Линки доступности

Почему Россия вернулась в «зерновую сделку»?


Эксперты о реальных причинах, заставивших Москву пойти на попятную в вопросе экспорта украинского зерна через Черное море

Москва снова выразила недовольство “зерновой сделкой”, о возвращении в которую заявила накануне. Это следует из прозвучавшего в четверг заявления министра иностранных дел России Сергея Лаврова.

По его словам, на сегодняшний день не заметно каких-либо позитивных изменений в плане снятия ограничений с российского экспорта в соответствии с соответствующей договоренностью с ООН и Турцией, и поэтому Россия намерена срочно обсудить это с Генеральным секретарем Антониу Гутерришем.

О решении России вернуться к участию в “зерновой сделке”, получив гарантии от Украины о неиспользовании транзитного морского коридора для ведения боевых действий, сообщило в среду министерство обороны РФ.

Как отметили в оборонном ведомстве, это произошло благодаря посредничеству ООН и Турции и якобы полученным от Украины письменным гарантиям. Киев отрицает факт составления им какого-либо документа на этот счет. Спикер МИД Украины Олег Николенко написал в Фейсбуке, что Украина не использовала и не планировала использовать коридор в военных целях, а также никогда не угрожала безопасности маршрута.

«Никаких новых обязательств, которые выходили бы за пределы уже существующих в зерновой сделке, наша страна не брала», – подчеркнул спикер МИД.

Как ранее заявил представитель Госдепартамента Нед Прайс, отказ России от участия в Черноморской зерновой инициативе, разработанной и введенной в действие при посредничестве ООН, оказывал «немедленное, вредное воздействие» на глобальную продовольственную безопасность, а цены на продовольствие выросли из-за неопределенности вокруг сделки.

Напомним, что Россия обвинила Украину в использовании воздушных и морских беспилотников для нападения на суда в Севастопольской бухте рано утром в субботу и высказала предположение, что один из беспилотников мог быть запущен с гражданского судна, зафрахтованного для экспорта продовольствия из украинских портов.

Отвечая на обвинения России о возможном использовании грузовых судов не по назначению, координатор ООН по вопросам гуманитарной помощи Мартин Гриффитс заявил в понедельник в Совете Безопасности ООН: «Ни одно из судов не находилось в коридоре в ночь на 29 октября, когда произошли нападения, и ни одно судно не сообщало об инциденте в выходные».

При этом характерно, что после объявления Москвы о приостановке участия России в сделке, суда с зерном как ни в чем небывало продолжили выходить из украинских портов. Ряд экспертов связывают это в первую очередь с принципиальной позицией, занятой Турцией.

«Никто на шантаж Москвы больше не поддается»

Как всегда в последнее время, Владимир Путин рассчитывал, что его шантаж сработает, заметил в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» главный редактор «Ежедневного журнала» Александр Рыклин. Как ему представляется, Путин был уверен, что после заявления России о выходе из сделки корабли с зерном действительно останутся на приколе.

«Но Эрдоган выступил с достаточно жестким заявлением по этому поводу, – добавил он. – И стало, в общем, понятно, что никто не обратит внимания на демарш Москвы. Эрдоган фактически гарантировал проход судов из Одессы к Босфору и далее».

Так Путин оказался в дурацком положении, констатировал Александр Рыклин: «Ты можешь сколько угодно говорить о выходе из сделки, но когда это мало кого интересует, ты выглядишь глупо. Ну и выходи себе на здоровье куда-нибудь… Поэтому в Москве приняли решение вернуться к сделке. Атаковать суда с зерном у Путина, слава богу, не хватило духу. Он понял, что тогда будет иметь дело с турецким флотом, который существенно мощнее Черноморского фота РФ. Не забудем еще, что Турция – член НАТО и находится под защитой Североатлантического альянса».

Кремлю, по сути, не оставалось ничего другого, кроме как сделать хорошую мину при плохой игре и вернуться в сделку, полагает журналист. Иначе, по его мнению, положение России стало бы еще более унизительным.

«Конечно, лучше бы вообще не поступать таким образом и не пытаться шантажировать западный мир. Хотя бы для того, чтобы в очередной раз не садиться в лужу. Никто на шантаж Москвы больше не поддается. Мы просто имеем перед глазами пример очередного фейкового выступления российской власти…» – резюмировал главный редактор «Ежедневного журнала».

«Кремль отступил»

Решающее слово здесь сказал президент Турции Реджеп Эрдоган, считает старший научный сотрудник Института Гайдара Сергей Жаворонков. По его оценке, Анкара была сильно заинтересована в экспорте украинского зерна.

«При этом у Турции довольно много козырей, – указал собеседник «Голоса Америки». – Она имеет возможность перекрыть проливы для прохода российских военных кораблей, которые крайне нужны, например, для снабжения российской группировки войск в Сирии. То есть Эрдоган может говорить с Путиным как бы с позиции силы, и в случае блокировки поставок со стороны Москвы ему есть чем ответить. И это работает. Как я понимаю, со стороны Анкары прозвучала вполне недвусмысленная угроза».

А «жест доброй воли», как пыталась представить дело Москва, это аргумент, который не выдерживает никакой критики, подчеркнул Сергей Жаворонков: «Словами можно объяснить всё что угодно, но факт налицо: Кремль отступил. И объясняет это прежде всего тем, что у Турции в ларце есть ключик, который беспокоил еще российских империалистов в Первую мировою войну – контроль над Босфором и Дарданеллами».

Сейчас Анкара имеет хорошую позицию для переговоров с Москвой, констатировал эксперт: «Начать с операции в Сирии, где российские войска находятся в достаточно угрожающем положении. Пока там действует договоренности о статус-кво на линии фронта. Но если Анкара будет чем-то сильно раздражена, то её войска вполне могут перейти в наступление (на позиции армии Башара Асада – В.В.). Тем более, у России руки связаны войной в Украине».

В общем, Эрдоган поставил Путина на место, и это тот язык, который Путину понятен, заключил Сергей Жаворонков.

XS
SM
MD
LG