Линки доступности

Саммит «Большой семерки» в преддверии встречи в Женеве


Эксперты – о совместном коммюнике лидеров G7

Лидеры «Большой семерки» по итогам трехдневного саммита, прошедшего в Великобритании, обратились к Москве с призывом к прекратить дестабилизирующее международную обстановку поведение и агрессивную деятельность. Этот призыв содержится говорится в обнародованном накануне совместном коммюнике.

Итоги саммита «Большой cемерки» в Корнуолле
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:54 0:00

При этом лидеры США, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Франции и Японии выразили заинтересованность в стабильных и предсказуемых отношениях с Россией. Однако они призвали Кремль прекратить вмешательство в демократические процессы других стран, соблюдать взятые на себя обязательства в сфере прав человека, расследовать «использование химического оружия на своей территории» (очевидно, имеется в виду отравление оппозиционного политика Алексея Навального). Кроме того, в документе содержится осуждение систематических преследований независимых СМИ и представителей гражданского общества, а также требование привлечь к ответственности киберпреступников, действующих с территории России.

Саммит завершился на накануне встречи в Женеве Джо Байдена и Владимира Путина. Президент США в этой связи заявил в воскресенье, что готов согласиться с оценкой Путиным состояния двусторонних отношений. «Думаю, он прав, что это низкий уровень, и это зависит [от его действий] в соответствии с международными нормами, чего он во многих случаях не делал», – сказал Байден журналистам в Великобритании.

Президент РФ Владимир Путин, как бы заочно полемизируя с оппонентами, в интервью телеканалу NBC назвал обвинения России в кибератаках безосновательными. По его словам, Запад так и не представил доказательств по этому и другим поводам. Вместе с тем Путин предположил, что сотрудничество Москвы и Вашингтона в сфере кибербезопасности возможно.

Дмитрий Орешкин: в Женеве у Байдена будет документ, подтверждающий готовность сообща отвечать на происки Москвы

Политолог Дмитрий Орешкин уверен, что коммюнике имеет важное значение. Впервые за много лет Запад сумел выступить по отношению к России консолидированно, поясняет эксперт.

«Правда в том, что Путин всегда искал и иногда находил отдельные европейские государства или конкретных персон, которых тем или иным способом привлекал на свою сторону, – отметил Орешкин в интервью Русской службе «Голоса Америки». – При Берлускони в этих целях использовалась Италия, потом – Германия, заинтересованная в «Северном потоке-2», и так далее. И именно тогда понятие “Запад” отчасти утрачивало свою актуальность. Потому что он переставал быть единым».

Сейчас (во многом действительно благодаря усилиям Путина) возродилась концепция Запада как некого монолитного образования, способного принимать общее для всех заявление, утверждает Дмитрий Орешкин. Поэтому, по его мнению, содержание коммюнике – новость, заслуживающая внимания. «Тем самым для Путина резко сузилась возможность раскалывать эту структуру, – продолжает он. – Также очень важно, что это прозвучало перед саммитом. Теперь в Женеве у господина Байдена в кармане будет зафиксированный на бумаге документ, подтверждающий готовность сообща отвечать на происки Москвы со стороны G-7 и со стороны НАТО. Интересно посмотреть, какие козыри найдутся у Путина, и найдутся ли».

Естественно, Кремль сильно лукавит, когда говорит, что ему не важно пребывание в клубе G-8, говорит политолог. Потому что там принимают действительно важные решения, в том числе экономические, резюмировал он.

Леонид Гозман: «Конечно, одни призывы никак не повлияют на политику Кремля»

По мнению другого оппозиционного политика –Леонида Гозмана, согласованная позиция G-7 означает, что Джо Байден имеет от мировых лидеров мандат на переговоры в Швейцарии. По его словам, Байден приедет в Женеву как лидер союза ведущих западных стран и лидер демократического мира. «Полагаю, ради этого в числе прочего и выпускалось подобное коммюнике, – допустил собеседник «Голоса Америки». – Конечно, одни призывы никак не повлияют на политику Кремля. Но может повлиять другое. Это просто первый шаг, а второй, как видится, будет сделан в Женеве, когда – и если – Байден предъявит Путину ультиматум».

На саммите президент США может в конфиденциальной обстановке изложить своему визави, какие меры предпримет Запад, если Москва продолжит прежний агрессивный и провокационный курс, рассуждает политик. С его точки зрения, сейчас главный вопрос в том, готов ли Запад на дорогостоящие для себя меры в отношении России, готов ли он на жертвы?

«Потому что от заявлений кремлевское руководство привычно отмахнется, как от надоедливой мухи, – пояснил Гозман. – Нужны действительно эффективные вещи, которые всегда обоюдоостры. Что произойдет на деле, мы узнаем довольно скоро, но не 16 июня вечером, когда Байден что-то скажет (по поводу встречи) своей аудитории, а Путин – своей. Мы увидим, работает это или нет, лишь через какое-то время после Женевы, на практике».

XS
SM
MD
LG