Линки доступности

Латвия продолжит поддерживать Украину, защищающуюся от российской агрессии


Рига, Латвия (архивное фото)
Рига, Латвия (архивное фото)

«Новое старое правительство» Латвии рассмотрит перспективы ратификации «Стамбульской конвенции»

С 15 сентября в трех государствах Балтии пост премьер-министра занимают женщины. В Литве – Ингрида Шимоните, в Эстонии – Кая Каллас, а в Латвии правительство возглавила Эвика Силиня, представляющая самую крупную парламентскую партию «Новое единство».

Перед голосованием в Сейме по утверждению состава правительства она заявила, что ожидает критики со стороны оппозиции, но в то же время просит дать возможность новому кабинету министров нормально работать. В своей речи перед депутатами латвийского парламента Эвика Силиня, в частности, сказала:

«Наши люди или политическая нация — это все, кто уважает и чествует основные ценности Латвии: независимое государство, свободное общество и латышский язык как единственный государственный язык. Правительственная команда будет работать над тем, чтобы люди Латвии — школьники, учителя, предприниматели, пациенты, мамы, папы, дедушки и бабушки — чувствовали, что государство работает на их благо.

Моя работа будет направлена на то, чтобы предприниматель почувствовал, что он не обременен ненужной бюрократией. Школьник почувствовал бы, что получает образование, с которым может конкурировать как в местных, так и в зарубежных вузах. Человек, подвергающийся насилию, почувствовал бы, что государство хочет и может его защитить. Чтобы пациент видел, что очереди становятся короче, чтобы каждый пенсионер видел и чувствовал, что он становится более социально защищенным. Чтобы каждая семья чувствовала, что она нужна в Латвии».

Также Эвика Силиня заверила, что Латвия продолжит поддерживать Украину, защищающуюся от российской агрессии. Новая коалиция, сформированная в результате длительных переговоров после состоявшихся в конце мая выборов президента республики, наряду с «Новым единством» включает две оппозиционные до недавнего времени партии – «Союз зеленых и крестьян» и «Прогрессивных». В свою очередь союзники «Нового единства» в прошлом кабинете – «Национальное объединение» и «Объединенный список» - перешли в оппозицию.

Кроме Силини, которая в прошлом правительстве недолго занимала пост министра благосостояния, членами правительства стали еще семь представителей «Нового единства». «Союзу зеленых и крестьян» досталось четыре министерских портфеля, «Прогрессивным» - три.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросила латвийских экспертов проанализировать состав нового правительства страны и высказать предположения относительно устойчивости новой правящей коалиции.

«Есть ощущение, что в работе нового правительства прибавится динамизма»

Латвийский политолог Юрис Розенвалдс (Juris Rozenvalds) напоминает, что в предыдущей правящей коалиции было 54 депутата Сейма, а сейчас лишь на одного человека меньше. «В начале формирования этого правительства были попытки коалицию расширить и включить в нее представителей пяти партий, что оказалось совершенно нереальным. Но в конце концов депутаты "Национального объединения" и "Объединенного списка" отказались от этой идеи», - рассказал он в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки». И добавил, что в кулуарах обсуждается возможность перехода некоторых представителей «Объединенного списка» из оппозиции в правящую коалицию.

Эксперт также подчеркивает, что предыдущая коалиция сохраняла единство лишь на бумаге, а по факту она состояла из двух частей – «Нового единства» с одной стороны, и блока «Национального объединения» с «Объединенным списком» с другой. «В моем понимании "Новое единство" это партия проевропейских бюрократов, которая себя не очень уютно чувствовала при обсуждении, например, таких вопросов, как "Стамбульская конвенция", права однополых пар, или разумное привлечение трудовых мигрантов, где позиция "Национального объединения" была очень жесткой. В результате в рамках прошлой коалиции эти вопросы были абсолютно нерешаемы, и я думаю, что во время выборов президентом Латвии Эдгарса Ринкевича, за которого кроме "Нового единства" голосовали находившиеся тогда в оппозиции "Союз зеленых и крестьян" и "Прогрессивные", была достигнута договоренность о принципах формирования нового правительства», - делится соображениями Юрис Розенвалдс.

Политолог также подчеркивает, что «Прогрессивные» ранее никогда не входили в правительство Латвии, поэтому их представители крайне заинтересованы в том, чтобы показать себя надежными партнерами «Нового единства» и «Союза зеленых и крестьян». А распределению портфелей в новом кабинете предшествовала договоренность, что «Прогрессивные» и «СЗК» не будут претендовать на силовые министерства.

