Линки доступности

Прислушается ли белорусский режим к «Голосу» перемен? 


Светлана Тихановская. Архивное фото
Светлана Тихановская. Архивное фото

Белорусские эксперты отмечают как плюсы, так и минусы новой инициативы Светланы Тихановской 

18 марта Светлана Тихановская объявила о начале общенационального голосования по вопросу о переговорах с представителями действующей власти в Беларуси при посредничестве международных структур.

Голосование, которое продлится до 25 марта, проходит на платформе «Голос», где в августе прошлого года велся альтернативный белорусскому ЦИКу подсчет голосов на президентских выборах в РБ.

В заявлении, которое транслировалось на ее youtube-канале, Тихановская подчеркнула, что ответственность за политический кризис в стране несет «человек, который проиграл выборы. Он отказался уходить с поста, плюнув в лицо миллионам белорусов. Он пытается управлять страной с помощью насилия и репрессий, хотя даже это не заставило нас ему подчиниться. И теперь у нас закрывают бизнесы, цены растут, а пенсии и зарплаты падают».

Белорусы, которые, по словам Тихановской, выбрали «не оружие, а ненасильственный протест и честный голос», сохраняют шанс на проведение перемен в стране. А каждый голос, поданный за проведение переговоров, это «голос за спасение сотен заключенных, страдающих в тюрьме за свое мнение, шаг к государству, где уважают людей и их взгляды, где справедливые зарплаты и цены... И что очень важно — это конкретный сигнал для международных партнеров к действию».

В экспертной среде в Беларуси, как убедилась корреспондент Русской службы «Голоса Америки», побеседовавшая с политологами и журналистами, отношение к новой инициативе Светланы Тихановской неоднозначное.

«В этом случае будет понятно, что протестный потенциал сохраняется»

Доктор политических наук, директор института «Палітычная сфера» Андрей Казакевич считает голосование о возможности переговоров с режимом Лукашенко логичным шагом, призванным активизировать протестные настроения и предоставить возможность заявить о своей гражданской позиции. Тем более, что, по свидетельству эксперта, «уровень репрессий по отношению к участникам акций протеста в последние месяцы в Беларуси был беспрецедентным».

25 марта в Беларуси на неофициальном уровне отмечается День Независимости (Дзень Незалежнасці), в честь провозглашения в этот день в 1918 году первого национального государства — Белорусской Народной Республики. В этой связи Светлана Тихановская предупреждает: «В преддверии 25 марта Лукашенко начал угрожать нам гражданской войной, заявив о привлечении армии к подавлению протестов. Это шаг страха и отчаяния. Ведь он уже потерял поддержку своего народа — но теперь он теряет поддержку даже сторонников».

Андрей Казакевич соглашается: «Есть ощущение, что что-то должно произойти. Кто-то готовится самостоятельно участвовать (в праздновании Дня Независимости – А.П.). Многие ждут, что выйдут если не одни, то другие. Протестные настроения, в общем-то, остаются высокими. Вопрос в том, в какой форме данный протест сейчас может развиваться и быть относительно безопасным для его участников».

Директор института «Палітычная сфера» считает, что об успехе новой инициативы можно будет судить количеству принявших в ней участие белорусов. «Если количество проголосовавших превысит полтора миллиона, то, я думаю, можно будет считать эту акцию успешной. Хотя, понятно, чем больше проголосует, тем лучше», – отмечает Андрей Казакевич. И поясняет: «В Беларуси порядка семи миллионов избирателей, соответственно, полтора миллиона – более 20% от взрослого населения, и э то было бы хорошим показателем. В этом случае будет понятно, что протестный потенциал сохраняется, и это, как минимум, очень серьезный фактор для того, чтобы планировать следующие политические кампании, в частности – местные выборы в конце года. Хотя во время выборов в августе всего около миллиона белорусов пользовались платформой “Голос”, или через нее как-то выражали свою позицию».

Подытоживая свой комментарий для Русской службы «Голоса Америки», Андрей Казакевич отмечает, что успех этой акции привлечет к Светлане Тихановской еще большее внимание западных политиков. «Хотя нужно понимать, что реальных механизмов для того, чтобы реально повлиять на ситуацию внутри страны, если мы говорим про мирный протест, фактически нет. То есть, тут будет игра в долгую. Конечно же, такого рода настроения окажут влияние на внутриполитическую ситуацию, но это займет какое-то время», – подчеркивает собеседник «Голоса Америки».

«Инициатива понятна, но я бы не преувеличивал ее значение»

Руководитель аналитических проектов информационной компании «БелаПАН» Александр Класковский считает, что сама Тихановская и члены ее команды реалистично оценивают нынешнюю ситуацию в стране. «С помощью жесточайших репрессий режим очень высоко взвинтил цену выхода на улицу. Сейчас продолжает конвейер судов, выколупывают людей, которых зафиксировали на прошлогодних протестах, и сейчас им “шьют дела”, “лепят сроки” в два-три-четыре года. Причем, это такие проступки, за которые раньше штраф давали, или, максимум, 15 суток ареста. То есть, за то, что выкрикивал лозунги, или “мешал движению транспорта”.

