсвилле, где расисты и неонацисты устроили акцию протеста против сноса статуи генерала южан Роберта Ли, которая вылилась в кровавые беспорядки.

Как замечает обозреватель Variety Питер Дебрудж, эти события стали, «неофициально говоря, инсценировкой Гражданской войны, которая расколола эту страну 150 лет назад».

«В сегодняшней Германии нет статуй Гитлера, – заметил преподобный Джесси Джексон в связи с событиями в Шарлоттсвилле.

«Мы все знаем, что сказал Трамп о людях по обе стороны конфликта, – продолжал Дебрудж, – но фильм Ханта «Нейтральная почва», попеременно занимательный и сердитый, глубоко копает в поиске причин, почему отдельные жители Юга страны так привязаны к своим героям Гражданской войны».

Ответ, каким бы сложным он ни был, связан с вредоносной пропагандистской кампанией, известной как «Проигранное дело», которая помогает поколениям американцев оправдывать расизм не такого далекого прошлого, вместо того чтобы исправлять ситуацию и искать пути примирения».