Линки доступности

«Частичная мобилизация» - признание провала «специальной военной операции»


Министр обороны России Сергей Шойгу (архивное фото)
Министр обороны России Сергей Шойгу (архивное фото)

Европейские эксперты разбирают некоторые положения обращения Владимира Путина к российскому народу

Утром в среду 21 сентября главные государственные российские телеканалы транслировали анонсированное ранее, но потом отложенное обращение Владимира Путина, в котором тот объявил о подписании указа о введении частичной мобилизации в России.

Обращаясь к гражданам страны, президент РФ сказал, что речь идет «о необходимых, неотложных шагах по защите суверенитета, безопасности и территориальной целостности России, о поддержке стремления и воли наших соотечественников самим определять свое будущее».

По традиции, досталось от Путина и так называемому “коллективному Западу”, цель которого, по его словам,: «ослабить, разобщить и уничтожить нашу страну».

«Они уже прямо говорят о том, что в 1991 году смогли расколоть Советский Союз, а сейчас пришло время и самой России, что она должна распасться на множество смертельно враждующих между собой регионов и областей», - заявил Путин, не приведя в доказательство этого утверждения ни одной цитаты какого-нибудь западного политика.

Официальный Киев российский президент обвинил в том, что он «пустил в ход новые банды иностранных наемников и националистов, воинские части, обученные по стандартам НАТО и под фактическим командованием западных советников».

Эти, а также некоторые другие положения путинского обращения корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросила прокомментировать экспертов из стран Европейского Союза.

«Реальной угрозы территории Российской Федерации нет»

Проживающий в Праге независимый военный и политический аналитик Юрий Федоров считает, что объявление о начале «частичной мобилизации» означает, что начатая 24 февраля «специальная военная операция» российской армии ею проиграна. «Это осознали в Москве и решили перейти к более масштабным военным действиям, для чего и понадобилось мобилизовать триста тысяч человек, или больше», - отметил он в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Эксперт также подчеркивает, что упомянутый термин «частичная мобилизация» содержится в Законе о мобилизационной подготовке, на который ссылается подписанный Владимиром Путиным Указ. «Но обязательства граждан, подлежащих призыву в армию службу, права военных властей и взаимоотношения между ними ровно такие же, как при частичной, так и при полной мобилизации. Поэтому грань между этими понятиями условна», - констатирует Федоров.

И добавляет, что частичная мобилизация имеет отношение к военнообязанным определенной категории, возраста и военно-учетных специальностей. «Но никто не мешает выпустить сегодня один список мобилизуемых военнообязанных, а завтра может быть издан другой приказ министра обороны о призыве граждан других категорий, возрастов и специальностей. То есть конкретные параметры "частичной мобилизации" можно расширять до бесконечности», - считает собеседник «Голоса Америки».

Он также поясняет, что согласно соответствующему Закону, мобилизация может быть объявлена в случае агрессии против Российской Федерации, в случае угрозы переноса военных действий на ее территорию или угрозы территории Российской Федерации. «Так вот - указ о частичной мобилизации нарушает, как минимум, последний пункт соответствующей статьи этого закона. Потому что реальной угрозы территории Российской Федерации нет. Ведь так называемые "народные республики" и части территорий Херсонской и Запорожской областей, где идут военные действия - не территории Российской Федерации. А если встать на точку зрения России о том, что Крым - ее территория, то это противоречит международному праву», - подчеркивает Юрий Федоров.

И заключает, что последний путинский указ написан очень неряшливо. Кроме того, объявив о «частичной мобилизации», Путин ни словом не упомянул о «военном положении» и «военном времени», потому что это означало бы, что Россия ведет против Украины не «спецоперацию», а настоящую войну. А признавать этого он не хочет.

«24 февраля "мягкая сила России" закончилась»

Аналитик Стокгольмского центра по изучению Восточной Европы Андреас Умланд (Andreas Umland) считает, что недавнее успешное наступление ВСУ в Харьковской области во многом изменило взгляд на ход войны и в России, и на Западе, и в самой Украине.

