Линки доступности

Фильм об Энцо Феррари завершил Нью-Йоркский кинофестиваль


Майкл Манн и Адам Драйвер на пресс-показе. Photo: Oleg Sulkin
Майкл Манн и Адам Драйвер на пресс-показе. Photo: Oleg Sulkin

Легендарный автогонщик и конструктор стал героем спортивного триллера

В Линкольн-центре мировой премьерой фильма «Феррари» (Ferrari) завершился 61-й Нью-Йоркский международный кинофестиваль (NYFF). Продолжающаяся забастовка актеров Голливуда привела к тому, что фестиваль недосчитался ряда крупных звезд.

В то же время повышенный интерес вызвали некоторые малобюджетные ленты, а продажи билетов поставили рекорд. В течение двух недель в нескольких залах Линкольн-центра были показаны 66 игровых фильмов и 44 короткометражки из 45 стран.

Зоны интересов

Фестиваль открылся психологической драмой Тодда Хейнса «Май. Декабрь», а его центральным событием стала биографическая мелодрама Софии Копполы «Присцилла» о вдове Элвиса Пресли. На закрытии фестиваля был показан байопик американского режиссера-ветерана Майкла Манна «Феррари» о легендарном итальянском гонщике и создателе культового автомобильного бренда.

Подарком нью-йоркским киноманам стало включение в программу NYFF фильмов победителей Каннского и Венецианского фестивалей «Опавшие листья» Аки Каурисмяки, «Зона интересов» Джонатана Глейзера, «Анатомия падения» Жюстин Трие, «Зеленая граница» Агнешки Холланд и «Бедняжки» Йоргоса Лантимоса,

Фильмы отбирала команда экспертов во главе с Деннисом Лимом. C 2013 года он работал программным директором фестиваля, а художественным руководителем NYFF стал после того, как в прошлом году этот пост покинул Юджин Эрнандес, возглавивший кинофестиваль Санденс.

Фестиваль в Линкольн-центре возник в 1963 году и все это время существует по привычной формуле трех «нет»– нет конкурсной программы, нет призов, нет кинорынка. По данным Лима, он и команда отборщиков отсмотрели порядка тысячи игровых лент, предложенных к показу.

Пенелопа Крус на пресс-показе. Photo: Oleg Sulkin
Пенелопа Крус на пресс-показе. Photo: Oleg Sulkin

«Полагаю, фестиваль выполнил свою миссию, - сказал Лим, - он подвел итоги киногода, показав возможности артхауса как реальной силы».

Символом этой благородной артистической устремленности можно считать «архивный репортаж» в виде короткометражки французского режиссера Аньес Варда, умершей в 2019 году. В 1967 году она со включенной кинокамерой в руках прогулялась с итальянским «анфан терриблем» Пьером Паоло Пазолини по Таймс-сквер. Спустя десятилетия Варда нашла в архиве эту забытую всеми запись, и возник очаровательный фильм, который можно считать посланием из 60-х.

Звездный десант

«Смотрите: мы показали новые работы Тодда Хейнса, Софии Копполы и Майкла Манна, очень разных режиссеров разных поколений, разного видения, - сказал Лим. – И наконец-то Майкл Манн оказался представлен фильмом на фестивале в Нью-Йорке, что произошло впервые».

Майклу Манну, можно сказать, повезло «на новенького». Продюсерам его нового фильма об Энцо Феррари удалось получить разовое разрешение актерского профсоюза (SAG) на участие занятых в фильме актеров в фестивале, включая контакты с журналистами и проход по «красной дорожке» перед фестивальным залом Элис-Талли-холл.

На встречу с прессой Манн пришел вместе с основными актерами фильма Адамом Драйвером, Пенелопой Крус и Габриелем Леоне. Последний сыграл амбициозного гонщика красавца Альфонсо де Портаго. Гонщик де Портаго – реальный персонаж. Он трагически погиб, когда его Ferrari 335 S потерпел страшную аварию недалеко от небольшой итальянской деревушки, унеся жизни гонщика, его штурмана и девяти зрителей. Это самый шокирующий эпизод фильма, в котором камера не отворачивается от натуралистических деталей катастрофы.

Сценарий написал Трой Кеннеди Мартин по книге Брока Йейтса «Энцо Феррари: человек, автомобиль, гонки, машина». Драма из жизни Энцо Феррари с бюджетом 90 млн долларов фокусируется на небольшом отрезке времени в 1957 году, когда его компания готовилась участвовать в гонке Mille Miglia протяженностью в 1000 миль. Манн, общавшийся с сыном Феррари Пьеро на протяжении четверти века, вспоминает некоторые из их разговоров.

«Феррари». Кадр из фильма. Courtesy Neon
«Феррари». Кадр из фильма. Courtesy Neon

«Мы говорили на самые разные темы, - сказал Манн в интервью изданию Variety. – Что представляла собой его мать? Готовила ли она для сына? Их дом в сельской местности был единственным местом, где он отдыхал и расслаблялся. Нигде больше он не чувствовал себя так спокойно. Он сам никогда не брился, а всегда ходил бриться к своему парикмахеру. Кстати, мы снимали в той самой парикмахерской, которой владеет сын личного цирюльника Энцо. Такое ощущение, что время там застыло».

