Линки доступности

Международное сообщество и Северная Корея


Официальная фотография высшего руководства Северной Кореи.
Официальная фотография высшего руководства Северной Кореи.

Недавние откровения Северной Кореи о том, что она располагает современным комплексом для обогащения урана, ошеломили ученых. Эксперты по Азии видят в этом последнюю попытку Пхеньяна добиться признания в качестве ядерной державы. Учитывая то, что переговоры по ядерной программе Пхеньяна были прерваны и неясно, приведут ли действующие санкции к прекращению ядерной активности Северной Кореи, у международного сообщества не так уж много вариантов разрешения этой проблемы.

Признание Северной Кореи о том, что она развивает две ядерных программы – одна по обогащению урана, а другая по производству плутония – стало новой проблемой для США и их союзников в регионе. Ее, по мнению экспертов, будет не так просто решить, учитывая, что Пхеньян проявляет все меньше готовности к отказу от своих ядерных программ.

Виктор Ча, возглавлявший азиатское направление в администрации Белого дома при президенте Буше, говорит, что Северная Корея рассматривает свои ядерные программы как гарантию безопасности и способ получения международного признания.

«Становится все более ясным, – говорит Ча, – что хотя они готовы к переговорам по отдельным частям своей программы, готовы «сдать в аренду» элементы своей программы, заморозить их на несколько лет, но, в конце концов, они хотят, чтобы мы признали членство Северной Кореи в «ядерном клубе».

Северная Корея предложила вернуться к шестисторонним переговорам о прекращении программ разработки ядерного оружия. В переговорах принимают участие Китай, Япония, обе Кореи, Россия и США. В прошлом году, однако, Пхеньян покинул переговоры, а вскоре после этого провел второе ядерное испытание.

Даглас Бэндоу из вашингтонского Института Катона говорит, что Северная Корея не проявила ни малейших признаков готовности отказаться от ядерных намерений.

«В действительности это (атомная бомба – «Голос Америки») главный козырь для переговоров, – говорит Бэндоу. – Кто будет обращать внимание на Север, если у них не будет этой программы? Неужели любимый руководитель (Ким Чен Ир – «Голос Америки») придет к военным и скажет им, что надо отказаться от самого важного оружия. Я полагаю, что когда на политическом горизонте КНДР маячит переходный период, это крайне маловероятно».

Аналитики отмечают, что обнаружение программы обогащения урана лишь осложнит слежение за ядерной активностью Северной Кореи. Получение плутония требует ядерных реакторов, за которыми проще следить со спутников, а заводы по обогащению урана скрыть гораздо проще. И уран, и плутоний могут использоваться для создания ядерного оружия.

Ну а если ядерных амбиций Пхеньяна недостаточно для беспокойства, то на этой неделе был произведен артобстрел южнокорейского острова, а в марте было потоплено южнокорейское военное судно «Чхонан», на котором погибли 46 моряков. Северная Корея говорит, что обстрел был оборонительной мерой, поскольку Южная Корея проводила военные учения на этой территории. Коммунистическое государство также отрицает, что несет ответственность за потопление «Чхонана».

Выбранная Соединенными Штатами линия поведения в отношении Северной Кореи носит название «стратегическое терпение». Ее смысл – ждать, что Северная Корея самостоятельно согласится отказаться от ядерного оружия, вместо того чтобы использовать различные стимулы, чтобы заставить Пхеньян вернуться за стол переговоров.

Однако, по мнению аналитиков, последние события показывают, что чем дольше ждет администрация США, тем больше времени появляется у Северной Кореи для развития своей ядерной программы.

Балбина Хван, приглашенный профессор в Университете национальной обороны, говорит: «Проблема в том, что наше убеждение, что Северная Корея сама должна от всего отказаться, возможно и справедливо с моральной точки зрения, но не будет работать на практике. Привлекать на переговоры Северную Корею – это правильно, но только если мы сами готовы что-то выложить на стол и провести очень серьезный разговор между США и союзниками, о том, что нужно сделать, чтобы ответить на вопросы в области безопасности, которые ставит Северная Корея. Любая другая дипломатия – это, честно говоря, лишь бесполезная трата времени».

Стивен Босворт, спецпосланник США по Северной Корее, уже встретился в Азии с представителями «шестерки», участвующих в переговорах с КНДР. Он говорит, что Китай, как принимающая сторона, и США согласились, что многосторонний, дипломатический подход является единственным реалистичным путем разрешения этих проблем.

Даглас Бэндоу из Института Катона говорит, что необходим позитивный пакет предложений, который получит поддержку Китая и будет направлен на разрешение беспокоящих Северную Корею вопросов, таких как экономическая помощь, торговля и дипломатическое признание.

«Я давно считаю, что у нас (США и КНДР – «Голос Америки») должны быть дипломатические отношения – по крайней мере, на уровне консульств, – говорит Бэндоу. – Это стало бы неким признаком уважения к Северу, что для них очень важно. Это откроет для нас небольшое окно в северокорейское общество. Это будет очень небольшая уступка с нашей стороны, но однозначно шаг в верном направлении».

Бэндоу добавляет, что США, возможно, придется признать Северную Корею в качестве ядерной державы, выбрав приемлемые формулировки: «Думаю, это должно быть запасным вариантом для США, если мы хотим остановить их от распространения и от наращивания арсенала ядерного оружия. Это не очень хороший вариант, но мы ведь не хотим, чтобы они превратились в центр распространения ядерного оружия?»

И все же без новых идей в отсутствие хорошего военного варианта развития событий, аналитики считают, что лучшим подходом могут быть попытки вернуть Северную Корею на переговоры о прекращении ее ядерной программы.

Виктор Ча отмечает: «Необходимо попытаться вернуться за стол переговоров с северокорейцами, с Китаем на вашей стороне, и заставить Пхеньян сделать свои ядерные производства предметом обсуждения».

Однако пока неясно, когда и на каких условиях могут возобновиться эти переговоры.

XS
SM
MD
LG