Линки доступности

Об особенностях российского онлайн-голосования


Эксперты – о том, зачем власти изменили систему выборов в стране

В России стартовал так называемый единый день голосования. На самом деле выборы в Госдуму и другие органы власти пройдут с 17 по 19 сентября. Трехдневные выборы организованы в стране впервые. При этом в Москве и еще шести регионах также впервые пройдет электронное голосование. Мало того, в столице России ввели опцию «переголосования».

Зачем российским властям потребовались новации в системе выборов, включая онлайн-формат голосования? Русская служба «Голоса Америки» поговорила об этом с экспертами.

Виталий Аверин: «При онлайн-голосовании в принципе не предусмотрена функция общественного контроля»

Председатель Совета регионального отделения общественного движения в защиту прав избирателей «Голос» Виталий Аверин в интервью Русской службе «Голоса Америки» сказал, что трехдневное предварительное голосование, в том числе электронное, - это способ административной мобилизации избирателей. По его мнению, основная цель всех изменений, внесенных в выборную систему, заключалось именно в обеспечении нужной явки.

«Насчет электронного голосования у многих, безусловно, есть обоснованные сомнения, – добавил он. – Потому что для обывателя это “черный ящик”. Тут надо обладать специальными знаниями даже для того, чтобы просто зарегистрироваться на сайтах. А главное – при онлайн-голосовании, в принципе, не предусмотрена функция общественного контроля».

Поэтому уровень недоверия к таким техническим новшествам, конечно, весьма высок, как и к полученным при их использовании результатам, утверждает представитель «Голоса».

На его взгляд, электронное голосование, безусловно, административный ресурс: «В этой связи не удивительно, что у многих возникают естественные опасения в возможности здесь фальсификаций. Хотя власти обосновывают все совершенно с других позиций, говоря да это же суперкомфортно и удобно для определенных категорий граждан».

Кроме того Виталий Аверин напомнил, что нарушения начались задолго до голосования. По его оценке, принятые Госдумой «антиэкстремистские» поправки, по сути, носят антиконституционный характер, так как придают закону обратную силу. «Они нанесли непоправимый вред выборам. Там такие расплывчатые формулировки, что государство законодательно расставило красные флажки, с помощью которых из правового поля вытолкнули целые организации и причастных к ней лиц, не позволив им голосовать», – резюмировал эксперт.

Константин Калачев: «Если бы власть не была так заинтересована в проведении электронного голосования, не было бы и той огромной рекламной кампании»

В свою очередь руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев считает, что власть с помощью электронного голосования привлекает на выборы новые категории избирателей. На его взгляд, в качестве административного ресурса это тоже хороший инструмент.

«Электронное голосование в перспективе способно избавить власть от зависимости от тех людей, которые работают в избирательных комиссиях, –подчеркнул собеседник «Голоса Америки». – Их тысячи и тысячи. Да, сейчас они в основном лояльны и делают то, что им говорят. Но в какой-то момент они могут перестать быть послушными. Притом электронное голосование куда надежнее. Там уже надо иметь дело не с тысячами педагогов, а с одним программистом».

Напомним, недавно «Новая газета» опубликовала расшифровку фрагментов аудиозаписи с тренинга в подмосковном городе Королёве по предстоящим выборам с участием глав местных избирательных комиссий, которых инструктировали, в частности, как добиться конкретного (в пределах 42-45 %) результата в пользу кандидатов от правящей партии по итогам голосования, в том числе используя подмену списков. Запись в редакцию передал один из участников совещания.

Да, есть сомнения в том, что и результаты электронного голосования нельзя «подкрутить», рассуждает Константин Калачев.

«Но это вопрос не ко мне, а к IT-специалистам, – уточнил он. – По-моему, важнее другое сомнение: что оно вряд ли в полной мере позволит сохранить тайну голосования. По крайней мере, четверть людей, зарегистрировавшихся на сайтах для онлайн-голосования, полагают, что кто-то может подсмотреть, как он голосует. Легко допустить, что некоторые тут во избежание ненужных проблем решат проголосовать за партию власти. Есть у этой модели и другие изъяны».

Словом, электронное голосование не может быть идеальным, если не идеальна система выборов в целом, не идеальны отношения внутри страны между гражданами и властью, размышляет политолог. В этом смысле, с его точки зрения, можно поставить под сомнение и итоги онлайн-голосования.

«Помимо того, если бы власть не была так заинтересована в проведении электронного голосования, не было бы и той огромной рекламной кампании, обещаний машин, квартир и прочего по лотерее. А в Москве была беспрецедентная кампания. Это, разумеется, вызывает подозрения. Люди, мыслящие и думающие, начинают считать, что здесь есть какой-то подвох», – подытожил Константин Калачев.

XS
SM
MD
LG