Сейчас максимум делается для того, чтобы запугать людей, поднять уровень страха и не допустить второй волны массовых протестов. Сейчас они (протесты) под вопросом, и команда Тихановской решила, что надо как-то напомнить о себе, надо подтолкнуть людей к политической активности, и давайте это сделаем в безопасной виртуальной форме», - охарактеризовал он обстановку в стране в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Учитывая, что интернетом пользуются далеко не все противники Лукашенко, эксперт называет данную инициативу «изначально несколько рискованной и непродуманной». Как и попытка объявить белорусским властям ультиматум осенью прошлого года с призывом общенациональной забастовке. Тогда под удар попали те частные фирмы и компании, которые решили ее поддержать. В результате Лукашенко приказал их, по его словам, просто «вырезать».

Александр Класковский добавил, что на вечер 22 марта, на платформе «Голос» выразили свою волю порядка шестисот пятидесяти тысяч белорусов. «Для того, чтобы у Тихановской был убедительный аргумент, что большинство сограждан ее слушают, нужно набрать три – три с половиной миллиона. Я думаю, что вряд ли это получится, потому что не все сидят в интернете, особенно – старшее поколение и тем более, кто живет в сельской местности», – поясняет он. В результате, если останется нынешний показатель проголосовавших, у властей будет повод сказать: “Ну, вот видите, мы же и говорили, что за Тихановскую не больше 10%”. А если будет больше, власти могут сказать: “Конечно, они накрутили свой процент, это делается легко, а на самом деле, это –фейк”. Так что инициатива понятна, но я бы не преувеличивал ее значение», – считает руководитель аналитических проектов «БелаПАН».

При этом Александр Класковский не исключает, что в случае усиления давления западных стран на его режим, Лукашенко может прислать на переговоры с белорусской оппозицией кого-нибудь из своих эмиссаров, хотя бы для того, чтобы прозондировать почву. «Но я думаю, что это – дело не сегодняшнего дня», – подытоживает он.

«Учитывая настроения белорусского общества, протесты могут вернуться»

Политолог Дмитрий Болкунец согласен с коллегой в том, что голосование на интернет-платформе само по себе – «интересная идея».

«Это можно расценивать как попытку мобилизации общества и еще раз доказать самим себе, что протест не сдулся, как Лукашенко пытается всем навязать. А с другой стороны, задача Тихановской – еще раз подтвердить мандат на переговоры. И, учитывая, что за эту повестку активно ухватились ОБСЕ, ЕС, США и вообще – страны, где Тихановская побывала или выступила онлайн, видимо, это – согласованная с ними кампания, через которую они рассчитывают вынудить Лукашенко, или других представителей белорусской власти пойти на какие-то переговоры», – отметил эксперт в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Дмитрий Болкунец добавил, что, говоря в своем видеообращении о голосовании за переговоры, Светлана Тихановская не упомянула фамилию победителя минувших президентских выборов по официальной версии. «Но для меня очевидно, что без Лукашенко такие переговоры не проводятся. Он может на них не присутствовать, а кого-то на них делегировать. Например, Владимира Макея – министра иностранных дел, или кого-то рангом пониже. Либо даже какой-то экспертный клуб сделать, провести некие дискуссии и так далее. Я такой вариант не исключаю. Но при этом я пессимистически смотрю на то, что Лукашенко куда-то уходить собирается», – подчеркивает собеседник «Голоса Америки».

И продолжает, что Лукашенко может, к примеру, предложить обменять политзаключенных в белорусских тюрьмах на приезд в страну посла США с верительными грамотами. «Сегодня состоялся разговор Макея с советником Госдепартамента США Дереком Шолле, где, в частности обсуждался вопрос приезда Джули Фишер в Беларусь. Очевидно, что это приезд будет означать вручение верительных грамот. А вручать грамоты просто так они вряд ли будут. А если Лукашенко отпустит не всех, но хотя бы тех политзаключенных, которые не были замечены в особо яростной “экстремистской деятельности”, то это будет означать, что какие-то результаты в ходе переговоров были достигнуты. То есть, Лукашенко отпускает политзаключенных, но при этом он получает легитимность. Но уходить он никуда не собирается – через переговоры диктатор никуда не уходит», – полагает Дмитрий Болкунец.

И поясняет: «Я пессимистически смотрю на то, что через переговорный процесс можно добиться ухода Лукашенко из власти. Он очень хитрый человек, он не в первый раз делает такие комбинации, и все прошлые переговоры всегда заканчивались в пользу Лукашенко, а его оппоненты уходили в небытие – некоторые бесследно исчезали, а некоторые покидали политику и становились маргиналами».

Вместе с тем, в конце своего комментария эксперт подчеркнул, что весной можно ожидать возобновления уличной протестной активности в белорусских городах. «Я думаю, что протесты могут вернуться, учитывая настроения белорусского общества и видя то, что пишут в социальных сетях. Там есть большой запрос на новую движуху. Страх, конечно, присутствует, но все-таки люди понимают, что только солидарность и единство смогут вновь всколыхнуть страну и принудить Лукашенко к определенным политическим изменениям», – подытоживает Дмитрий Болкунец.

А через несколько минут после записи этого комментария стало известно о том, что в Минске задержан председатель Объединенной гражданской партии, член Координационного совета оппозиции Николай Козлов. По сообщениям ОГП за Facebook, Козлова отвезли в следственный изолятор на Окрестина. На прошедших в августе президентских выборах, Объединенная гражданская партия призывала не голосовать за Александра Лукашенко, поскольку он «публично злоупотребляет властью и демонстрирует полное неуважение к избирателям».

XS
SM
MD
LG