Линки доступности

Социальный триллер «Нежелательные» оказался очень желательным на премьере в Нью-Йорке


Режиссер Ладж Ли в Лос-Анджелесе, 2020 г. (AP Photo/Chris Pizzello)
Режиссер Ладж Ли в Лос-Анджелесе, 2020 г. (AP Photo/Chris Pizzello)

Ладж Ли: «Я снимаю только то, что видел своими глазами»

Этот Париж не рекламируют туристические агентства. Но происходящее на окраинах французской столицы все чаще попадает в новостную хронику из-за конфликтов вокруг жилья для бедных, полицейского произвола и растущих массовых протестов.

Французский режиссер малийского происхождения 46-летний Ладж Ли (Ladj Ly) в эти дни представляет в Нью-Йорке свой новый политический триллер «Нежелательные» (Les Indesirables). Тематически и стилистически это продолжение нашумевшего дебюта режиссера «Отверженные» (Les Miserables), получившего приз жюри в Канне в 2019 году и номинированного на премию «Оскар» в международной категории. Критики считают новую ленту мощным и провокативным заявлением о расовой и социальной несправедливости в сегодняшней Франции.

«Нежелательные» - один из двух десятков новых игровых фильмов французского производства, включенных в программу 29-го ежегодного фестиваля «Рандеву с французским кино» (Rendez-Vous with French Cinema). Организаторами смотра выступили французская государственная корпорация Unifrance и Кинообщество Линкольн-центра.

«Нежелательные». Кадр из фильма (FLC Press)
«Нежелательные». Кадр из фильма (FLC Press)

В «Нежелательных» Анта Диав играет молодую активистку и соцработницу Хаби, которая помогает семьям, ставшим в одно мгновение бездомными. Она принципиально воздерживается от насилия, полагая, что мирные методы принесут лучшие результаты. Но ее близкий друг Блаз придерживается иных, радикальных взглядов и готов выйти на баррикады, чтобы сражаться с властями и полицией, отстаивая право малоимущих на крышу над головой. В нем и его друзьях зреют гроздья гнева, которые в критический момент выплеснутся на улицы.

«К чести Ли и его соавтора драматурга Джордано Гедерлини они не упрощают ситуацию на жилищном рынке, - пишет в издании Variety испанский кинокритик Карлос Агиляр. – Власти намерены сносить ветхие многоквартирные комплексы, которые, по экспертным оценкам, не подлежат ремонту, и переселять семьи жильцов в новые здания. Но в их проектных планах не учитывается размер многих семей мигрантов, гораздо более многочисленных, чем среднестатистические французские семьи. Таким образом осуществляется сплошная бесчеловечная джентрификация».

Пьер (Алексис Маненти), белый педиатр, который назначен временно на должность мэра неблагополучного района, населенного преимущественно цветными мигрантами, очень быстро осознает тупиковость своей миссии. Ему приходится маневрировать между противоположными лагерями и утихомиривать страсти, грозящие вылиться в кровопролитие.

«Нежелательные». Кадр из фильма. (FLC Press)
«Нежелательные». Кадр из фильма. (FLC Press)

По мнению Агиляра, самым привлекательным персонажем фильма можно считать Роджера, чернокожего заместителя мэра в исполнении Стива Ченчу, выходца из семьи эмигрантов из Камеруна. Стив считает, что растущая община не должна полагаться на подачки властей.

Оригинальное название фильма – «Batiment 5». Он начинается выразительным эпизодом с гробом умершей мусульманки, который несколько мужчин-соседей с огромными усилиями спускают по тесной лестнице дома на первый этаж, причем в полутьме. Лифт в доме давно сломан. Эпизод снят практически в реальном времени, чтобы зритель кожей ощутил степень унижения, которое испытывают жители.

В этой связи аналитики напоминают шоковые заключительные кадры яростного молодежного бунта в «Отверженных», где выразительно обыгрывается клаустрофобия замкнутых пространств жилом дома. В обоих случаях чувствуется уверенная рука соратника Ли, оператора Жюльена Пупара.

В первой картине Ладжа Ли Маненти сыграл воинственно настроенного офицера полиции, который не раздумывая идет на конфронтацию с уличной шпаной. Во второй картине главным качеством его героя, так сказать, мэра поневоле, становится нерешительность и паническая боязнь разрастания конфликта.

«Нежелательные». Кадр из фильма. (FLC Press)
«Нежелательные». Кадр из фильма. (FLC Press)

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовал с приехавшим в Нью-Йорк на презентацию своего нового фильма режиссером Ладжем Ли по сервису Zoom.

Олег Сулькин: Я читал, что основные сюжетные линии фильма основаны на вашем личном опыте. Это так?

Ладж Ли: Безусловно. Я снимаю кино только о том, что знаю, что испытал сам и что видел за последние тридцать лет в пригородах Парижа, населенных мигрантами.

О.С.: Две главные темы фильма - жилищный кризис и полицейское насилие. Почему вы сконцентрировались на них?

Л.Л.: Потому что я видел все происходившее своими глазами. У видел, что происходило с моими родителями, с родителями моих друзей. Когда они иммигрировали во Францию в 80-е годы, они поселились в дешевых квартирах в парижских пригородах. За последующие лет двадцать-тридцать лет они выплатили долги банкам (по моргиджу), но им объявили, что теперь эти квартиры ничего не стоят и фактически их экспроприировали, подвергнув дома реконструкции или сносу. В результате джентрификации многие семьи оказались в катастрофическом положении.

