Линки доступности

Макфол о войне в Украине: администрация Байдена очень обеспокоена возможной эскалацией


Майкл Макфол
Майкл Макфол

Посол США в России в 2012-2014 годах Майкл Макфол в интервью нашему корреспонденту в Белом доме Михаилу Комадовскому рассказал о своем понимании того, как администрация Джо Байдена видит разрешение войны России в Украине.

Михаил Комадовский: Господин Макфол, США предоставляют вооружение Украине, но при условии, что ВСУ не могут использовать его на территории России. В то же время Вашингтон поддерживает продление «зерновой сделки», но утверждает, что военные конвои в Черном море не рассматриваются. С вашей точки зрения, как администрация Байдена видит разрешение войны России в Украине?

Майкл Макфол: Это отличный вопрос, ответ на который я не знаю. И я не знаю никого, кто бы знал, как ответить на этот вопрос. Думаю, то, что вы описываете, связано с обеспокоенностью администрации Байдена по поводу возможной эскалации войны, которая может привести к непосредственному вовлечению в нее Соединенных Штатов. Высокопоставленные чиновники говорили, что президент Байден сказал, что не хочет втягивать страну в Третью мировую войну. Теперь мое личное мнение - я думаю, что они переоценивают такую угрозу. Думаю, вероятность подобного развития событий очень, очень низкая. Во-первых, потому что Путин не хочет конвенциональной войны с НАТО и Соединенными Штатами. Он едва выживает, сражаясь с Украиной. Представьте, если бы Соединенные Штаты и НАТО включились в эту войну. Думаю, она бы быстро закончилась. Также важно помнить, что Россия была очень осторожна, чтобы избежать ударов по территории стран НАТО, хотя они могли бы их нанести. Страны-члены НАТО поставляют Украины оружие, как вы сказали, и они очень осторожны в этом вопросе. Так что угроза конвенциональной войны с Россией крайне низка. Во-вторых, угроза ядерного противостояния между Соединенными Штатами и Россией почти нулевая из-за взаимного урона, к которому это могло бы привести. Я не вижу, чтобы кто-либо в России говорил об этом. Один из аспектов, о котором они говорят и намекают, по крайней мере некоторые россияне, это использование ядерного оружия против Украины, если Россия будет подвергнута существенной угрозе. Но, опять же, я вижу это как маловероятное развитие событий, потому что НАТО, Соединенные Штаты и Украина, конечно, не планируют атаковать Россию. Так что я понимаю обеспокоенность администрации США по этому поводу. Однако, если вы стремитесь закончить эту войну как можно быстрее, стратегия должна включать передачу Украине более мощного оружия. А также введения больших и лучших санкций против России. Потому что предоставление мощных вооружений – в частности, я говорю о ракетных комплексах большой дальности ATACMS и реактивных истребителях F-16 - ускорило бы окончание войны, в то время как их непредоставление ведет к тупиковой ситуации, которая может затянуться на годы. И я не согласен с администрацией Байдена на этот счет. Но я знаю, что они рассматривают возможность предоставления такого оружия, и, я думаю, что обсуждения продолжаются.

Михаил Комадовский: Теперь о переговорах в Саудовской Аравии. Украинское правительство назвало эти переговоры успешными. Тем не менее, мы не увидели ни явного прорыва, ни и явного раскола среди участников. Вы бы назвали эти переговоры успешными?

Майкл Макфол: Да, но не полностью успешными. Если бы они были полностью успешными, война была бы закончена. И это, конечно же, не случится без участия россиян. Путин и его правительство не присутствовало на переговорах. Но, на мой взгляд, эти переговоры были успешны в несколько другой плоскости. Это то, что вы только что упомянули: единство среди группы, которая обычно не высказывает единого мнения по поводу войны. То, вокруг чего они объединились, было умеренным. Но, я думаю, что для украинской дипломатии встреча была значительным продвижением их интересов и попыткой заслужить понимание международного сообщества к их позиции. Другое, что бы я отметил, - это то, что на переговорах присутствовали и китайцы, вместе с американцами, на очень высоком уровне. Советник по национальной безопасности Салливан, и с ним заместитель госсекретаря Нуланд. Я считаю, что это было очень важно, что и Госдепартамент, и Белый дом присутствовали. Иногда ходят слухи, что существуют разногласия между этими ведомствами (в вопросе Украины), но я так не думаю. И я считаю, что их присутствие было важным, но участие Китая в такой встрече помогает подорвать идею о том, что Китай будет поддерживать Россию, как бы то ни было. И в-третьих, украинская делегация была представлена Андреем Ермаком, главой офиса президента Зеленского. По большинству отзывов, это второй по влиянию человек в Украине. Он не формальный дипломат, и не советник по национальной безопасности, но все понимают, что он очень близок к президенту Зеленскому. И ему удалось провести двадцать, а может быть, даже тридцать встреч с другими советниками по национальной безопасности. Об этом сообщила украинская пресса. Это очень эффективное использование времени в Джидде, чтобы он мог переговорить непосредственно с советниками по национальной безопасности из других стран о позиции Украины в отношении мирного урегулирования. Вот почему я считаю, что эти переговоры были успешными для Украины и для Соединенных Штатов. Я считаю, что тот факт, что, что мы были там вместе с таким широким кругом стран, является хорошим знаком, что, когда дело дойдет до урегулирования, мы можем сыграть положительную роль.

Михаил Комадовский: Китай, по крайней мере публично, не стоит ни на стороне России, ни на стороне Украины. Вы верите, что Пекин будет продолжать поддерживать свое мирное предложение вместо мирной формулы президента Зеленского?

Майкл Макфол: Сложно сказать. Думаю, они пытаются вести очень тонкое взаимодействие, оставаясь рядом со своим партнером и союзником Россией, своим автократическим союзником, поддерживая дружественные безграничные партнерские отношения, соглашение о которых они подписали до вторжения Путина в Украину, и, с другой стороны, не отдаляясь от Запада слишком далеко, чтобы не навлечь санкции. Я считаю очень примечательным тот факт, что они ни разу не поддержали аннексию Крыма в 2014 году, а также провозглашенную Путиным аннексию четырех других регионов Украины. И я думаю, что задача президента Зеленского и его партнеров на Западе, включая Соединенные Штаты, - удержать Китай в стороне. И, наверное, надеяться, что они сыграют более активную роль, нереалистично, но то, что они все еще остаются такими нейтральными, какими они были с начала войны, я считаю большим достижением украинской дипломатии.

Форум

XS
SM
MD
LG