В результате, по оценке Розенвалдса, получилось «новое старое правительство». Эксперт поясняет, что посты разделились ровно поровну между теми, кто имел опыт работы в правительстве, включая нынешнего премьера Эвику Силиню и новичками.

Кстати, у самой госпожи Силини большой политический опыт, и во время работы в прошлом правительстве ее даже иногда называли «тенью премьер-министра». И, по словам Юриса Розенвалдса, даже могло создаться впечатление, что ее заранее готовят к посту главы кабинета.

Есть и один довольно забавный момент, который связан с назначением Каспарса Мелниса из «СЗК» министром климата и энергетики. Дело в том, что, еще будучи депутатом, Мелнис голосовал против учреждения данного поста, говоря, что это – пустая трата государственных денег. Теперь же он вынужден будет собственной работой доказать обратное.

«Когда я говорю о "новом старом правительстве" Латвии, я имею в виду, в том числе, Кришьяниса Кариньша, который был премьер-министром в прошлом правительстве, а стал министром иностранных дел в этом правительстве. Что, как мне кажется, связано с его явным стремлением отправиться в Европу и работать в брюссельских кругах», - считает собеседник «Голоса Америки».

А новому министру обороны Латвии он дает следующую характеристику: «Господин Спрудс – профессор Рижского университета Страдыня, я его хорошо знаю, он очень компетентен в вопросах внешней политики, и в какой-то степени он связан с оборонной политикой, и я думаю, что у него все должно получиться. Кроме того, нужно учитывать, что внешняя и оборонная политика – это наименее проблематичные посты в правительстве, там все ясно и нужно только двигаться вперед. А нынешняя коалиция обещает, что к 2027 году Латвия будет тратить национального продукта 3% на оборону и 2,5% на внутреннюю безопасность и все, что с ней связано».

И в конце своего комментария Юрис Розенвалдс предположил, что новое правительство не столкнется с такими внутренними противоречиями, как правительство Кариньша, где представители «Национального объединения» тормозили принятие ряда важных решений. «Посмотрим, что получится, но у меня есть ощущение, что сейчас подобных споров будет меньше и в работе нового правительства прибавится динамизма», - резюмирует эксперт.

«Пока что дисциплина голосования в правящей коалиции на высшем уровне»

Исследователь факультета социальных наук Латвийского университета Оярс Скудра (Ojārs Skudra) считает, что наиболее серьезные перемены происходят в министерстве обороны, которое возглавил исследователь международных отношений и политики национальной безопасности, профессор Университета Страдыня, директор Латвийского института международных отношений, а с 2022 года депутат XIV Сейма Андрис Спрудс. «Опыта практической работы на уровне государственных институций у него нет. А его политический опыт насчитывает около года. Что же касается его уровня знаний, то тут сомнений нет – он владеет ситуацией», - подчеркнул Оярс Скудра в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Уже известно, что новый министр обороны Латвии 17 сентября отбыл в Сувалки, где будет обсуждать с польским коллегой Мариушем Блащаком обеспечение безопасности сухопутного коридора, соединяющего страны Балтии с остальной частью Европейского Союза.

«Что касается нового министра внутренних дел Рихардса Козловскиса, то это опытный политик. В свое время он уже работал в этом министерстве, так что тут никаких сомнений в его компетентности», - продолжил эксперт.

Кришьянис Кариньш занимает третье место по продолжительности пребывания на посту премьер-министра Латвийской Республики, так что, по мнению Оярса Скудры, вопросов по поводу его политического и дипломатического опыта возникнуть не должно. «Можно добавить, что на выборах он получил больше всего голосов избирателей своего округа. А по Латвии в целом первое место в рейтинге политиков занимает президент Ринкевич, а на втором – господин Кариньш.

Он уже представился аппарату министерства, где его восприняли очень хорошо. Но многие говорят - и я с этим тоже согласен - что скорее всего в начале июня следующего года он пойдет на выборы в Европарламент и вместе с Валдисом Домбровскисом возглавит список "Нового единства". Я допускаю, что так и произойдет, но при условии, что этот кабинет министров преодолеет и самое главное в этом году препятствие на своем пути – составление и принятие бюджета на будущий год. Но пока что дисциплина голосования в правящей коалиции на высшем уровне», - отметил исследователь факультета социальных наук Латвийского университета.

