Линки доступности

Путин будет работать на фронт


Владимир Путин
Владимир Путин

Премьер согласен возглавить Общероссийский народный фронт и может сохранить при этом пост в «Единой России»

Владимир Путин предположил, что Общероссийский народный фронт (ОНФ), на который он опирался во время победных для себя президентских выборов, вправе преобразоваться в общественное движение, сохранив свой надпартийный характер. Об этом премьер-министр заявил во вторник 3 апреля на встрече с членами координационного совета ОНФ.

«В целом можно это оформить как общественное движение с приданием определенного статуса, прописанного в уставных документах», – цитирует его агентство «Интерфакс».

Пока фронт не имеет юридического статуса и представляет собой «объединение единомышленников».

Российский премьер согласился возглавить новое движение, заметив, что закон этого не возбраняет.

Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков пояснил, что Путин, став лидером нового движения, может сохранить за собой и пост председателя партии «Единая Россия». Песков не увидел здесь «абсолютно никакого противоречия».

Что означает сей маневр?

Российские аналитики обсуждают, что означает заявление Путина и к каким политическим последствиям это может привести. Эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров считает, что планы Кремля и Путина относительно «Единой России» на данный момент не очень определенны.

«С одной стороны, социологи говорят, что рейтинг “Единой России” подрос. А с другой стороны, на президентских выборах она проигрывает с теми же результатами, например, в Ярославле, что и в декабре [прошлого года]», – констатировал он в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Политолог думает, что окончательного решения, как должна выглядеть партия власти, пока нет.

«Видимо, в Кремле пытаются понять, сохранять ли нынешнюю конфигурацию партии, а если нет, то что в ней менять? В этом смысле Народный фронт как своего рода зондичная структура вполне удобна – пустая, ее можно наполнять любым содержанием», – подчеркнул он.

Как обрести под ногами почву

По мнению члена бюро Совета Национальной ассамблеи, генерал-майора КГБ СССР Алексея Кондаурова, Владимир Путин после выборов находится в состоянии неустойчивого равновесия.

«Потому что он, конечно, потерял легитимность в связи с тем, что всеми независимыми наблюдателями было подтверждено колоссальное количество фальсификаций [на выборах президента]. И не имеет значения, набрал бы он без этого 50 с лишним процентов или не набрал. К тому же третий срок президентства не соответствует духу конституции. Словом, [Путин] нелегитимен по многим причинам», – резюмировал он в интервью «Голосу Америки».

Поэтому избранный президент России сейчас будет искать опору во всех точках, где только возможно, прогнозирует Кондауров.

«Он не может бросить “Единую Россию”, потому что это основная его опора. Но и Народный фронт, к которому примкнуло достаточно большое количество людей, имеющих вес в обществе, тоже с его стороны было бы неразумно предать забвению», – заключил он.

«Единая Россия» и чемодан без ручки

В свою очередь, руководитель департамента политологического анализа независимого фонда «Центр политических технологий» Александр Ивахник полагает, что, хотя Путин и сохраняет за собой пост председателя «Единой России», это ему не нужно.

«Более того, это ему мешает, – настаивает он. – Потому что “Единая Россия” серьезно утратила популярность, внутри партии идут дебаты, куда двигаться дальше. По-моему, они сами не очень понимают, что им нужно делать».

Тем не менее, на какую-то организованную структуру, став президентом, желательно опираться, рассуждает Ивахник.

«Поэтому, видимо, на ближайшее время он рассчитывает опираться на ОНФ, показавший свою сравнительную эффективность – по крайней мере, в пиаровском плане, – в ходе выборной кампании», – заключил он.

Аналитик исходит из того, что Путин сегодня стремится позиционироваться в качестве надпартийного, общенационального лидера.

Может ли ОНФ стать конкурентом на политическом поприще?

Может ли Общественный народный фронт в перспективе стать партией? Николай Петров убежден, что нет.

«Потому что Народный фронт – это фикция, а не организация, – аргументирует он. – По крайней мере, мы не видели, чтобы кто-то собирался превращать ее в организацию. Пока это некое название, а инфраструктура использована в “Единой России” и общественных приемных Владимира Путина в регионах».

Эксперт Карнеги-центра не исключил, что маневр Путина направлен на своеобразный ребрэндинг «Единой России», которая может со временем всю свою инфраструктуру передать Народному фронту.

«Здесь возможна и какая-то другая конфигурация. Но Народный фронт не является и не будет являться каким-то конкурирующим реальным партийным проектом. Он может использоваться как название, как брэнд, но не более того», – подытожил он.

С ним не совсем согласен Александр Ивахник. Александр Ивахник.

«Не исключено, что если, скажем, Владимир Владимирович решит не ограничиваться 6-летним [президентским] сроком, а и дальше продолжать свою политическую активность, то ОНФ постепенно будет преобразован в партию», – прогнозирует он.

Перспективы

Политолог предположил, что «Единую Россию» должен возглавить Дмитрий Медведев, став премьер-министром.

«Однако в самой партии тем силам, которые ориентировались только на Путина и достаточно скептически относятся к либеральным идеям, не хотелось напрямую связываться с Дмитрием Медведевым в качестве партийного лидера, – добавил он. – Тем более, никто не гарантирует, что Медведев долго продержится на посту премьера».

Если дела, прежде всего в экономике, пойдут не слишком хорошо, то премьер-министр вполне может уйти из правительства, подытожил Ивахник. На его взгляд, «Единой России» в том виде, в каком она существует (как широкое объединение бюрократии) Медведев вне поста главы правительства не нужен.

У Алексея Кондаурова свое видение развития событий. С его точки зрения, Путин будет продолжать искать опору во всех точках, кроме оппозиции, с тем чтобы сбалансировать свою нелегитимность. Но он уверен, что это ему сможет помочь лишь относительно и только в самой ближайшей перспективе.

«А дальше его президентство и вертикаль все равно будут расшатываться. Независимо от того, сколько точек опоры среди разной публики он найдет. Если [Путин], конечно, не пойдет на какие-то радикальные политические системные реформы».

Но последнее предположение, по словам Кондаурова, из области фантастики.

Другие материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

XS
SM
MD
LG