Линки доступности

Москва стремится дестабилизировать ситуацию в Молдове с помощью своих ставленников


Памятник Стефану Великому в Кишиневе (архивное фото)
Памятник Стефану Великому в Кишиневе (архивное фото)

Эксперты – о гибридной войне и энергетическом шантаже

Молдова находится на грани энергетического кризиса, связанного как с сокращением вдвое газовых поставок из России, так и с ростом цен на «голубое топливо», что, впрочем, коснулось всех стран, покупающих его за рубежом.

Обострение энергетических проблем Молдовы сопровождаются уличными акциями протеста, инспирированными парламентской оппозицией - социалистической партией и партией «Шор». Многие политики и эксперты как в самой Молдове, так и в других странах, полагают, что за этими протестами, участники которых требуют отставки президента страны Майи Санду и проведения внеочередных парламентских выборов, стоит Кремль, которому не по душе прозападный курс нынешних молдавских властей.

Сама Майя Санду во время недавнего выступления в парламенте Румынии сказала, что из-за войны России против Украины ее страна «переживает беспрецедентный кризис и рискует остаться этой зимой без газа и электричества. Эта энергетическая уязвимость порождает политический шантаж и вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику».

Комментируя последние действия оппозиции Санду отметила: «Они так сильно хотят получить власть, что обещают Москве устроить государственный переворот и сформировать правительство, с помощью которого Россия сможет использовать нашу страну в войне».

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросила молдавских экспертов рассказать, что стало причиной нынешних событий в их стране и какова роль Москвы во всем происходящем.

Бывший представитель Молдовы в Совете Европы и ООН, а ныне политический аналитик и директор «Института устной истории Молдовы», Алексей Тулбуре (Alexei Tulbure) отмечает, что массовые протесты последних недель инспирированы и поддерживаются извне. «В том числе финансово – не только лидером партии, который сейчас находится в бегах в Израиле – но и из Москвы. В прессе были опубликованы разные материалы, указывающие на то, что цель этих протестов – смена власти в Молдове, смещение правительства Майи Санду и установление пророссийской власти и пророссийского правительства. Ставки велики, потому что это будет своеобразным политико-дипломатическим прорывом для Кремля. В случае смены власти, появится еще одно европейское государство, помимо Беларуси, которое поддерживает действия Кремля в Украине и вообще поддерживает Москву», – пояснил Тулбуре в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

О некоторых подробностях надвигающегося энергетического кризиса рассказал доктор экономических наук, бывший председатель парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам Вячеслав Ионицэ (Veaceslav Ioniță). Он напомнил, что до 60% населения Молдовы отапливают свои дома дровами и не зависят от газовых поставок. «Но в столице и в Бельцах – втором по величине городе Молдовы – жители отапливают дома газом или пользуются центральным отоплением, которое тоже зависит от газа. В общей сложности таких людей – 36% от общего населения страны. Что касается электричества, то частично мы его производим сами, летом – всего 5%, зимой – от 30% до 40%. Остальное закупали либо в Приднестровье, либо в Украине», – пояснил он.

Обычно и Республика Молдова, и самопровозглашенная Приднестровская Молдавская Республика потребляли в общей сложности 11 миллионов кубометров в день. «Сейчас Россия сказала нам, что готова поставлять нам примерно половину газа от наших потребностей. Но в октябре была очень теплая погода, и на правом берегу Днестра мы использовали газа в два раза меньше, чем в другие годы. Но поскольку мы не использовали газ, то мы не произвели и электроэнергию, для которой газ тоже нужен. Кроме того, из-за войны Украина не может сейчас продать нам те 30% электроэнергии, которые мы раньше у них покупали. Наконец, Приднестровье также решило не продавать нам электричество, а сами мы можем произвести лишь 5% от нашей потребности», – рассказывает Вячеслав Ионицэ.

На выручку Молдове пришла Румыния, которая уже спасала эту страну 24 года назад. «Правительство Румынии… приняло решение продавать нам электричество в тех объемах, которые мы раньше закупали в Украине. И более того – продавать нам его по субсидируемой цене, т.е., минимум, в два раза дешевле. Однако это было до того, как Приднестровье отказалось продавать нам свое электричество. Пришлось остатки брать также у Румынии, но уже по рыночной цене. Это оказалось дороговато, и пришлось поднимать тарифы на электричество в Молдове чуть больше, чем на 50%. Кроме того, более чем в 6 раз подорожал и газ», – пояснил эксперт.

Лидер движения «Антимафия» Сержиу Мокану считает себя оппонентом действующей власти, которую упрекает в популизме и некомпетентности. Вместе с тем он подчеркивает, что по убеждениям является либералом. Мокану считает, что грядущий энергетический кризис, о котором предупреждала президент Молдовы, затронет только Кишинев. «Потому что наши граждане научились выживать вопреки руководству Республики Молдова. И когда Майя Санду говорит, что есть такая угроза, это действительно так, но причины, которые она указывает, только отчасти соответствуют действительности», – сказал политик в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

По мнению Мокану, руководство страны не обозначило четкую позицию по поводу российской агрессии против Украины. Если бы это было сделано, то она столкнулась бы с энергетическим кризисом еще весной и к осени смогла бы решить проблему. «Самая большая проблема не в том, что у нас отсутствуют энергетические ресурсы, а в том, что у населения нет средств для их оплаты. И вторая проблема в том, что и нынешняя власть, и все предыдущие надеялись на то, что дружба с Россией повлияет на эту ситуацию так же, как и все эти годы. Такая политика и привела нас к этому кризису. Проблема комплексная, и она не только в том, что Россия начала шантаж против Молдовы. Россия всегда это делала в последние 30 лет», – убежден лидер движения «Антимафия».

