Линки доступности

Проблемы модернизации России


Дмитрий Медведев
Дмитрий Медведев

Модернизация России – экономическая политика, рекламный слоган или политический курс? Этот вопрос стал центральной темой обсуждения на семинаре в Школе передовых международных исследований (SAIS) при Университете Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University).

Тоби Гати (Toby Gati) – старший советник по международным вопросам компании Akin Gump Strauss Hauer & Feld, работавшая в Совете национальной безопасности США при администрации Клинтона, привела данные опроса, проведенного в России фирмой SuperJob. По результатам опроса, лишь 13% россиян считают, что с тех пор, как президент Медведев опубликовал программную статью «Россия, вперед!» и провозгласил курс на модернизацию, в стране произошли реальные перемены; 61% опрошенных перемен не заметили или назвали модернизацию пустым словом; 26% затруднились ответить.

«Модернизация России – пожалуй, самый эффективный способ перехода от сырьевой экономики к модели 21 века, основанной на технологическом прогрессе, – считает Тоби Гати. – Провозглашенный Медведевым курс призван укрепить слабые стороны экономической политики страны. Речь идет о привлечении иностранных инвестиций, извлечении прибыли и продвижению новых открытий, а также об увеличении слоя профессиональных управленцев».

Однако на пути модернизации немало препятствий, самые крупные из которых, по мнению Тоби Гати, – коррупция, устаревшая инфраструктура и неприязнь к переменам. Аналитик приводит следующую статистику: по данным неправительственной организации Transparency International, по уровню коррупции Россия занимает 154 место из 180-ти, то есть стоит на одном уровне с Кенией и Таджикистаном. Одна из причин, по мнению эксперта, заключается в том, что названия компаний, представители которых дают или берут взятки, публично не оглашаются.

Проблема коррупции в понимании россиян мешает процессу модернизации, – отмечает Тоби Гати. «По некоторым данным, жители России связывают процесс модернизации со снижением уровня коррупции, сокращением аппарата чиновников и созданием здоровой конкуренции. Но интересно отметить, что если в 1990-е годы молодые люди хотели заниматься бизнесом, а в 2000-е – поступить на службу в ФСБ, то сегодня среди молодежи модно быть чиновниками», – рассказывает она.

«Модернизация – это перемены, – говорит г-жа Гати. – И зачастую – перемены, к которым простые россияне не готовы. Кремль полагает, что есть способ показать модернизацию в действии, это – проект “Сколково”».

В этом контексте Тоби Гати обращает внимание на контраст, существующий в российском обществе: «С одной стороны, есть “Сколково” – инновационный центр 21 века, а с другой – почти 300 тысяч жителей столицы до сих пор живут в 70 тысяч коммунальных квартир и новые квартиры обещаны только к 2020 году».
В отдаленной перспективе, по мнению эксперта, модернизация России имеет отношение к американо-российским отношениям и в какой-то степени является частью «перезагрузки». «Перезагрузка», – считает Тоби Гати,– удалась, так как обе стороны получили, что хотели: США – поддержку в иранском вопросе и в Афганистане; Россия – сотрудничество по вступлению в ВТО и более спокойная ситуация в странах СНГ.

«Америка понимает, что Медведев серьезно настроен на перемены. США уверены, что перемены в России нужны, и не только экономические. Кроме того, РФ нужны не только денежные инвестиции, но и приток новых кадров, нужны новые технологии – и в этом США также могут оказать значительную помощь», – сказала Тоби Гати.

Новости политики читайте здесь

XS
SM
MD
LG