Линки доступности

Ситуация в Казахстане: контекст и прогнозы


Алматы, Казахстан. 9 января 2022 г.
Алматы, Казахстан. 9 января 2022 г.

Эксперты – о роли ОДКБ и протестном потенциале в Казахстане

В Казахстане продолжаются массовые задержания демонстрантов. Согласно данным государственных СМИ Казахстана, только 11 января было задержано около 1700 человек. Всего с начала акций протеста в республике было задержано более 11 000 человек. Количество жертв по официальным данным, составляет 164 человека, несколько тысяч человек были ранены.

Напомним, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отдал приказ стрелять на поражение во всех, кто не подчинится приказам представителей силовых органов, а самих протестующих он назвал «террористами». Кроме того, по просьбе Токаева на прошлой неделе в Казахстан прибыли военнослужащие стран, входящих в ОДКБ (Организацию Договора о коллективной безопасности), причём, в составе российского контингента немало тех, кто участвовал в военных действиях против Украины.

«Вчера Токаев был президентом при Назарбаеве, а сейчас – при Путине»

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовала с казахстанским оппозиционным политиком и блогером Ермеком Нарымбаем, который в настоящее время находится в Украине.

Напомнив, что Касым-Жомарт Токаев был и премьер-министром, и министром иностранных дел в правительстве Нурсултана Назарбаева, Ермек Нарымбай охарактеризовал нынешнего президента РК как «вечного заместителя». «Это – человек, которые не привык брать на себя ответственность. Вчера он был президентом при Назарбаеве, а сейчас он –президент при Путине. Он человек, который, по факту, оставил старое правительство, и он разочаровал людей, у которых были радужные надежды, что сейчас Токаев, который был “скован кандалами Назарбаева”, разгонит парламент, назначит новые выборы и начнёт преобразования. Ничего подобного – парламент не разгоняется, более того – ни одна идея по политическим реформам не предложена сегодня вообще», – считает собеседник «Голоса Америки».

Озвученные Токаевым экономические меры, по его мнению, напоминают «подачки» населению, в то время как политические требования, выдвигавшиеся участниками протестных акций, оставлены без внимания, поскольку «допустить народ к перевыборам, чтобы он взял на себя часть ответственности за власть – это непозволительная роскошь, которая может угрожать клану Назарбаева и Токаева».

Вместе с тем несмотря на то, что подавляющая часть требований казахстанской общественности выполнена не была, Ермек Нарымбай отмечает, что и по охвату территории Казахстана, и по продолжительности нынешние акции протеста оказались беспрецедентными. «Люди не уходили с митингов, это создавало проблемы для властей, полиция и силовые структуры были деморализованы, частично они переходили на сторону народа. В результате митинг в Алматы удалось подавить лишь к 7 января, и то только при помощи автоматных и пулемётных очередей», – отмечает казахстанский оппозиционер. И добавляет, что он видел документальные съёмки с места расстрела мирных демонстрантов снайперами.

В нынешней ситуации, по мнению Ермека Нарымбая, казахстанские власти дали народу ещё больший повод для недовольства, чем было в самом начале января. «Это – оккупация (страны) иностранными войсками. И многие митингующие сейчас говорят: “Мы готовы на время отставить все наши экономические претензии и требовать только одного – вывода иностранных войск”. На сегодня Токаев является, как в известной сказке, “калифом на час”. Не успел он освободиться из-под гнёта Назарбаева, хотя его (Назарбаева) люди остались и в команде Токаева, как он попал в путы Путина, пытаясь помешать победе революции. На самом деле, Токаев теряет один регион за другим, и ничего с этим сделать не может. Потому что силовики – его единственное преимущество – деморализованы и не способны ничего сделать в девяти регионах (где проходили массовые акции протеста – А.П.). А эти региона суммарно превышают площадь Украины, Беларуси и Турции вместе взятых. И он (Токаев), бежит от своего народа в объятья Путина, то есть – из огня да в полымя.

«Если выяснится, что Токаев действительно силён, то наказаний не будет очень много»

Между тем, во время прошедшего в среду в Алматы заседания оперативного штаба президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что на четверг запланировано начало вывода из страны контингента военнослужащих Организации Договора о коллективной безопасности.

«У меня были переговоры с руководителями соответствующих государств. Пользуясь возможностью, я хотел бы выразить признательность командованию контингента за проделанную работу в течение этих нескольких дней», – отметил Токаев.

Насколько серьёзно нужно относиться к подобным заявлениям? Этот вопрос корреспондент Русской службы «Голоса Америки» задала доктору исторических наук, главному научному сотруднику Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексею Малашенко.