На протяжении трех месяцев 1957 года Энцо и Лаура, ставшая деловым партнером мужа, предпринимали отчаянные усилия, чтобы спасти семейный бизнес от банкротства. Одновременно они переживали скорбь из-за недавней смерти их юного сына Дино, умершего от мышечной дистрофии. Спасая брак от коллапса, Лаура была вынуждена согласиться закрывать глаза на интрижки мужа на стороне. Но это хрупкое «перемирие» затрещало по швам, когда Лаура узнала о том, что у Энцо есть постоянная любовница Лина (американская актриса Шейлин Вудли) и их незаконнорожденный сын Пьеро. Лаура осознала горькую для нее истину: если Энцо признает сына, то тот и станет главным наследником империи Феррари.

Душа автогонщика

39-летний Адам Драйвер сегодня один из самых востребованных актеров Голливуда. Данная роль, пожалуй, самая необычная в его карьере. Лицо-маска, скрывающее бури, бушующие в душе этого волевого, властного и умного человека. Роль возрастная, и гримерам пришлось немало потрудиться, чтобы органично «состарить» героя.

«Мы много обсуждали (с режиссером) мыслительный аппарат автогонщика, - сказал Адам Драйвер о подготовке к роли Энцо Феррари. – Во время гонки его мозг сосредоточен только на текущем моменте. Опасность слишком велика, чтобы он мог отвлечься хотя бы на одно мгновение».

Критики называют фильм «захватывающим» и «мастеровитым» спортивным триллером. И связывают эмоциональную составляющую с образом Лауры, которую сыграла знаменитая испанская актриса Пенелопа Крус. На встрече с прессой она рассказала, что ей удалось побеседовать с несколькими людьми, знавшими ее героиню, включая врача, с которым супруги Феррари очень дружили.

«Этот врач показал мне много любовных писем Энцо и Лауры, - сообщила Крус. – Письма эти никогда не публиковались. Они мне очень помогли лучше понять их взаимоотношения».

По мнению критиков, 49-летняя Крус оказалась выше всяких похвал за небанальную и достоверную трактовку образа обманутой, но сильной женщины. Ряд обозревателей считают, что оскаровская номинация в категории «лучшая актриса второго плана» ей уже гарантирована. Ранее она четыре раза была номинирована и получила «Оскара» за роль в «Вики Кристина Барселона» в 2009 году.

«Феррари». Кадр из фильма. Courtesy Neon
«Феррари». Кадр из фильма. Courtesy Neon

«Мнения о Лауре высказывались самые разные, - отметила Крус. - С ней, мол, трудно было иметь дело, мол, она была чокнутая. И вообще роль ее в создании автомобильной империи Феррари была второстепенной».

С последним утверждением Крус не согласна. «Она стала одним из первых инвесторов компании. Ее пытались игнорировать, она сопротивлялась. И я почувствовала, что должна честно рассказать ее историю».

Свой человек в Голливуде

Много лет Манн подступался к этому проекту, но равнодушие Голливуда к гонкам «Формула-1» (ежегодный чемпионат мира по кольцевым автогонкам) тормозило запуск фильма. В 2019 году, когда Netflix выпустил документальный сериал «Формула-1. Гонки на выживание», отношение заметно изменилось. Сейчас, как отмечают обозреватели, США стали одним из главных центров «Формулы-1». Так, в мае на автодроме в Майами прошел пятый этап чемпионата мира «Формулы-1».

Режиссеру, продюсеру и драматургу Майклу Манну 80 лет. Он родился в Чикаго в еврейской семье. Его предки – эмигранты из Российской империи. Лауреат премий BAFTA и «Эмми», четырехкратный номинант на премию «Оскар». Много и успешно работал на ТВ.

Признание Манн получил за экранизацию романа Джеймса Фенимора Купера «Последний из могикан», за детектив «Схватка» с Робертом Де Ниро и Алом Пачино и за драму «Свой человек» о скандале в табачной индустрии.

В 2001 году вышел фильм Манна «Али» об американском боксере Мохаммеде Али. В 2009 году он снял гангстерскую драму «Джонни Д.» с Джонни Деппом и Кристианом Бэйлом. «Феррари» - первый игровой фильм Манна после долгого перерыва.

«Это, вообще-то, фильм не о гонках, - сказал Манн в интервью изданию The Hollywood Reporter. – Он о человеческих чувствах. В жизни самого Феррари и его семьи то было очень трудное время, связанное со смертью сына и надвигающимся банкротством».

«Феррари». Кадр из фильма. Courtesy Neon
«Феррари». Кадр из фильма. Courtesy Neon

Режиссер признался, что выбор Драйвера и Крус на главные роли был практически мгновенным.

«Я ощутил его (Драйвера) готовность к роли, когда увидел его сидящим наискосок от моего столика в баре отеля Chateau Marmont (культовая гостиница для кинозвезд в Лос-Анджелесе). - Есть что-то в глазах актера, что режиссер не может не почувствовать».

«Что касается Пенелопы, то в ней чувствуется какая-то первичная, в хорошем смысле примитивная, земная энергетика, - продолжал Манн. – Нам стоило пять минут поговорить с ней по Zoom, и я понял – она сыграет Лауру лучше кого-либо».

«Феррари» выйдет на экраны США 25 декабря.

Форум

XS
SM
MD
LG