Линки доступности

Канада поможет Украине построить патронный завод 


Единственный украинский завод по производству патронов был захвачен пророссийскими боевиками в Луганске в 2014 году 

В Украине существовало одно предприятие, которое производило патроны – Луганский патронный завод. После начала конфликта в Донбассе он был захвачен пророссийскими боевиками.

В условиях российской агрессии, которая длится уже седьмой год, запасы патронов, имеющихся в распоряжении Украины, могут быть исчерпаны, поскольку ВСУ вооружены оружием советского калибра.

Майкл Кофман (Michael Kofman) – эксперт вашингтонского аналитического центра CNA – отмечает, что Украина имеет большие запасы боеприпасов, доставшиеся ей от СССР, и в случае необходимости имеет возможность обратиться за помощью к бывшим участницам Организации Варшавского договора.

«Можно довольно легко купить стрелковое оружие и боеприпасы для легких вооружений у нескольких производителей из стран бывшего ОВД. Например, Сербия производит много боеприпасов. Также их можно найти в Румынии, Болгарии и других странах. Таким образом, боеприпасы для стрелкового оружия найти несложно, но, очевидно, они дороги для импорта».

Украинское правительство предпринимало неоднократные попытки наладить собственное производство боеприпасов для стрелкового оружия.

В 2014 году украинские СМИ сообщили, что «Укроборонпром» ведет переговоры по меньшей мере с шестью компаниями о создании предприятия по выпуску боеприпасов. «В частности, глава концерна «Укроборонпром» рассказал о переговорном процессе с американской компанией АТК, которая обеспечивает 80% потребности армии США в боеприпасах».

Компания АТК не ответила на просьбу Русской службы «Голоса Америки» о комментарии.

В 2015 тогдашний премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что к 2016 году будет налажен выпуск боеприпасов для стрелкового оружия. Однако этого не произошло.

Представитель украинской миссии в НАТО в июне 2015 сообщил журналисту Алексею Бобровникову, что идут переговоры о строительстве патронного завода в Украине.

«Я бегал по коридорам штаб-квартиры НАТО в Брюсселе за министром обороны Чехии Мартином Стропницки, которым украинское правительство должно было вот-вот начать переговоры о постройке в Украине патронного завода, взамен украденного россиянами: “когда уже?, когда?”, – вспоминает Алексей Бобровников. – “Мы едем через месяц уточнять детали. Скоро все будет” – улыбался чешский министр. Напрямую он не подтвердил информации от моих источников в украинской миссии в НАТО – именно патронный завод был одной из главных тем переговоров двух сторон».

В «Укроборонпроме» на вопрос, почему не было подписано соглашение с чешской стороной, Русской службе «Голоса Америки» заявили следующее: «Поиски партнеров находятся в постоянной динамике. Только после анализа предложений мы выбираем тех, с которыми наша деятельность будет наиболее конструктивной и эффективной».

Александр Краутер, профессор Международного университета Флориды (Alexandr Crowther, Florida International University), указывает, что сделка могла не состояться и из-за того, что Чехия входит в состав Европейского Союза: «Чехия должна следовать не только собственным законам, но и законам и правилам Евросоюза в оружейном вопросе, чего не должна делать Канада».

В 2017 году Украина и Турция в ходе 13-й Международной выставки военной техники IDEF-2017 в Стамбуле подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого предполагалось производство боеприпасов с турецкой корпорацией машинной и химической промышленности MKEK.

Позже, по сообщениям украинских СМИ, Министерство обороны Украины в 2018 году направило 1,4 миллиарда гривен «на строительство в Украине нового патронного завода, который позволит закрыть в нашей стране вопрос нехватки некоторых видов патронов». Однако завод не был построен.

Русская служба «Голоса Америки» обратилась за комментарием к Министерству обороны Украины, компании MKEK, а также Арсению Яценюку, но ответа не получила.

В публикации американского журнала «Тайм», посвященной Эрику Принсу – бывшему «морскому котику» (спецназ ВМС США), основателю компании Blackwater, которую он в последствии продал, и его визиту в Украину летом 2020 года, говорится, что Принс предлагал Киеву построить завод по производству боеприпасов. Это произошло в то время, когда он руководил основанной им же компании Frontier Services Group, специализировавшейся на оказании услуг китайскому бизнесу в Африке. Из этой компании Принс ушел весной 2021 года.

Русская служба «Голоса Америки» обратилась за комментарием к Constellis, где заявили, что не имеют никакого отношения к Эрику Принсу. Во Frontier Services Group не ответили на просьбу «Голоса Америки» прокомментировать деятельность Принса и его визит в Украину.

В свою очередь, бывший высокопоставленный сотрудник Пентагона рассказал Русской службе «Голоса Америки», что переговоры о строительстве патронного завода с «Укроборонпромом» велись, однако американская сторона была обеспокоена высоким уровнем коррупции в стране.

Еще один источник заявил, что правительство США не участвовало в обсуждениях на уровне производителей вопроса производства боеприпасов в Украине. «По крайней мере, один человек вспомнил, что слышал о некоторых обсуждениях, но не знает, чем они закончились», – отметил источник.

Официальный представитель Пентагона – подполковник Корпуса морской пехоты США Энтон Семельрот – заявил Русской службе «Голоса Америки», что «Министерство обороны США не участвует и не участвовало ни в каких переговорах о строительстве военного завода в Украине».

