Линки доступности

Лукашенко – о визите в Москву: «Как будто я мог не согласиться»


Встреча Александра Лукашенко (слева) и Владимира Путина в Ново-Огареве, Россия, 17 февраля 2023 г.
Встреча Александра Лукашенко (слева) и Владимира Путина в Ново-Огареве, Россия, 17 февраля 2023 г.

Эксперты – об итогах встречи союзников на фоне войны с Украиной

Президент России Владимир Путин и Александр Лукашенко в кулуарной беседе обсудили состояние двусторонних отношений, безопасность, военное сотрудничество и другие актуальные вопросы – в частности, ход интеграционного процесса в рамках Союзного государства. Их встреча прошла в подмосковной резиденции Путина Ново-Огарево.

В чем состоял смысл очередного визита Лукашенко в Москву, судить сложно, поскольку основная часть встречи носила закрытый характер, отметили эксперты, опрошенные Русской службой «Голоса Америки». Но главное, на их взгляд, что не оправдались худшие сценарии, рассматриваемые в связи с саммитом.

Подоплеку политического рандеву наглядно иллюстрирует сцена обмена приветствиями государственных деятелей. В ответ на выраженную Путиным стандартную благодарность за приезд Лукашенко сказал: «Как будто я мог не согласиться».

Волей-неволей это подчеркивает степень зависимости Минска от Москвы, говорят аналитики.

Российский президент в Ново-Огареве, помимо прочего, также признался, что смотрел пресс-конференцию Лукашенко, которую тот дал перед визитом в Россию. «Лучше б не смотрели: расстроились, наверное», – прокомментировал номинальный президент Беларуси.

По большому счету, расстраиваться Путину, конечно, не из-за чего. Лукашенко на пресс-конференции подтвердил готовность предоставить территорию страны в качестве плацдарма для потенциального наступления российской армии на Украину, да и вообще всячески оправдывал агрессивные действия Москвы. Но то, как он это делал, у наблюдателей вызвало, по их оценкам, и смех, и слезы.

Вот только некоторые из приведенных в СМИ отрывков из его выступления: «…Сейчас эйфория: "агрессор" и прочее. Вроде справедливо. И так далее, и тому подобное. Сейчас это так… Вы говорите – "вторжение". А я считаю, что не вторжение. Это не вторжение. Украинские власти сами спровоцировали эту операцию…»

Владимир Путин в Ново-Огареве сказал оппоненту, что разделяет его позиции и подходы.

«От встреч Путина и Лукашенко веет каким-то мистицизмом»
Опасения относительно того, что Москва и Минск, например, объявят о вступление Беларуси в войну против Украины, не подтвердились, сказал в интервью «Голосу Америки» руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. По его словам, если Путин с Лукашенко не пошли на такой шаг раньше, то сегодня сделать это тем более проблематично.

«Поэтому не думаю, что дело дойдет до чего-нибудь серьезного типа вторжения белорусской армии на территорию Украины, – добавил он. – По крайней мере, это маловероятно. Совершенно очевидно, что российские войска потерпят поражение на фронте, Москва проигрывает информационную войну, а весь западный мир консолидируется в плане помощи Украине, признавая тем самым ранее допущенную недооценку степени агрессивности Кремля. Но Лукашенко все равно будет продолжать блажить, одновременно стараясь использовать свои связи с российскими ястребами в лице чиновников и олигархов, которые хоть как-то могут нейтрализовать давление Путина. А что ему еще остается делать?»

Кроме того, Лукашенко в Ново-Огареве имитировал, что прикрывает «тыл Кремля» на западных границах в противостоянии с НАТО, указал Ярослав Романчук:

«Вот он и предлагает свои станки, оборудование, продовольствие, одежду – все то, что, с его точки зрения, является вкладом в общую борьбу с Западом. Но логику и необходимость личных встреч политиков понять сложно. Здесь надо учитывать и неадекватность Путина, которая уже стала общим местом в международных дебатах... от встреч Путина и Лукашенко веет каким-то мистицизмом, переплетенным с их искаженной картинкой реальности».

Тем не менее, Лукашенко готов подыгрывать кремлевскому вождю во всем, одновременно стараясь удалиться от воронки, куда тот уже втянул Россию, резюмировал эксперт Научно-исследовательского центра Мизеса.

«Стратегическая цель Кремля – максимально подчинить себе Беларусь»

В свою очередь директор института «Политическая сфера» Андрей Казакевич объяснил участившиеся в последнее время встречи Путина и Лукашенко войной, которая создает очень много точек для совместного обсуждения.

«Это санкции Запада, внешнеполитическая повестка, где и как сообща реагировать, военное сотрудничество и тому подобное, – уточнил собеседник «Голоса Америки». – Кстати, Лукашенко по результатам визита уже дал комментарий, из которого следует, что на территории Беларуси могут активизировать маневры вооруженных сил двух стран.

Также, наверное, в Ново-Огареве обсуждалась возможность большего участия Беларуси в конфликте с Украиной, чего Москве явно хотелось бы, предположил Андрей Казакевич:

«Хотя Минск и так старается из всех сил на этом поприще. А других стран, которые стремились бы помогать России, на пространстве СНГ просто нет…»

Стратегическая цель Кремля – максимально подчинить себе Беларусь, констатировал директор института «Политическая сфера». Отсюда, по его мнению, стремление Москвы увеличить зависимость Минска через различные интеграционные инициативы в самых разных сферах:

«Дискуссия относительно дорожных карт и того, насколько они выполняются, длится уже давно. Но сейчас эта тема стала еще более актуальной в связи с западными санкциями. Россия превратилась в единственный источник кредитных денег для Минска, значение российского рынка неизмеримо выросло…»

В целом, тем для обсуждения у глав соседних государств предостаточно, учитывая сложную ситуацию, в которой оказались обе страны, заключил Андрей Казакевич.

Форум

Читайте также

XS
SM
MD
LG