«Думаю, что здесь может быть два варианта, а то и больше, – начал эксперт. – Во-первых, если действительно миссия выполнена и там (в Казахстане - А.П.) наступил покой, то войска (ОДКБ) могут уходить. И это – честь и хвала и Токаеву, и Путину. То есть – войска ввели по делу, никаких провокаций, никаких скандалов, они выполнили миссию, и - всё!

Это – один вариант, а второй вариант: Путин этого не хочет, а Токаев об этом уже заявил. Потому что быть президентом и набирать влияние, сидя на чужих штыках – просто невозможно.

Поэтому я думаю, что как бы ситуация ни складывалась, всё-таки, войска будут выведены намного быстрее, чем очень многие думают. И это выгодно и Путину, и особенно Токаеву», – прокомментировал заявление президента Казахстана Алексей Малашенко.

По мнению эксперта, в настоящее время Касым-Жомарт Токаев несколько успокоился, представив гражданам страны и внешнего мира новых членов Кабинета министров. «Хотя там и есть люди из прежнего правительства, но никаких выступлений или акций против него (Токаева) там не будет. Он полагает, что победил, или, как минимум, побеждает. Для подтверждения победы ему нужно подстраховаться, отсюда и эти аресты. Очень интересно, как дальше эту публику будут судить, какие сроки ей дадут, как её накажут. Если выяснится, что Токаев действительно силён, то я не думаю, что наказаний будет очень много – каким-то образом он будет готов к компромиссу. А другого выхода у него нет», – считает один из ведущих российских востоковедов.

Что же касается законности приглашения президентом Казахстана в свою страну войск ОДКБ, то Алексей Малашенко воздержался от однозначной оценки. «Тем более, что здесь приходится судить по аналогии: где было ОДКБ во время всех киргизских революций? Где была организация, когда было противостояние на границе Таджикистана и Кыргызстана? Наконец, где было ОДКБ во время войны за Карабах? Россия была, а ОДКБ не было! Поэтому тут могут быть разные мнения, но, в общем, большинство полагает, что таким образом (вводом контингента ОДКБ в Казахстан) Токаева спасли», – резюмирует главный научный сотрудник ИМЭМО.

«Родоплеменное устройство внутриполитической жизни Казахстана очевидно»

Политолог, эксперт по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов считает, что решение о просьбе ввода войск ОДКБ были принято Касым-Жомартом Токаевым самостоятельно. «Я полагаю, что Токаев хорошо понимает, что длительное военное присутствие иностранного происхождения, даже если это относится к представителям армий союзных государств, будет возбуждать весьма негативный фон среди населения страны», – начал Дубнов.

Собеседник «Голоса Америки» подчеркнул, что казахи очень чувствительно относятся к тому, что в соцсетях пишут об оккупации их страны. «Хотя, конечно, понятие "оккупация" в данном случае нерелевантно, тем не менее, удар по самоуважению, по идентичности и самостоятельности казахской государственности нанесён очень серьёзный.

Токаев это вовремя понял, и, кроме того, он отдаёт себе отчёт, что на самом деле внешней агрессии нет никакой, и что ссылка на присутствие "иностранных боевиков" – это уловка чистой воды. И что речь шла о верхушечном контрперевороте, потому что переворотом можно назвать его попытку отстранить Назарбаева от руля управления страной», – считает эксперт. И добавляет, что итоги произошедших событий в настоящее время устраивают как Токаева, так и Путина. «А если бы присутствие российских войск в Казахстане оказалось более длительным, то Москва дала бы повод считать, что сарказм госсекретаря США Энтони Блинкена, что, дескать, если русские куда-то пришли, то потом трудно добиться их ухода, имеет под собой все основания. Но зачем же Путину подыгрывать в этом американскому госсекретарю?!», – риторически замечает Аркадий Дубнов.

Согласно устоявшемуся мнению, в Казахстане, как и в других странах Центральной Азии сильны родоплеменные связи и традиции. Что делает практически невозможным демократизацию европейского образца с сопутствующему ей уважению к правам и свободам человека. Так ли это на самом деле?

«Да, родоплеменное устройство внутриполитической жизни Казахстана очевидно, просто об этом не принято публично говорить на бытовом уровне, – согласен Дубнов. – Поэтому было бы довольно наивно насаждать демократические элементы, которые хотели бы видеть в этой стране в мировом либеральном сообществе.

Но, тем не менее, городское население Казахстана, молодёжь и интеллигенция – и в первую очередь в таких основополагающих полисах, как Алматы, которая определяет тренды развития страны – очень обиделось бы, если бы ему сказали, что они – не более, чем "винтики" в государственной системе. Поэтому атмосферу гражданского общества Казахстана вполне возможно выстраивать, и тому были примеры, поэтому всё не так просто, и совсем не в чёрно-белом спектре», – заключает Аркадий Дубнов.

XS
SM
MD
LG