1 июня 2021 года генеральный директор «Укроборонпром» Юрий Гусев написал в Фейсбуке: «государственный концерн "Укроборонпром" и ГАХК "Артем" подписали с канадскими партнерами Соглашение по производству боеприпасов к стрелковому оружию с участием компаний GL Munitions Inc. и Waterbury-Farrel».

В «Укроборонпроме» деталей нового соглашения с канадской компанией Русской службе «Голоса Америки» не раскрыли, но отметили, что подписанный договор предусматривает безотлагательное начало совместной работы по разработке технико-экономического обоснования проекта за счет канадской стороны.

В «Укроборонпроме» добавили, что указать стоимость строительства завода пока не представляется возможным, поскольку «мы находимся на этапе технико-экономического обоснования проекта. В результате исследования мы получим ответы на вопрос, какой именно должна быть финансовая и организационная структура этого проекта, а также объем инвестиций и их источники».

Посольство Канады в Украине не ответило на просьбу Русской службы «Голоса Америки» прокомментировать договор.

Александр Краутер отмечает: Канада не является крупным производителем боеприпасов.

Waterbury-Farrel обеспечивает производственными мощностями, позволяющими производить до 240 патронов в минуту. Об этом говорится на сайте компании. Там также отказались комментировать контракт «из-за ограничений конфиденциальности» и порекомендовали обратиться к украинской стороне.

О компании GL Munitions Inc. известно немного. Она была зарегистрирована лишь 19 апреля 2021 года, а ее доменное имя неделей раньше – 12 апреля в Чикаго.

Через несколько дней после подписания соглашения с украинской стороной GL Munitions Inc. наняла для лоббирования своих интересов в Канаде Дэвида Энгуса (David Angus) из компании Capital Hill Group. Цель – «взаимодействие с правительством Канады для согласования Меморандума о взаимопонимании между соответствующими канадскими организациями и международными заинтересованными сторонами для поддержки создания национального центра передового опыта по производству боеприпасов в Украине».

Директорами GL Munitions Inc., согласно информации, размещенной на сайте компании, являются.Эрнест Бартон Бено (бригадный генерал ВС Канады в отставке), Эндрю Брук Лесли (генерал-полковник ВС Канады в отставке, политик), Джон Дэвид Стюарт (бывший канадский военный, который в свое время руководил международной учебной программой в Испанском военном колледже в Сарагосе, где проходили подготовку старшие офицеры ВС НАТО, бывшего Советского Союза и стран Ближнего Востока), и Пол Сабунио ( подполковник канадской Армии в отставке).

В GL Munitions Inc., куда Русская служба «Голоса Америки» обратилась за комментарием, заявили, что «в настоящее время мы не предоставляем никаких комментариев, кроме тех, что уже есть». Однако, «если это изменится, мы обязательно будем помнить о вас» говорится в электронном письме.

По словам Александра Краутера, присутствие бывших канадских военных в руководстве фирмы – вполне логично: «Они понимают этот рынок, разбираются в вопросах боеприпасов, а также используют приобретенные связи в сфере обороны».

По мнению Майкла Кофмана, выбор канадской компании может быть связан с тем, что украинская сторона искала возможность получения доступа к производственным технологиям, которые не хотела предоставлять Чехия: «Она очень конкурентоспособна на рынке оружия, чего не скажешь о Канаде. Так что вполне возможно, что Чехия просто не хотела передавать производственные мощности и разработки в этой сфере. Канада же со своей стороны просто не рассматривает Украину как конкурента на этом пространстве».

По словам Кофмана, ряд существующих военных технологий включает американские компоненты, передача которых третьим странам запрещена.

Александр Краутер, в свою очередь отмечает: передача военных технологий и технологий двойного назначения тщательно регулируемая сфера.

«Существуют очень сложные режимы контроля над вооружениями. В Госдепартаменте есть целое управление по контролю над вооружениями. Стокгольмский международный институт исследований проблем мира имеет целое подразделение, которая занимается изучением контроля над вооружениями. Так что необходимо быть предельно осторожным, чтобы оружие не попало в не те руки. Конгресс США принимает законы, в которых четко указывается, чем нельзя и чем можно делиться. Когда заключается сделка в области поставок оружия с другой страной, то переговоры по ней должен согласовывать Государственный департамент, сделку должен одобрить Пентагон, она должна быть утверждена Конгрессом, одобрена президентом США», – объясняет эксперт.

Майкл Кофман добавляет, что куда более важную проблему для Украины представляют стареющие боеприпасы для ракетных систем, реактивных систем залпового огня и артиллерии.

Ключевой вопрос, по словам Майкла Кофмана, заключается в том, почему Украина нуждается в чьей-либо помощи при строительстве склада для боеприпасов или завода.

«Это базовая технология, и нет абсолютно никаких причин, по которым Украине нужна канадская, чешская или чья-то еще помощь, – подчеркивает эксперт. – Украина может производить противокорабельные ракеты, но не может наладить производство патронов?»

  • 16x9 Image

    Александр Яневский

    Журналист. Закончил Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко. Работал на канале «1+1» и «5 Канале». На «Голосе Америки» с 2014 года. Был одним из двух корреспондентов «Голоса Америки», освещавших выборы президента России в 2018 из Москвы. Уделяет внимание теме американо-украинских и американо-российских отношений. Автор документального фильма "Стена между нами" о ситуации на южной границе США.

XS
SM
MD
LG