Линки доступности

Эксперты: приговоры по фейкам – средство запугивания населения


Власти преследуют по этой статье даже тех, кто уехал из страны

В ходе рассмотрения уголовного дела в отношении студента МГУ Дмитрия Иванова о фейках о российских вооруженных силах, ведущих агрессивную войну в Украине, суд по ходатайству защиты согласился вызвать для участия в процессе министра иностранных дел России Сергея Лаврова, главного глашатая минобороны, начальника Управления пресс-службы и информации ведомства Игоря Конашенкова и постоянного представителя РФ в Совбезе ООН Виталия Небензю, сообщают СМИ в четверг, 2 февраля.

Впрочем, пока неясно, к чему это приведет на практике. Между тем накануне по той же самой статье на 8 лет заочно осужден журналист Александр Невзоров, находящийся за границей. Ему также запретили администрировать интернет-ресурсы в течение четырех лет. Прокуратура требовала дать ему год больше.

Статья о фейках становится расхожей в России. Ранее по ней осудили бывших муниципальных депутатов Алексея Горинова и Илью Яшина – соответственно, на семь и восемь с половиной лет.

Согласно российскому законодательству заведомо ложной считается любая информация, противоречащую официальным сообщениям Минобороны, которое журналисты неоднократно уличали в распространении фальшивых сведений.

«Власти стремятся привести большинство населения к единомыслию»

Власти сегодня преследуют всех, кто активно выражает антивоенную позицию, заметил в интервью Русской службе «Голоса Америки» старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир (США) Андрей Колесников. По его мнению, журналисты в этом контексте лишь часть общей картины.

«Как и в любом авторитарном или тоталитарном государстве власти стремятся привести большинство населения к единомыслию, насколько это возможно, – добавил он. – Один из проверенных способов наряду с пропагандой и вторжением государства в сферу образования – запугивание. Поэтому “громкие” приговоры время от времени назначаются хорошо узнаваемым, публичным фигурам. Для пущей резонансности. Невзоров – весьма подходящая в этом смысле кандидатура. В администрации президента, полагаю, давно точили на него зуб».

Напомним, ранее по аналогичной статье российский суд заочно приговорил к 8 годам лишения свободы бывшего полицейского Олега Кашинцева, также уехавшего из России.

Одновременно власти наглухо перекрывают пути к возвращению в страну нежелательных элементов, возмутителей общественного спокойствия, констатировал Андрей Колесников. По его словам, тюремный срок в этих целях – лучший шлагбаум.

«Разумеется, это не отменяет других средств запугивания, включая административные наказания, впечатляющие штрафы, – уточнил он. – В Кремле предпочитают комплексный подход для решения проблем. Вопрос, к чему это приведет, остается открытым. Думаю, взятая на вооружение практика будет применяться регулярно».

Кремль взял четкий курс на жестко репрессивную политику и не скрывает этого, констатировал эксперт Фонда Карнеги за международный мир: «Видимо, там считают подобную тактику эффективной в контексте своей главной задачи – любой ценой остаться у власти. Контроль над общественным сознанием и удержание народа в безропотном состоянии – важный элемент для сохранения статус-кво».

Ждать же проявления корпоративной солидарности в нынешней ситуации, а тем более надеться, что это приведет к чему-то позитивному, совершенно бессмысленно, утверждает Андрей Колесников. В России не осталось независимых СМИ, способных выражать своё мнение наперекор Кремлю, который ко всему прочему глух ко всем доводам своих оппонентов, резюмировал он.

«Акция устрашения остальных граждан»

Это первый приговор журналисту по делу о «фейках» с момента введения уголовной ответственности за распространение заведомо ложной информации о вооруженных сила России, подчеркнула в комментарии «Голосу Америки» директор и ведущий юрист Центра защиты прав СМИ Галина Арапова.

«Вместе с тем ясно, что раз приговор вынесен в отсутствии обвиняемого, то его исполнение будет возможно только в случае возвращения Невзорова на родину, что практически исключено, – рассуждает она. – Так что пока это выглядит сугубо как акция устрашения остальных граждан, а самому журналисту особо беспокоиться нечего.

Также обращает на себя внимание довольно жесткое наказание, указала Галина Арапова.

«8 лет лишения свободы в последнее время редко когда давали даже за убийства и другие тяжкие преступления. Такой срок за высказывание (как бы оно не расценивалось властями) – наказание чрезмерное, явно не соответствующее содеянному. Оно призвано вызвать страх у населения, заставить замолчать критиков власти и тех, кто выражает антивоенную позицию и сообщает о ситуации на фронте не по лекалу официальной позиции минобороны России», – подытожила директор Центра защиты прав СМИ.

«Это присущая режиму Путина мстительность»

Член федерального политсовета Партии народной свободы, правозащитник Наталья Пелевина согласна с тем, что подобные несоразмерные содеянному приговоры по уголовным дела эмигрантам, как и объявление в розыск уехавших из России оппозиционеров и журналистов, направлены в первую очередь на то, чтобы никто из них даже не подумывал о возвращении на родину. По ее словам, Кремль предельно ясно дает понять, что их ожидает в противном случае.

«Это также делается для устрашения населения страны в целом, – уверена собеседник «Голоса Америки». – Такие приговоры действительно вызывают у людей оцепенение и заставляют их помалкивать, пусть они и не согласны с чудовищной войной в Украине и завинчиванием гаек внутри самой России. Кроме того, думаю, это присущая режиму Путина мстительность, которую в Кремле тщатся представить как всесильность. И тут годятся любые средства: от полония и «Новичка» до клейма “иноагента” и тюрьмы».

В результате больше всего в России, пожалуй, страдают те, кто находится в состоянии внутреннего противоречия, полагает Наталья Пелевина. «Имею ввиду людей, которые категорически не приемлют войну и при этом вынуждены держать рот на замке, – пояснила она. – Они живут в разобранном состоянии, осознавая свою беспомощность. А многие прибегают к тактике страуса, прячущего голову в песок, и стараются не слушать ни Невзорова, ни федеральные каналы, никого. Мне кажется, Кремль в разной степени устраивают оба варианта».

В этом, как представляется, и состоит смысл иезуитских приговоров по резонансным делам, считает политик. Хотя вообще говорить о смыслах в сегодняшней России дело неблагодарное, заключила она.

Форум

XS
SM
MD
LG