Линки доступности

«Цветы для Ким Ир Сена»: часть вторая


Выставка в Музее современного искусства в Вене уникальна – здесь представлены более ста художественных экспонатов из КНДР, большинство из них никогда прежде не вывозили за пределы Северной Кореи.

От улыбки станет всем светлей

По словам Берниз Таррар, на выставке всегда присутствует один из двух северокорейских представителей, которых лидеры КНДР направили в Вену следить за выполнением договоренностей между кураторами. Представители КНДР обычно прогуливаются по коридорам выставки, а затем идут в кафе.

Один из этих посланников, одетый вполне модно и по-западному, как раз входил в помещение выставочного зала, когда корреспондент «Голоса Америки» из него выходила. На вопрос, может ли он дать «Голосу Америки» несколько комментариев, он на очень хорошем английском языке ответил, что, будучи всего лишь «перевозчиком» картин, ничего комментировать не может. При этом он широко улыбнулся. Такой же широкой улыбкой, как люди, изображенные на картинах вокруг него.

Фотогалерея: "Цветы для Ким Ир Сена"

Первую часть статьи читайте здесь

«Когда выставка открылась, в австрийской прессе была просто буря эмоций – писали, что это все ненастоящее, что их просто заставляют улыбаться, и что, по сути, им нечему улыбаться, – рассказал «Голосу Америки» директор музея Питер Невер. – А вы посмотрите в Австрии – на улицах никто не улыбается. Я был в Северной Корее несколько раз, пока работал над этим проектом. И у меня сложилось впечатление, что люди там очень дружелюбные. Может быть, их улыбки означают что-то иное, чем у нас, ведь это совершенно иная культура. Во-первых, это Азия, а во-вторых, совершенно иной общественный строй».

«Конечно, жизнь граждан КНДР очень лимитирована, – добавил он. – Но люди живут. Пхеньян – очень урбанистический город. Там нет торговли в нашем понимании. В нашем понимании это невозможно, потому что если у тебя нет магазина, ты не найдешь людей, которым ты можешь продавать свои товары. Но там люди как-то по-своему заполняют город и в нем живут. Все в таких костюмах в стиле Мао, черного или темно-синего цвета. Им приходится очень много работать, чтобы выжить. Важно увидеть, что за всем за этим стоит».

Урбанистическая утопия чучхе

Пхеньян был восстановлен после войны 1950-1953-х годов при помощи советских и китайских специалистов и финансовых средств. Он выглядит, во всяком случае, на фотографиях, представленных на выставке, как мечта о будущем в представлении человека, живущего в конце 60-х годов прошлого века. Снимки запечатлели широкие проспекты, конструктивистские дизайны, стекло, бетон и мозаические изображения вождей, счастливых людей с лопатами, представителей интеллигенции.

Самое монументальное и значительное строение – Башня идей чучхе, возведенная из камня к 70-летию Ким Ир Сена. На выставке представлен ее макет. Каждый камень – один день жизни Вождя. Это самая высокая каменная башня в мире, на ее строительство пошло 20 тысяч камней.

В 70-е годы в мире действенность идей социализма стала подвергаться сомнению, и многие представители «левых» движений заинтересовались северокорейской идеологией чучхе. Это марксизм-ленинизм, трансформированный на основе древнекорейской философской мысли.

В 1955 году Ким Ир Сен провозгласил чучхе идеологической платформой северокорейского общества. В ее основе – идея самодостаточности, важности национальных и культурных корней. В 1997 году в Северной Корее принято новое «летоисчисление чучхе», началом которого является 1912 год – год рождения Ким Ир Сена.

Изнутри стены Башни идей чучхе расписаны посвящениями официальных лиц и организаций, которые в какой-то момент следовали философии чучхе, или ей «сочувствовали». Американская организация «Группа по изучению идей чучхе» оставила здесь мемориальную доску в 1975 году. Есть на стене башни и российская памятная надпись. Она оставлена заместителем председателя российской Думы, членом Либерально-демократической партии России Александром Дмитриевич Венгеровским.

Слезы гордости

Только на одной картине печальное лицо. Картина «Йогори – традиционный северокорейский женский костюм» изображает девушку, со слезами и болью смотрящую на посетителей выставки. Рукав ее жакета разорван, предплечье поцарапано.

На эту уроженку Северной Кореи, которую отдали на воспитание в японскую семью, напали японские хулиганы, разорвали ее национальную одежду и поцарапали ей руку. Картина написана, как и все работы, представленные на выставке, чрезвычайно выразительно, умело, талантливо. Девушка плачет, но лицо ее светится гордостью за свой народ, которому она остается верна. Картина написана в 2002 году.

Первую часть статьи читайте здесь

  • 16x9 Image

    Виктория Купчинецкая

    Телевизионный журналист, штатный корреспондент «Голоса Америки» с 2009 года. Работала в Вашингтоне, освещала президентские выборы, законодательный процесс и общественно-политические движения в США. Переехав в Нью-Йорк, освещала работу ООН и городских институтов власти. Виктория работает над специальными телепроектами, которые отражают жизнь необычных американских общин

XS
SM
MD
LG