«Если раньше на Западе считали, что это - затяжная война, и Украина не сможет в ней победить, то после освобождения более 30 населенных пунктов в Харьковской области многие люди на Западе были удивлены этим успехом (украинской армии), и слабостью российской стороны», - пояснил эксперт в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Комментируя заявление Путина в той части, где говорилось о политике «коллективного Запада», о том, что в Украине войскам РФ, якобы, противостоят «иностранные наемники», и на намеки о возможности применения Россией тактического ядерного оружия, он предположил, что на Западе будет двойственная реакция: «С одной стороны, здесь есть те, кто боялся эскалации войны и хотели уступок со стороны Киева, но есть и те, кто поддерживал стремление Украины вернуть все свои территории. И сейчас дискуссия между ними обострится, что и вызывало обращение Путина, которое было вызвано желанием напугать западное общество ядерной войной».

Андреас Умланд также обратил внимание, что новый нарратив, озвученный Путиным утром 21 сентября, противоречит старому, где говорилось о «специальной военной операции» российской армии на территории Украины, поскольку теперь речь идет о защите России от "смертельной угрозы", которая, якобы, исходит от Запада. «И я думаю, что 24 февраля те западные политики, которые говорили о необходимости "понимать Путина", потеряли свои аргументы, и "мягкая сила России" закончилась. А осталась только жесткая сила и игра Путина на повышение страха западных европейцев по поводу Третьей мировой войны, которая будет ядерной», - считает аналитик Стокгольмского центра по изучению Восточной Европы.

«Угрозу безопасности несет только российская сторона»

Аналитик Польского института международных отношений (PISM) Агнешка Легуцка (Agnieszka Legucka) обратила внимание, что в своем обращении Владимир Путин упомянул о неких «иностранных наемниках», которые якобы воюют в Украине на стороне ВСУ, и о том, что на самом деле, по мнению Кремля, российская армия противостоит «коллективному Западу». «Нас – "коллективный Запад" — это не удивляет, потому что он постоянно говорит о том, что Украины, как страны, просто не существует, и что это всего лишь "анти-Россия". Он не уважает украинцев, как нацию, считая, что они себя неправильно ведут, но на самом деле это вызвано тем, что украинцы сражаются с российской армией гораздо лучше, чем Владимир Путин считал раньше. А сейчас он начал понимать, что может проиграть эту войну», - заметила она в комментарии для Русской службы «Голоса Америки».

Государственная дума РФ в среду распространила обращение к Генеральной ассамблее ООН и ряду других международных институтов, где говорится: «Киевский режим, подталкиваемый США и НАТО, наращивает военные действия, выводя ситуацию на грань масштабного кровопролитного противостояния». И далее: «В сегодняшних условиях Россия не может чувствовать себя в безопасности в связи с расширением НАТО на восток и наращиванием угроз, исходящих от Украины, вплоть до попыток ядерного шантажа».

По мнению Агнешки Легуцкой, эти фразы свидетельствуют о том, что в Москва все происходящее оценивается неверно. «Угрозу безопасности несет только российская сторона - она напала на независимую Украину и все время угрожает всему миру, в том числе и "коллективному Западу". При этом Путин постоянно меняет точку зрения, и цели, которые он сперва ставил для так называемой "специально операции" – "денацификация" и "демилитаризация" Украины – сегодня заменены откровенно имперскими. Он сейчас хочет не только защищать людей на Донбассе, но говорит и о других территориях. То есть, у него есть экспансионистские устремления», - не сомневается аналитик Польского института международных отношений.

В телеобращении Владимира Путина содержалось и утверждение о том, что это заявил, что Запад прибегает к ядерному шантажу в отношении России. Однако, в России также имеется оружие массового поражения, и она не исключает готовности его применить в случае угрозу своей территориальной целостности.

После «референдумов» 23-27 сентября оккупированные территории будут включены в состав РФ, и возрастет ли после этого опасность применения Россией тактического ядерного оружия?

С таким вопросом корреспондент Русской службы «Голоса Америки» обратилась к Агнешке Легуцкой.

«Я думаю, что именно в этом кроется смысл проведения так называемых "референдумов", - то есть в использовании российского ядерного шантажа по отношению к Западу. А украинцы, я думаю, понимают, что это всего лишь блеф, поскольку Путин неоднократно адресовал подобную риторику их стране.

Но в отношении Запада такой шантаж иногда действует, потому и "референдумы" решено провести так быстро, потому что контрнаступление украинской армии сильно возмутило Кремль. И Путин пытается восстановить контроль над ситуацией, говоря о ядерном оружии, поскольку у него не осталось ничего другого», - подытоживает Агнешка Легуцка.

XS
SM
MD
LG