И в конце своего комментария отметил, что министр финансов Латвии Арвилс Ашераденс, который уже проработал на этом посту несколько лет, остался на своем месте. А министром экономики стал представитель «Союза зеленых и крестьян» Виктор Валайнис, который является сравнительно молодым политиком, но в своей партии он считается очень перспективным. «Что касается его компетенции в области экономики, то здесь судить еще рано, но как руководитель фракции он оставил хорошее впечатление», - заключает Оярс Скудра.

«Накопилось большое количество проблем, которые в силу политической турбулентности оставались нерешенными»

Латвийский политический обозреватель Данута Дембовска отмечает, что все правительства последнего времени – коалиционные. И здесь важно учитывать, насколько партнеры по правящей коалиции способны к взаимопониманию. «Для любой коалиции риск не только в том, какой у нее перевес голосов, но и какие взаимоотношения внутри. Коалиции разваливаются тогда, когда кто-то из партий, в нее входящих, начинает бунтовать и искать выгоды на стороне», - отметила она в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Теперь же «Новое единство», у которого 26 мандатов в Сейме и 8 портфелей в кабинете министров, по мнению Дембовской, «очень четко поставило себя в позицию "старшего брата" по отношению к остальным коалиционным партнерам». А «Прогрессивные», у которых нет опыта работы в правительстве, являются типичными «младшими братьями». Однако, по своей политической программе они являются естественными союзниками «Нового единства». «Остальные политические силы в XIV Сейме гораздо более консервативны по своей повестке, и "Прогрессивные" не могут добиться выполнения своих обещаний, включая ратификацию "Стамбульской конвенции" без союза с "Новым единством", за который они будут держаться», - прогнозирует Данута Дембовска.

Что же касается третьего участника коалиции – «Союза зеленых и крестьян», то он вернулся в правительство после пятилетнего перерыва, и, как считает собеседница «Голоса Америки», это возвращение обошлось «СЗК» достаточно дорого. «Их обвиняли в связях олигархом, бывшим мэром Вентспилса Айварсом Лембергсом, осужденным за коррупционное преступление судом первой инстанции (в конце 2019 года правительство Соединенных Штатов заблокировало активы Лембергса в США в соответствии с "законом Магнитского" - А.П.). Теперь этот след стерт, они вошли во власть, и ради этого "зеленые и крестьяне" смягчили свою довольно консервативную повестку дня, потому что до сих пор "СЗК" не голосовал за "Стамбульскую конвенцию", а сейчас, как это следует из правительственной декларации, он взял на себя обязательства поддерживать такие решения», - рассказывает политический эксперт.

И продолжает, что хотя перевес голосов в Сейме у нынешнего правительства невелик, но при сохранении устойчивости внутри коалиции ему удастся провести в парламенте нужные решения. Также правительство Эвики Силини будет стараться наладить конструктивные отношения с «Объединенным списком», где не все депутаты рады тому обстоятельству, что они оказались в оппозиции.

В целом же, по мнению Дануты Дембовской: «Накопилось достаточно большое количество проблем, которые в силу политической турбулентности, длившейся несколько месяцев, оставались нерешенными. Сейчас придется возвратиться к ним, а решений хороших не так много – надо верстать государственный бюджет и так далее. То есть легкой работы у правительства не будет».

В целом же, новое правительство Латвии, как считает Дембовска – является более либеральным, чем предыдущее. В том числе, благодаря замены «Национального объединения» «Прогрессивными». И одним из признаков большей либеральности стала двухгодичная отсрочка для сдачи экзамена по латышскому языку обладателями ВНЖ и ПМЖ русского происхождения. То есть, депортации в России не сдавших экзамен по государственному языку пока не будет. А единственной партией, голосовавшей против отсрочки, стало как раз «Национальное объединение».

В результате оппозиция объединила наиболее консервативные силы, к которым также относятся «Латвия на первом месте» и «Стабильность», которые во многом работают на русскоязычную аудиторию. «Это очень любопытный момент, потому что в Латвии до сих пор доминантным было этническое голосование, а сейчас, условно говоря, выясняется, что меньшинства могут быть не только русскоязычными, а к ним относятся и люди из других стран, которые могут приехать сюда работать и здесь остаться. То есть, Латвия вписывается в общеевропейскую повестку, хотя это дается не так просто. Консервативные настроения в обществе достаточно велики, и любые непопулярные решения и неудачи правительства представители оппозиции могут обыгрывать с точки зрения идеологии», - подытоживает Данута Дембовска.

Форум

XS
SM
MD
LG