Линки доступности

Поправки к закону об иноагентах: от точечных репрессий к массовым?


Пикет в знак протеста против закона об иноагентах. Чебоксары. 4 февраоЯ 2020.
Пикет в знак протеста против закона об иноагентах. Чебоксары. 4 февраоЯ 2020.

Эксперты – об ужесточении закона, сужающего пространство для распространения независимой информации  

Художница-акционистка и преподавательница русского языка Дарья Апахончич, признанная Минюстом в конце минувшего года «иностранным агентом», подала иск к ведомству с требование признать это решение незаконным. Об этом сообщают СМИ в понедельник, 1 марта.

Напомним, Апахончич вошла в первую число первых пятерых российских граждан, объявленных Минюст физлицами-иноагентами, наряду с правозащитником Львом Пономаревым, главным редактором «Псковской губернии» Денисом Камалягиным, а также журналистами Людмилой Савицкой и Сергеем Маркеловым.

Также в понедельник, 1 марта, вступил в силу подписанный президентом Путиным 24 февраля документ, ужесточающий действие закона об иностранных агентах.

В соответствии с поправками в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), распространение в СМИ или интернете информации о физлице-иноагенте, а также производимых им материалов без соответствующей маркировки влечет за собой штраф для физических, должностных и юридических лиц.

Крупные штрафы отныне грозят и НКО-иноагентам, если в их материалах не будет метки о том, что они выпущены «иностранным агентом»: 100–300 тысяч рублей для должностных лиц и от 300 до 500 тысяч рублей для юрлиц.

На сегодня в реестр Минюста включены некоммерческие организации и СМИ-«иноагенты»: Фонд борьбы с коррупцией, отделения правозащитного центра «Мемориал», центр помощи жертвам домашнего насилия «Насилию.нет», «Лига избирателей», «Правовая инициатива», «Радио Свобода» и его региональные и международные редакции, телеканал «Настоящее время» и «Голос Америки».

Игорь Яковенко: «В действительности у этой истории просто нет дна»

Социолог и публицист, в прошлом генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко считает, что вступившие в силу поправки следует рассматривать в контексте продолжающейся зачистки политического и медийного поля в стране. По его оценке, к такому шагу привела внутренняя логика «диктаторского режима, который пытается устранить любую конкуренцию в идеологической, духовной информационной сфере».

«То, что произошло, на самом деле сильно напоминает «великий перелом», – добавил он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». – Это фактически полная аналогия того, что Сталин устроил в 1929 году под соусом обострения классовой борьбы. Сейчас ситуация воспроизводится Путиным на новом историческом этапе. Все движется к постепенному переходу от точечных репрессий к массовым. И нынешние поправки, в частности, готовят юридическую почву для этого».

В недавнем экслюзивном интервью телеканалу «Настоящее время» посол Соединенных Штатов в Москве Джон Салливан, комментируя ситуацию вокруг попытки российских властей ужесточить требования к работе в России, в соответствии с законом об иностранных агента, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, заявил, что этим Кремль оказывает «медвежью услугу» российским гражданам, ограничивая их доступ к источникам объективной информации.

Посол дал понять, что этот вопрос «находится под пристальным вниманием» американского правительства, и в зависимости от того, как относится Москва к работе СМИ в России, можно ожидать соответствующих ответных мер Вашингтона.

Игорь Яковенко не исключил, что в соответствии с поправками будут заблокированы многие сайты, в том числе иностранных СМИ, признанных иноагентами. Кроме того, на его взгляд, продолжится «удушение штрафами».

«Поскольку сейчас в качестве иноагента-СМИ может фиксироваться и физическое лицо, то возможно давление на блогеров, пользователей интернета, которые пишут то, что не нравится Кремлю и его охранным структурам, – заметил он. – В действительности у этой истории просто нет дна. Поэтому легко предположить, что блокировке подвергнут, например, сайты Радио Свобода или «Голоса Америки»».

В конечном счете жертвами закона могут стать и такие медиа, как радиостанция «Эхо Москвы» и телеканал «Дождь», допустил журналист. Пока это, видимо, не входит в ближайшие планы Кремля, но инструмент для реализации подобной задачи уже есть, резюмировал он.

Борис Кагарлицкий: «Это создает возможность для огромного произвола»

В свою очередь директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий полагает, что основная задача поправок заключается в том, чтобы запугать всех критиков власти – вне зависимости от их политических или идеологических позиций. По его словам, если нормы будут неукоснительно применяться, то Россия окончательно превратится в классическое тоталитарное государство.

«В любом случае теперь практически каждого, кто активно участвует в общественной жизни, можно в той или иной мере обвинить в нарушении закона, – констатировал собеседник Русской службы «Голоса Америки». – Потому что самая главная особенность этого законодательства состоит в том, что придание статуса иноагента происходит не через суд. То есть человека могут ограничить в правах, причем весьма серьезно, без всяких юридических формальностей. Это создает возможность для огромного произвола».

Другой вопрос, будут ли власти широко практиковать новый закон или все-таки ограничатся устрашениями, рассуждает Борис Кагарлицкий: «Если они не станут применять эти драконовские нормы последовательно, то думаю, российское общество потихонечку адаптируется к ситуации. В противном случае нам грозит незавидное будущее. Но я не уверен, что нынешняя власть вообще может успешно реализовать что бы там ни было. Просто потому, что она неэффективна».

Кроме того, надо посмотреть, как будут развиваться дальнейшие экономические и социальные события в стране и в какой степени общество окажется готовым и дальше терпеть власть, указал директор Института глобализации и социальных движений. Как ему представляется, попытка продавить наиболее жесткий вариант применения закона может обернуться весьма неожиданными и неприятными для Кремля последствиями.

XS
SM
MD
LG