Линки доступности

Как положить конец войне: формула мира по-украински


Президент Украины Владимир Зеленский (архивное фото)
Президент Украины Владимир Зеленский (архивное фото)

Киев призвал провести мирный саммит в феврале 2023 под эгидой ООН, чтобы положить конец войне

КИЕВ – Правительство Германии принципиально приветствует предложение министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы о проведении международной мирной конференции по войне в Украине.

Однако Берлин полагает, что в настоящее время шансы на это невелики, цитирует Немецкая волна 28 декабря официального представителя МИД ФРГ Кристофера Бургера (Christofer Burger).

В принципе, любое предложение по прекращению агрессивной войны России является хорошим и правильным», – заявил он на пресс-конференции.

По словам Кристофера Бургера, решение о проведении, сроках и содержании возможных переговоров с Россией должно было принимать правительство в Киеве, однако «Россия не проявляет никаких признаков отказа от своих первоначальных военных целей».

Он отметил, что министр иностранных дел РФ Сергей Лавров вновь четко дал понять, что Россия продолжает добиваться разрушения государственности Украины: «Мы должны принять это к сведению. И именно поэтому наша поддержка Украины, ее права на самооборону остается неизменной», – заявил представитель МИД ФРГ.

В понедельник министр иностранных дел Украины заявил в интервью агентству «Ассошиэйтед Пресс», что Киев хочет проведения саммита, чтобы положить конец войне, не ожидая участия в нем России, из-за чего трудно предвидеть скорое окончание разрушительного вторжения.

Он отметил, что украинское правительство хотело бы провести мирный саммит к концу февраля.

«Организация Объединенных Наций могла бы стать лучшей площадкой для проведения этого саммита, потому что речь не идет о том, чтобы оказать услугу определенной стране, – сказал он. – Речь идет о привлечении всех к процессу».

Дмитрий Кулеба сказал, что Россия должна предстать перед трибуналом по военным преступлениям, прежде чем его страна начнет прямые переговоры с Москвой. В интервью министр рассказал о том, как Украина представляет себе окончание войны с Россией, хотя для проведения любых мирных переговоров потребуются месяцы.

Кулеба подчеркнул, что Украина сделает все возможное, чтобы выиграть войну в 2023 году: «Любая война заканчивается в результате действий, предпринятых на поле боя и за столом переговоров», – отметил он.

Предыстория Global Peace Formula Summit

В видеообращении 12 декабря к участникам саммита Группы семи (G7) президент Украины Владимир Зеленский предложил созвать специальный саммит по реализации украинской формулы мира.

«На саммите «Группы двадцати» в Индонезии я предложил украинскую формулу мира – десять четких пунктов, которые вполне реально выполнить. Для мира – для мира в Украине, в Европе, в мире. Все вы знаете, что это за десять пунктов. Я благодарен вам за поддержку нашей инициативы. Предлагаю созвать специальный саммит – Global Peace Formula Summit – чтобы определиться, как и когда мы сможем реализовать пункты украинской формулы мира», – сказал украинский лидер.

Он также призвал Россию «осуществить конкретный содержательный шаг к дипломатическому урегулированию, о котором в Москве так часто говорят».

В этом саммите, как заявил в эфире национального телемарафона «Единые новости» глава Офиса президента Украины Андрей Ермак, должно принять участие больше стран, чем голосовали в Генассамблее ООН по резолюции о территориальной целостности Украины.

Речь идет, отметил Андрей Ермак, о более чем 140 странах мира, сообщает украинский портал Новини.LIVE

В России отреагировали на предложение Украины

Любой мирный план с Украиной должен исходить из того, что российская армия не будет уходить с захваченных территорий и возвращать контроль над ними Киеву, сказал журналистам 28 декабря пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

«Пока нет ни одного «мирного плана» Украины, начнем с этого. Опять же, не может существовать никакого «мирного плана» Украины, не учитывающего сегодняшних реалий с российской территорией, с вхождением в состав России новых регионов – четырех (Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей в дополнение к аннексированному Крыму – ред.)», – отметил представитель Кремля, сообщают региональные медиа.

По его словам, ни один план, не учитывающий эти «реалии», созданные Россией, «не может претендовать на то, чтобы быть принятым».

Российские информационные агентства цитируют слова министра иностранных дел Сергея Лаврова о том, что «признание четырех новых субъектов России является неотъемлемой частью условий для начала переговоров с Украиной».

