Линки доступности

Путин не является «субъектом перемен»?


Алексей Навальный
Алексей Навальный

Навальный обогнал избранного президента РФ в опубликованном журналом Time списке самых влиятельных людей планеты

Основатель интернет-проекта «РосПил» и один из лидеров несистемной российской оппозиции Алексей Навальный вошел в список 100 самых влиятельных людей мира за 2012 год по версии американского журнала Time. При этом он значительно обогнал в виртуальной гонке президента США Барака Обаму и премьер-министра РФ Владимира Путина, избранного в третий раз главой российского государства.

Алексей Навальный стал в рейтинге единственным представителем Российской Федерации. Путин оказался вне первой «сотни», тогда как в 2007 году Time назвал его «человеком года».

В соответствии с критериями журнала, на попадание в список претендуют «лидеры, способные изменить мир».

В перечень «самых влиятельных» также попали госсекретарь США Хиллари Клинтон, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Бразилии Дилма Руссефф, глава МВФ Кристин Лагард, певицы Адель и Рианна, актриса Тилда Суинтон и… международная группа хакеров Anonymous.

Издание не расставляет фигурантов голосования по порядковым номерам и не присваивает рейтинги.

О субъективности и тенденциях

На взгляд руководителя проекта общественного телевидения, в прошлом генерального секретаря Союза журналистов России Игоря Яковенко, подобные рейтинги субъективны, конъюнктурны и носят отпечаток сиюсекундной заинтересованности каких-то людей.

«Тем более, когда опрос ведется через Интернет, – добавил он в интервью «Голосу Америки». – Учитывая то, что Навальный – герой Интернета, то понятно, что голосование прошло для него предпочтительно. Думаю, если бы люди голосовали на улицах, то Навальный не оказался бы даже на ближних подступах [к первой сотне]».

Тем не менее, Яковенко полагает, что определенное объективное отражение роли разных людей здесь присутствует.

«Действительно есть такая тенденция, что люди гражданского общества сейчас оказываются, может быть, даже более влиятельными, чем официальные политики», – предположил он.

По его мнению, Путин и другие российские политики распоряжаются деньгами, армией чиновников, силовиками и так далее, но реальное влияние на жизнь, на перемены в обществе они уже не оказывают.

«Путин не является субъектом перемен, – подчеркнул глава проекта общественного телевидения. – Вот это главное. В этом смысле он перестал быть субъектом политики так же, как и остальные члены его кабинета и администрации президента».

Алексея Навального, Гарри Каспарова и других деятелей «белой революции» Игорь Яковенко, напротив, относит к субъектам перемен. В этом смысле они более влиятельны, считает он.

Со своим заочным оппонентом отчасти согласна главный редактор журнала Pro et Contra Московского центра Карнеги Мария Липман. Она также рекомендует не относиться к такого рода кастингу как к истине в последней инстанции.

«Чтобы составлять подобные списки, нужно для начала договориться о том, как мы понимаем влиятельность, как ее измеряем и с чем сравниваем. Наверное, человек отмечает в них тех, про кого недавно читал в газете, Интернете или смотрел по телевизору, и это произвело на него определенное впечатление», – прокомментировала она.

Ей представляется, что нужно больше говорить не про отсутствие в списке Путина, а про наличие в нем Навального.

«Это означает, что его популярность растет, и он как ньюсмейкер сумел привлечь значительное влияние в СМИ по всему миру. Люди про него узнали. Это само по себе чрезвычайно интересно, потому что он не политик, не часть российского истеблишмента, не спортсмен, а общественный активист», – констатировала главред Pro et Contra.

«Раб на галерах» – партнер Запада надолго?

Любопытно, что в 2007 году журнал Time поместил портрет Путина на своей обложке и признал его «человеком года». В размещенном в издании интервью президента России тот, в частности, заявил: «Я действительно все эти 8 лет работал по-честному, как раб на галерах».

Александр Яковенко не ставит под сомнение, что в «нулевые годы» Путин был единственным субъектом в российской политике.

«Это правда. Это была особенность политического поля, которое тогда сложилось. Вся остальная гражданская и политическая площадка была зачищена. Сейчас "нулевые годы" постепенно уходят в прошлое. И вместе с ними уходит Путин», – резюмировал он.

Яковенко настаивает на том, что Путин сейчас – субъект административного поля, но не субъект перемен.

«Если в "нулевые годы" была востребована стабильность, то сейчас востребованы перемены. Путин субъектом поля модернизации не является. Поэтому он уходит в прошлое», – заключил он.

В представлении Марии Липман, неверно говорить, что Путин – не влиятельный политик.

«Конечно, это не так, – утверждает она. – В любом случае лидер России, вне зависимости от того, кто он и как его зовут, просто по значимости и роли страны в мире, по ее огромному размеру и ядерному потенциалу, несомненно, в список наиболее влиятельных людей должен попадать».

Ей видится несколько преждевременным списывать со счетов Путина.

«Наверное, тенденция такая есть. Но все-таки не будем слишком торопить события. Путин остается избранным президентом страны и наиболее влиятельным пока игроком в российской политике и политической фигурой в России», – обобщила Липман.

Одновременно она не исключает вероятность того, что ситуация переменится «скорее, чем нам кажется».

«Популярность [Путина], конечно, постепенно снижается. Он меньше собрал голосов, получил негативную оценку довольно значительной части общества. Этот негативный тренд для Путина, безусловно, присутствует. Но это пока только тренд. Мы пока не можем сказать, что Путин готов уступить свое место кому-то еще», – подытожила она.

По ее прогнозу, именно поэтому мировые державы в ближайшее время будут иметь дело с Путиным, и он останется партнером президента США Барака Обамы и других западных лидеров.

Другие материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

XS
SM
MD
LG