Линки доступности

Эксперты – о судебном вердикте в отношении Андрея Макаревича


Андрей Макаревич (архивное фото)
Андрей Макаревич (архивное фото)

Российские правозащитники усматривают в решении судебных властей РФ попытку запрета выражать личное мнение публично

Известный российский рок-музыкант Андрей Макаревич объявлен в РФ «иностранным агентом»; его обвиняют в «пропаганде девиантной модели поведения, не соответствующей государственной политике РФ».

Об этом рассказал глава Международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков со ссылкой на судебное решение.

«Девиантным» принято называть поведение, для которого характерны отклонения от общепринятых общественных норм.

Судебный вердикт по поводу «иноагентства» музыканта, автора слов «Пусть этот мир прогнется под нас», был вынесен на днях в связи с тем, что Макаревич оспаривает правомерность включения себя в запретный реестр, составленный Минюстом РФ. Как выяснилось, в «черный список» он попал по инициативе так называемого центра «Э». Его обвинили, в частности, в том, что он публично говорил о совершенных российской армией военных преступлениях в Украине, а также проводил параллели между РФ и нацистской Германией.

По словам Павла Чикова, решение суда будет обжаловано.

По существу, судебное решение в отношении Макаревича – запрет на публичное выражение личного мнения, констатирует правозащитник и учредитель Сахаровского центра Вячеслав Бахмин. По его словам, это – только «пробный камень».

«Властям важно приучить людей, чтобы они свои «крамольные» мысли держали при себе, – пояснил Бахмин в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Именно поэтому Макаревичу и вменяют пропаганду “девиантного поведения”. Это означает, что музыкант ведет себя не так, как того требует госполитика. Его поведение де-факто является диссидентским, а это сейчас крайне нежелательно, указывают власти. Всем надо молчать в тряпочку».

Пока за «девиантность» лишь признают «иноагентом» и еще не сажают, отметил Бахмин. Однако, подчеркивает он, «“иноагентов” тоже можно посадить за несколько нарушений кряду, что новый закон и предполагает. Так что это предупреждение всем и демонстрация того, куда мы движемся, указатель направления. Не знаю, есть ли где-то еще в цивилизованном мире такие прецеденты, когда человека наказывают просто за то, что он ведет себя независимо. Тут главная проблема в том, что Макаревич – знаковая публичная фигура, кумир своего поколения. Если бы себя так вел какой-нибудь дворник, то его скорее всего никто бы и не тронул. А за музыкантом стоит огромное число поклонников…»

Правозащитник констатирует, что искать правды в российских судах бессмысленно. Тем не менее, по его словам, иски к минюсту РФ нужны: «Здесь речь о том, что люди пытаются вести себя в соответствии с правом, законом. Чтобы им потом не сказали: а чего же вы не обратились в конституционную инстанцию, может быть, вам давно бы все отменили… Действия Макаревича и других несогласных со статусом “иноагента” лиц лишают власти такого аргумента. Главное – они сделают все, что в их силах, и тем самым лишний раз докажут: в России добиться правосудия невозможно».

Начиная с 24 февраля, когда были приняты соответствующие законы, говорить о войне в Украине можно только, цитируя сообщения официальных источников и никак иначе, напомнил Бахмин. (Подобное) звучит дико в 21-м веке, подчеркивает юрист.

Член Московской Хельсинкской группы Илья Шаблинский отмечает, что ни в уголовном, ни в административном кодексе он не встречал использованной по отношению формулировки и не понимает, «откуда ее откопали».

«Недавно была принята поправка в кодекс об административных правонарушениях насчет пропаганд нетрадиционных сексуальных отношений, но это… совсем не тот случай, – говорит Шаблинский. – Словом, мне эта формулировка ни о чем не говорит. Это какое-то смехотворное творчество судей, захотевших показать свою образованность. Вышло пошло. Никакой ответственности за девиантное поведение в законе не предусмотрено. А Андрей Макаревич может с полным правом говорить во всеуслышание то, что он думает. Как и любой другой гражданин страны. Это гарантировано конституцией, правда, растоптанной…»

Напомним, что Андрея Макаревича объявили «иностранным агентом» в начале сентября 2022 года. Музыканта внесли в список лиц, выполняющих функцию «иноагента», из-за его антивоенных высказываний, поясняет Шаблинский.

«Рассуждать, почему его промаркировали как “иноагента”, вряд ли стоит: власти сегодня лепят это клеймо всем, кто им неугоден, – подчеркивает он. – Вместе с тем, думаю, что смысл в обращении в суды есть, и немалый. Потому что эти обращения заставляют судебную систему давать хоть какие-то ответы. И эти ответы, как мы видим, входят в историю человеческой глупости. Надо дойти, по крайней мере, до Конституционного суда, хотя и тот тоже стал карманным. Нужно заставлять судебную систему расписываться в своей готовности идти на бесправие, произвол, на подлость».

В постнацистской Германии судей привлекали к ответственности за вынесение конкретных приговоров, напомнил правозащитник. «Допускаю, – резюмировал он, – что и российских судей ждет такая же участь: они свой моральный выбор сделали».

Форум

XS
SM
MD
LG