«Президент [РФ Владимир Путин] неоднократно говорил о том, что мы не отвергаем предложения достигать дипломатических договоренностей. Условия, на которых мы готовы начать обсуждать эти договоренности, хорошо известны. И неотъемлемой частью этих условий является принадлежность четырех регионов Российской Федерации», – заявил Лавров.

В мире о февральских переговорах

На сайте в редакционной статье китайской газеты Global Times отмечается, что мирный саммит без России невозможен.

«Мир между Россией и Украиной должен быть достигнут путем подталкивания к мирным переговорам с помощью международного сообщества. Что более важно, так это то, что и Москве, и Киеву необходимо проявить мирный жест и искренность в достижении мира», – пишут китайские журналисты.

Они также подчеркивают, что, судя по текущей ситуации, у обеих сторон нет консенсуса по поводу мира.

Исследователи вашингтонского Институту изучения войны (ISW) отмечают 28 декабря в Твиттере, что Кремль не заинтересован в серьезных переговорах, которые привели бы к окончанию войны.

«Вместо этого [Кремль] добивается временного прекращения боевых действий, что позволит ему переоборудовать и пополнить свои Вооруженные силы для дальнейших наступательных кампаний против Украины», – говорится в сообщении.

В нем также подчеркивается, что Россия постоянно пытается возложить вину за затягивание войны на Украину. Это необходимо Кремлю для того, чтобы повлиять на западных официальных лиц, и заставить Украину вести переговоры на условиях, более благоприятных для России, подчеркивает ISW.

Переговоры после полной деоккупации

Политический эксперт аналитического центра «Дом демократии» Анатолий Октисюк отмечает, что саммит и мирные инициативы Украины не предусматривают согласие с агрессивными требованиями России.

«Мирный план президента Зеленского, проведение саммита – это предложение для россиян уйти с оккупированных территорий и начать с Украиной процесс переговоров. Важное условие для переговоров – они начнутся, когда будут освобождены все оккупированные территории, включая Крым», – говорит Анатолий Октисюк корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

По его словам, любое иное решение, компромисс с Россией, «остановка войны на условиях войны» – только на пользу Кремлю.

«России нужно любое перемирие для того, чтобы перегруппировать свои силы. Для нее пауза в войне – это отложенный конфликт, на один или на несколько лет, но война не остановится. Россия попытается восстановить свои силы, чтобы снова продолжить войну. Поэтому условия, на которых Россия может сесть за стол переговоров с Киевом – полная деоккупация всех украинских территорий», – подчеркивает Анатолий Октисюк.

Саммит, позиция Запада и «третьих стран»

Политолог Олеся Яхно отмечает, что этот саммит должен четче показать позиции «третьих стран» – Китая, Индии, которые не поддержали санкции против России, но у них с ней есть экономические отношения, при этом они не заинтересованы в длительной войне.

«Это такой саммит – он не про мир, или мирные переговоры. Он о том, что считать миром, победой, как вообще на глобальном уровне реагировать на подобные вызовы. Это больше разговор, который должен более четко выявить позиции разных стран и поиск единства. Если оно будет найдено, то, возможно, делается расчет, что на политическом и дипломатическом уровнях это тоже будет своеобразное давление на Россию. Россия в принципе не может победить», – говорит Олеся Яхно корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Она отмечает, что кроме военных вопросов, сегодня существует «вопрос гарантий», о чем неоднократно заявлял Владимир Зеленский.

«Если это не НАТО, то это договор о гарантиях безопасности, а для Запада этот вопрос звучит так – чтобы эта война больше не повторилась, чтобы Россия не могла шантажировать ядерным оружием», – подчеркивает Олеся Яхно.

Политолог также считает, что важным моментом, определяющим эффективность решений анонсированного на февраль 2023 года саммита будет понимание западной политики по вопросам прекращения войны.

«На мой взгляд, этот саммит будет больше ориентирован на Запад. Позиции Украины и России разные, и предельно четкие. А Запад демонстрирует такую общую позицию, не совсем единую. У Запада есть свои опасения, которые касаются не только того, чтобы война не вышла за пределы Украины. Есть другие вопросы – подрыв газопроводов, подводных кабелей, другие сферы, где могут происходить гибридные процессы», – утверждает Олеся Яхно.

По ее словам, инициатива Украина на предстоящем саммите позволяет закрепить свои требования для будущих переговоров после завершения войны.

Форум

XS
SM
MD
LG