Проходящие в столице Молдовы протесты раз от раза приобретали все больший и больший размах. «Сейчас, поскольку все эти "влияния извне"» доказаны, а также учитывая всю политическую историю партии "Шор", которая была создана как политическая технология, группировка, открыто занимающаяся подкупом избирателей – они раздавали деньги и продукты в обмен на голоса и политическую поддержку – то накануне минюст потребовал объявить эту партию вне закона. И по этому вопросу должен высказаться Конституционный суд», – комментирует ситуацию Алексей Тулбуре.

П его мнению, у партии «Шор» мало перспектив в Республике Молдова, поскольку весьма затруднительно четко назвать социальную базу этой партии, у нее нет программы, нет убеждений и единых целей, а есть, по словам Тулбуре «просто политические технологии манипуляций, использование самых уязвимых слоев населения для своих целей». Поэтому эксперт делает вывод, что история партии «Шор» подходит к концу.

Что касается других инициаторов протестов – социалистов, то они сейчас в поиске своей политической идентичности. «Они потеряли своего лидера Игоря Додона, который находится под домашним арестом, и ему грозит тюремное заключение за коррупцию. Однако недавно состоялся визит нынешнего руководства партии в Москву, где у них были встречи в Кремле и Госдуме, что на мой взгляд выглядит диковато. Ведь Москва развязала войну в Украине, и все военно-политическое руководство в России мир считает военными преступниками. Существует масса вопросов, однако наши едут, встречаются, некоторые депутаты Госдумы приходят на эти встречи с Z-символикой. По всей вероятности, это не очень будет способствовать укреплению популярности этой партии», – говорит директор «Института устной истории Молдовы».

Сержиу Мокану характеризует бизнесмена, основавшего партию своего имени, еще более жестко: «Шор является преступником, который осужден в Молдове в первой инстанции, и сегодня он в бегах. Этот человек, когда всеми делами в Молдове заправлял (Владимир) Плахотнюк, был в числе проевропейских политиков, а сейчас стал пророссийским. Он надеется, что заработает в Москве очки, Жасмин (жена Илана Шора – российская эстрадная певица Сара Манахимова, выступающая под псевдонимом «Жасмин». С 26 октября она и ее муж находятся под санкциями США за вмешательство во внутренние дела Молдовы - А.П.), поможет ему решить в Москве уголовное дело, и он в благодарность подаст российским властям Республику Молдова на блюдечке».

Лидер движения «Антимафия» считает, что описанный сценарий неосуществим, потому что, несмотря на непростую ситуацию в стране, настоящей электоральной поддержки у партии «Шор» нет. «Те, кого вывела на улицы эта партия, это люди, которые махнули рукой на свое будущее, которые не имеют средств к существованию, и которых обокрал Илан Шор. Если бы наши власти еще весной стали "второй линией обороны" против агрессии России, то сегодня бы этих митингов не было. Потому что в этом случае у нас было бы чрезвычайное положение и законом были бы ограничены публичные выступления», – констатирует Сержиу Мокану.

По мнению собеседников «Голоса Америки», как бы ни была трудна для Молдовы предстоящая зима, превратить страну в некое подобие лукашенковской Беларуси Кремлю едва ли удастся.

Вячеслав Ионицэ отмечает, что, помимо Румынии, большую поддержку Молдове оказывают другие страны Запада.

«Я работаю экспертом уже больше двадцати лет, и такого большого европейского десанта в Молдове я не видел никогда в своей жизни. Каждую неделю только у меня минимум две встречи с делегациями на самом высоком уровне. Сегодня Евросоюз обещал помощь в размере 250 миллионов евро. Для того, чтобы мы нормально пережили зиму правительству достаточно 300 миллионов евро. Нам помогает, как Европейский Союз в целом, так и отдельные страны, особенно – Германия, Румыния и США. Миссия Международного валютного фонда здесь, и все понимают, что эта шоковая ситуация, в принципе, преодолима. У нас две задачи – техническая, чтобы у нас был источник тепла. И мы уже импортировали мазут и у нас есть запасы газа. И вторая – чтобы люди могли это оплатить, и государство будет выдавать им помощь, чтобы они могли пережить эту зиму без особого комфорта, но в целом нормально», – подчеркивает Ионицэ.

Алексей Тулбуре убежден, что Россия сегодня перестала быть «полюсом притяжения». «Тот набор ценностей, который сегодня Россия предлагает миру и Молдове тоже, не является перспективным; более того, он архаичен. К тому же, добавились вещи, связанные с войной – агрессивность, жестокость, нетерпимость – нечто очень похожее на фашизм. Я не думаю, что такой образ мира очень привлекателен для молдаван».

Аналитик констатирует, что России нечего сегодня предложить постсоветскому пространству, и отсюда – ситуация, с которой сталкивается Россия. «Москва везде теряет позиции, поддержку и уважение, поэтому они сейчас угрожают Молдове отключением газа, поставки уже сокращены на 50 процентов, что создало реальные проблемы. Газ не поступает на Кучерганскую ГРЭС, соответственно не вырабатывается электричество, мы вынуждены втридорога покупать его на бирже. Это элементы гибридной войны, которые мы получаем от России. С другой стороны ЕС и США помогают нам с этим справиться. И это жесты солидарности не символические, а вполне конкретные, выражающиеся в финансовой и прочей помощи. Не говоря уже о том, что для Молдовы, несмотря на то что сторонников России еще довольно много, уже нет вопроса альтернативы – Запад или Восток. Мы стали страной-кандидатом в члены ЕС, и это наш магистральный путь. И какую систему ценностей выбирают молдаване – вопроса уже нет»,– убежден Алексей Тулбуре.

XS
SM
MD
LG