О.С.: Проблема джентрификации остра не только во Франции, но и в США, в частности, в Нью-Йорке. С годами она лишь обостряется и кажется неостановимой. Я знаю, что вы встречались с президентом Макроном и обсуждали эту и другие проблемы мигрантов из Африки и Ближнего Востока. Было это четыре года назад, после того, как президент посмотрел вашу первую картину «Отверженные». Что-то изменилось за эти годы?

Л.Л.: Сначала о джентрификации. Она идет в Париже полным ходом, согласно масштабному плану реконструкции города. Увы, жертвами этих новаций становятся беднейшие жители, а выигрывают зажиточные жильцы, которые въезжают в обновленное квартиры. Те, кто жил в них раньше, часто оказываются на улице. Так, моя семья, чтобы не стать бездомной, была вынуждена переселиться за сотню километров от того места, где мы жили раньше. Такое происходит в Париже, в других крупных городах Франции, во многих странах мира. Конечно, очень многое зависит от властей, политической воли правительства. Решение проблемы лежит, конечно, в политической плоскости. Что касается встречи с Макроном, то он тогда меня горячо поддержал. Но вот прошло уже почти пять лет, а положение все ухудшается и ухудшается.

О.С.: Видите ли вы свет в конце туннеля?

Л.Л.: Пока нет. Но я думаю, очень важно сохранять надежду на лучшее.

О.С.: Очень впечатляет актерский состав. Убедительна Анта Диав в роли сотрудницы жилищной конторы, бросающей вызов нынешнему мэру на очередных выборах. Помимо профессиональных актеров, прибегали ли вы к услугам актеров-любителей, как в вашем первом фильме?

Л.Л.: 80 проц. статистов и актеров второго плана – это жители района, в котором разворачиваются главные события. Обычные люди проявили кровную заинтересованность в съемках, наверное, потому, что им очень близка история, которую мы рассказываем. Я привлек актеров Алексиса Маненти и Стива Ченчу, которые снимались у меня в «Отверженных». Анту Диав я увидел в короткометражке «Молодой имам», я участвовал в написании сценария и в продюсировании того фильма.

О.С.: Ваша первая картина впечатляет шокирующим размахом уличного насилия, даже не верится, что такое может происходить в цивилизованной европейской стране. Подростки из семей мигрантов объединяются в вооруженные банды, и полиция, похоже, не в силах справиться с ними. Есть ли ключ к решению этой проблемы?

Л.Л.: Повторяю, решение лежит в политической плоскости. Уличное насилие есть результат неблагоприятных социальных условий и полицейского произвола, что мы показываем и в «Нежелательных». Бунты и насилие в таких условиях неизбежны. Напомню, что неизбежными оказались массовые беспорядки во Франции в 2005 году (Беспорядки тогда начались как реакция на гибель двух подростков североафриканского происхождения. Погромы, поджоги и вооруженные стычки с полицией происходили в октябре-ноябре 2005 года. – О.С.). А минувшим летом из-за убийства полицейскими юноши алжирского происхождения Нахеля Мерзука в Нантере (пригород Парижа) по стране прокатилась волна протестов и актов насилия. Понятно, что насилием не решить острые социальные проблемы. Этого взгляда придерживается героиня фильма Хаби, она - принципиальный противник насилия.

«Нежелательные». Кадр из фильма (FLC Press)
«Нежелательные». Кадр из фильма (FLC Press)

О.С.: Кого из современных режиссеров вы цените выше других? Чьим творчеством вдохновляетесь?

Л.Л.: Пожалуй, я никого не могу назвать. Я находил вдохновение в реальной жизни. Просто смотрел по сторонам.

О.С.: Но я могу предположить, что вы вдохновлялись Виктором Гюго, его знаменитым романом... Да и в качестве послесловия к первому вашему фильму вы взяли его фразу – цитирую по памяти - про то, что не бывает плохих людей, а есть только плохие воспитатели.

Л.Л.: Да, с этой мыслью писателя я согласен.

О.С.: Фильмы «Отверженные» и «Нежелательные», несомненно представляют собой дилогию. Есть ли у вас планы снять еще один фильм, чтобы получилась трилогия?

Л.Л.: Да, такой замысел я вынашиваю со времени работы над первым фильмом. Надеюсь, скоро засяду за новый сценарий.

О.С.: Можете рассказать, о чем будет новый фильм?

Л.Л.: Первая картина затрагивала события 30-летней давности, вторая - отрезок времени от 2005 года до сегодняшнего дня. Третья часть погрузит в 90-е годы прошлого века. И она будет, думаю, самой радикальной и взрывной.

О.С.: В программу нынешнего смотра в Нью-Йорке включены как авторские фильмы, так и коммерческие. Готовы ли вы попробовать себя в коммерческом, жанровом кино?

Л.Л.: Почему бы и нет? Все типы кино востребованы зрителями. Так получилось, что мои два первых фильма не требовали больших вложений. У меня в планах есть парочка дорогостоящих проектов. Кто знает, может, я и сниму крупнобюджетное кино.

О.С.: На какую реакцию публики вы рассчитываете?

Л.Л.: Было бы замечательно, если бы люди ощутили правду жизни обитателей парижского пригорода во всех ее деталях.

Форум

XS
SM
MD
LG